ТЕМА 6. Объемно-пространственная композиция
Урок 6.1 Приемы и средства построения, выявление объемной формы. Три основных типа объемной композиции. Принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы.
ПЛАН 1.Объем 2. Три типа объемной композиции 3. Приемы и средства построения 4. Выявление объемной формы УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Объемная композиция – имеет относительно равномерное развитие по трем координатам в пространстве и воспринимается при движении вокруг нее. Объем — первичная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив вертикально красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, обтекаемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объем — одна из самых активных форм. Недаром великий французский художник П.Сезанн (1839 — 1906) говорил, что "все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера". Объем в архитектуре, как правило, "скорлупа" вокруг пространства, имеющего определенное назначение. Внутреннее пространство влияет на формообразование объема, но необязательно вполне соответствует ему. Внешний объем выполняет не только роль ограждения, но и служит носителем определенной художественной концепции. Взаимодействие массы объемов и пространства, как внешнего, так и внутреннего, присуще любому произведению архитектуры и определяется главным образом концепцией зодчего — автора конкретного сооружения. Масса объемов и пространство всегда взаимодействуют в неразрывном единстве. При рассмотрении конструктивной структуры сооружения под массой понимают физическую массу конструкций (стен, перекрытий и т.п.). При решении объемно-пространственной композиции сооружения за массу принимается объем не только самих конструктивных элементов, но и пространство, заключенное внутри воспринимаемых извне границ сооружения (рис.1), а за пространство - внешнее пространство, непосредственно взаимодействующее с объемом, которое для краткости изложения можно назвать межобъемным (рис.2).
Рис. 1. Взаимосвязь внутреннего пространства и формы сооружения. Объем является выразителем художественной концепции произведения архитектуры а, б - внутреннее пространство соответствует форме архитектурного в, г - внутреннее пространство не соответствует внешней форме сооружения; а — павильон США на Международной выставке в Монреале (архит. и цнж. Б.Фуллер); б — церковь в Ярышеве Могилевского района, 1762 г.; в — храм Мьянпьягу в Пага- не. Бирма, XI в.; г — оперный театр в Сиднее (архит. Иорон Утцон) Рис. 2. Взаимодействие массы объемов и внешнего пространства а, б - внешнее пространство омывает объем со всех сторон; в, г – внешнее пространство проникает в массу объема; д, е – внешнее пространство разделяет объемы на самостоятельные элементы композиции. Объемная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладает именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему. Определение соотношения массы объемов и пространства основано на визуальном сравнении этих компонентов. Этот факт вносит определенную степень субъективности в рассмотрение композиции. Особенно в тех сооружениях, в которых соотношение массы, и пространства находится в относйтельно равных пропорциях. В архитектуре существует множество различных вариантов взаимодействия массы объемов и межобъемного пространства, которые объединяются в группы в соответствии с наиболее общими или типичными признаками этого взаимодействия.
Существуют три наиболее характерных типа объемной композиции. 1. Объемная композиция представляет собой относительно замкнутый объем, подчиненный форме одного простого или сложного геометрического тела. Внешнее пространство омывает форму, не проникая в его массу (рис.190). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов, сходных по принципу подчинения композиции одному простому или сложному геометрическому телу при условии, что внешнее пространство омывает объем со всех сторон. Например, объемная композиция здания муниципалитета в Курасике (рис.4) является композицией первого типа, форма его подчинена параллелепипеду. Проникновение пространства в объем между мощными опорами в первом этаже не нарушает цельности параллелепипеда.
В группе композиций данного типа наиболее характерны два варианта решения: а) когда композиция подчинена форме одного геометрического тела; б) когда композиция подчинена форме нескольких сопряженных в основной своей части объемов одинакового или различного геометрического вида (рис.2, 3). рис.3 рис.4 2. Объемная композиция представляет собой сочетание объемов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел. Внешнее пространство, проникая в массу сооружения, выделяет объемные элементы, связанные между собой (рис.5). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов решения. Например, композиция Успенского собора в Кеми (Карелия) является композицией второго типа (рис.6). В ней отчетливо видны объемы трех восьмериков с шатровыми покрытиями, которые покоятся на нижних кубических, связанных между собой переходами. Внешнее пространство активно проникает между этими объемными элементами. В группе композиций данного типа выделяется три наиболее характерных варианта решения: а) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении; б) когда композиция построена на сочетании различных объемов, образующих замкнутое (атриумное) пространство;
в) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внешнее пространство в горизонтальном направлении образующих курдонеры (см. рис.5 и 2, в, г). Пространство пронизывает композицию в различных направлениях: в вертикальном, расчленяя сооружение преимущественно в верхней части (см. рис. 5, а), например, композиция готических соборов, многоглавых деревянных и каменных церквей, или в горизонтальном направлении, расчленяя сооружение на блоки и образуя курдонеры (см.рис. 5, б). Так решены композиции сооружений русского и европейского классицизма, многих современных учебных заведений, санаторных комплексов и других сооружений, в которых функционально необходима внутренняя, связь всех объемов. В сооружениях, композиция которых включает атриумное пространство (египетские храмы, итальянские палаццо, современные общественные сооружения с внутренними двориками и т.п.) пространство проникает в вертикальном направлении (рис.5, в). Рис.5 Внешнее пространство, проникая в массу, выделяет объемные элементы, связанные между собой, композиция подчинена сочетанию объемов а – развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении; б – образующих замкнутое атриумное пространство; в – развивающихся во внешнее пространствов горизонтальном направлении и образующих курдонеры.
рис.6
В группе композиций данного типа выделяется два наиболее характерных варианта решения:
а) когда композиция строится путем сопоставления отдельно стоящих объемов, выделенных из окружающего пространства материальной границей, являющейся элементом данной композиции; б) когда композиция сгруппированных объемов размещается на определенной территории, не имеющей материальных границ (см. рис.7 и 2, д, е). Наиболее характерными композициями третьего типа являются дворцовые и монастырские комплексы, административные центры современных городов. Выделение трех характерных типов объемной композиции не означает, разумеется, жесткой дифференциации архитектурных сооружений на три группы. Существуют сооружения, в композиции которых соотношение массы объемных элементов и внешнего межобъемного пространства находится в равновесии и нельзя однозначно определить, к какой группе принадлежит такое сооружение. Знание особенностей взаимодействия объемов композиции способствует более точному определению приемов и средств, необходимых для ее построения.
Рис.7 Внешнее пространство, омывая каждый объем, подчиняется их массе
а – сопоставление отдельно стоящих объемов, выделенных из окружающего пространства материальной границей;
б — сгруппированные объемы размещаются на определенной территории, не имеющей материальных границ.
рис.8 Приемы и средства построения. Архитектурная форма богаче и сложнее, чем простое соотношение массы и пространства. Построение композиции включает и процесс гармонизации, благодаря которому все элементы и детали архитектурной формы приводятся в соответствие с общим замыслом. Если соотношение массы и пространства принадлежит логической и более объективной стороне построения композиции, то гармонизация этих компонентов, их пластическая разработка в значительной степени носит субъективный, эмоциональный характер. Учет особенностей эстетического восприятия и эмоциональной оценки произведения, архитектуры человеком имеет важное значение при построении композиции, ее пластической разработки, поскольку именно пластика формы способствует выявлению художественного образа архитектурного произведения. Умение архитектора совершенствовать уже знакомые и простые архитектурные формы актуально в любой исторический период развития архитектуры. В каждый исторический период гармонизации архитектурных объемов осуществлялась по своеобразным, созвучным времени приемам. Однако в основе их всегда лежали определенные средства архитектурной композиции, независимые от смены стилевых направлений в развитии архитектуры. Архитектору необходимо знать эти средства, особенности их взаимодействия, уметь пользоваться ими, добиваться с помощью этих средств желаемой эстетической выразительности произведении.
Процесс построения объемной композиции можно расчленить на этапы, в зависимости от степени проработки по принципу "от общего к частному", соответствующие реальному процессу проектирования. Каждый этап фиксирует качественный уровень построения и гармонизации архитектурной формы: 1 — определение соотношения объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Здесь определяется тип объемной композиции, уточняется соотношение массы объемов и внешнего пространства; 2 — определение соотношения объемов между собой. Здесь определяются и уточняются геометрические характеристики объемов, приводится к гармоничному единству их взаимодействие; 3 — пластическая разработка поверхностей объемных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы элементов, гармонизация элементов и деталей сооружения. Сравнивая между собой три типа объемной композиции, легко заметить, что композиционное решение становится все более многослойным по мере увеличения активности межобъемного пространства. Если в композиции I типа (рис. 2) гармонизация осуществляется главным образом на уровне пластической разработки поверхностей объема, то в композициях II и III типа прежде всего уточняется соотношение массы объемов и межобъемного пространства, затем находится гармоничное соотношение объемных элементов между собой и, наконец, пластически разрабатывается каждый объем в композиционной взаимосвязи с общим решением художественного образа. На каждом этапе построения композиции те или иные композиционные средства становятся наиболее активными. Так, при определении соотношения объемов и внешнего пространства наиболее активно используются "положение в пространстве" и "величина";
при организации архитектурных объемов — "симметрия", "асимметрия", "тождество", "нюанс", "контраст" и "геометрический вид";
при пластической разработке поверхностей архитектурных объемов — "пропорции", "членения", "цвет", "фактура", "метр", "ритм".
Однако все композиционные средства могут использоваться на каждом этапе построения архитектурной формы, к примеру, "пропорции" могут меняться при определении "величины" и при выборе "геометрического вида" объема.
Выявление объемной формы Задача в данном случае заключается в том, чтобы выявить характер объемной формы и решить ее как объемную композицию. Решение начинается с оценки характера и особенности формы. Форма может иметь следующие особенности: 1. соотношение сторон: грани по трем координатам равны или почти равны (рис. 9). К этим формам относятся куб, параллелепипед. Возможны другие формы: шар, конус и т.д. Преобладание вертикальной координаты над другими (рис. 10), преобладание горизонтальных координат над вертикальной (рис. 11); Рис.9 рис.10 рис.11
2. в плане форма может быть: простой геометрической фигурой (рис. 12), сложного очертания (рис. 13);
Рис.12 рис.13
3. положение в пространстве главной оси формы: вертикальное направление (рис. 14, а), горизонтальное (рис. 14, б) и наклонное (рис. 14, в).
Рис.14
Таким образом, объемная форма может иметь горизонтальный, вертикальный или наклонный характер в зависимости от величины граней и положения к горизонту. В некоторых случаях форма может быть усложнена применением поверхностей различной кривизны: сферической, двояковыпуклой и т.д.
При оценке характера формы необходимо изучить условия восприятия формы зрителем. Форма может находиться в открытом пространстве и восприниматься со всех точек зрения равноценно. В таком случае предполагается круговой обход формы (рис. 15). В другом случае, объем может находиться в сложном пространстве и иметь определенную ориентацию. Здесь появляется одна из нескольких точек зрения и второстепенные (рис. 16). Рис.15 рис.16
Чтобы выявить объем, необходимо ввести соответствующие элементы, подчеркивающие характер данного объема, положение его в пространстве, сделать его выразительным при любом освещении. Приступая к выявлению формы, необходимо помнить, что решение должно быть целостным, композиционно законченным. Композиция должна восприниматься в развитии, последовательно, в процессе обхода вокруг формы.
Для выявления объемной формы, так же как и для выявления фронтальной поверхности, используются следующие приемы, обусловленные характером самой формы:
рис.17 рис.18 Центр информации в Кофу
по направлению — вертикальные, горизонтальные (рис. 19, 20) и наклонные (рис. 21, 22);
Рис.19 рис.20 Собор в Сиене рис.21 рис.22 Стадион Сан-Сиро в Милане
по очертанию — прямолинейные, криволинейные, ломаные и сложные (рис. 22, 23); по пластике — членения могут лежать в плоскости формы, выступать или быть заглубленными (рис. 22, 24).
Рис 28 Мраморный мостик в Пушкине
2. Сопоставление контрастных поверхностей (рис. 25, 26). 3. Сопоставление массы и пространства (рис. 27, 28). 4. Фактура и цвет. Последний прием применяется лишь для придания композиции большой выразительности и законченности. Для композиционного решения можно использовать один или несколько перечисленных приемов. Главное, чтобы решение было лаконичным и давало ясный ответ на поставленную задачу. Если композиция имеет одну или несколько главных точек зрения, то, естественно, композиция с этих сторон должна решаться более активными средствами. Другие стороны могут быть решены более лаконично и подчеркивать основную тему.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие существуют типы объемной композиции? 2. Что такое масса в объемной композиции? 3. Как с помощью членений подчеркнуть вертикальность объемной композиции? 4. Можно ли превратить куб из статичной формы в динамичную?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|