Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Организация и исследования когнитивных нарушений у пациентов, перенесших инсульт однократно и повторно




Этапы проведения исследования

Работа была организована в четыре этапа.

Первый этап – поисково-теоретический (ноябрь 2013 – январь 2014 гг.): был осуществлен выбор темы исследования, изучены и проанализированы психологическая литература, научные статьи, монографии по изучаемой проблеме. На данном этапе проходило теоретическое осмысление темы, определена ее актуальность; выделены объект и предмет исследования, определены его цель и задачи, гипотезы.

Второй этап – опытно-экспериментальный (февраль – март 2014 гг.) осуществлялось диагностическое исследование различных аспектов когнитивной сферы инсультных больных: памяти, «лобных» функций, функции речи, зрительно-пространственных праксисов, кратковременной памяти, лобных дисфункций и т.ли. Были отобраны следующие методики для исследования: «Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)», тест «Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCa)», Тест «Мини-Ког»(Mini-Cog), «Батарея тестов для оценки лобной дисфунции (БТЛД)» Был проведен корреляционный анализ полученных результатов. На основе полученных данных были определены проблемные задачи, реализация которых осуществлялась на следующем этапе.

Третий этап – коррекционный (март – апрель 2014 гг.). Здесь была разработана коррекционная программа с использованием метода сказкотерапии, направленная на снижение уровня тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Коррекционная программа состояла из 12-ти занятий для детей и 4-х занятий для их родителей. Общая продолжительность занятий составила 1,5 месяца. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине дня 2 раза в неделю.

Четвертый этап – заключительно-обобщающий (май – июнь 2014 гг.). Произведено обобщение результатов исследования до и после коррекционной работы, проведена оценка эффективности использования метода сказкотерапии в процессе коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. Сделан математико-статистический анализ результатов исследования, подведены итоги, сформулированы выводы и даны практические рекомендации, осуществлено литературное оформление исследования.

Общая характеристика выборки

Выборку испытуемых в рамках данного исследования составили 100 человек в возрасте от 45 до 80 лет. Из них в первой группе испытуемых нами было исследованы 50 инсультных больных, поступивших в первый раз

(среди которых было 24 женщин и 26 мужчин разных возрастов). Во второй группе испытуемых нами были исследованы так же 50 инсультных больных, но уже поступившие повторно (из них 28 женщин и 22 мужчин).

Исследование проходило на базе БУ ЧР «Городская клиническая больница №1» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, среди пациентов реабилитационного отделения после инсультов. Данное исследование и выбор испытуемых был обусловлен работой медицинского психолога, которая отмечала имеющиеся у своих пациентов наличие разной тяжести когнитивных нарушений поле перенесенного заболевания, а именно инсульта. Наличие нарушений после перенесенного заболевания вызвало опасение и тревогу у родственников и близких за благополучие эмоциональной и когнитивной сферы инсультных больных в будущем при взаимодействии в привычной среде.

Многие авторы отмечают, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. То есть работа по исследованию сохранности когнитивной сферы у пациентов, перенесших заболевание первично и повторно на наш взгляд является наиболее актуальной.

 

Методы исследования

Задачи и гипотезы исследования, а также особенности изучаемого контингента, обусловили выбор совокупности методов исследования. Для выявления истинности гипотезы, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики нами были отобраны четыре методики. Рассмотрим их подробнее.

Изучение уровня когнитивной сферы пациентов, перенесших инсульт однократно и повторно с помощью теста

«Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)» [ ]

Цель данной методики – выявление возможных когнитивных нарушений, в частности, деменции.

Экспериментальный материал данного теста состоит из 30 пунктов, каждое задание которого направлено на краткую оценку арифметических способностей человека, его памяти и ориентирования. В тесте есть несколько областей когнитивного функционирования, которые нужно охватить: ориентировка во времени, месте и местности; внимание и сосредоточения; фиксирование нового материала и его припоминание после отвлечения; простой счёт; узнавания предметов и лица; демонстрация адекватного использования предметов повседневного пользования, использование письменного и устного вещания; воспроизведение в памяти общеизвестных фактов, как исторических, так и недавних.

Готовые задания данной методики были даны инсультным больным в строго перечисленном порядке. Выбор и ответы испытуемых фиксировались в специальных готовых бланков ответа. Полученные данные вносились в специальный протокол данных.

На основании данных протокола вычислялся индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделялись на 3 группы: высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

 

Методика выявления умеренной когнитивной дисфункции «Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCa)» [ ]

Данная методика направлена на быструю оценку умеренной когнитивной дисфункции. Она оценивает различные когнитивные сферы: внимание и концентрацию, исполнительные функции, память, язык, зрительно-конструктивные навыки, абстрактное мышление, счет и ориентацию у инсультных больных.

Экспериментальный материал данного теста состоит из 11 заданий, в каждом из которых несколько пунктов. Приписывается один балл за каждый правильно названный пункт.

Были приготовлены специальные бланки ответов для пациентов. Выбор и ответы испытуемых фиксировались в специальных готовых бланков ответа. Полученные данные вносились в специальный протокол данных.

Испытуемым предлагалось выполнить задания экспериментатора в заданном порядке. У испытуемых проверялись различные когнитивные аспекты: и память, и абстрактное мышление, беглость речи и т.ли. Время для проведения теста составляла примерно 10 минут.

Методика позволила выявить степень умеренной когнитивной дисфункции пациентов.

Методика для определения деменции

Тест «Мини-Ког»( Mini-Cog) )» [ ]

Цель данной методики - определения деменции. Метод включает в себя оценку кратковременной памяти (запоминание и воспроизведение 3-х слов) и зрительно-пространственной координации у инсультных больных.

Главное преимущество методики заключается в ее высокой информативности при одновременной простоте и быстроте выполнения. Данная методикам широко используется как для диагностики сосудистых, так и первичных дегенеративных Когнитивных нарушений т.к. включает пробы на память и «лобные» функции (тест рисования часов). Выполнение теста занимает не более 10 минут.

Пациентам давалась следующая инструкция: «Повторите 3 слова: лимон, ключ, шар». Слова произносились максимально четко и разборчиво, со скоростью 1 слово в секунду. После того как пациент повторил все 3 слова, просим: «А теперь запомните эти слова. Повторите их еще 1 раз». Добиваемся того, чтобы пациент самостоятельно вспомнил все 3 слова. При необходимости повторяли слова до 5 раз.

Далее, даем инструкцию испытуемым: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате и со стрелками». Все цифры должны стоять на своих местах, а стрелки должны указывать на 13 ч 45 мин». Больной должен самостоятельно нарисовать круг, расставить цифры и изобразить стрелки. Подсказки не допускаются. Больной не должен смотреть на реальные часы на руке или стене. Вместо 13 ч 45 мин можно просить поставить стрелки на любое другое время.

После того, как испытуемый выполнит здание, даем следующею инструкция: «Теперь давайте вспомним 3 слова, которые мы учили вначале». Если больной не может самостоятельно припомнить слова, то можно предложить подсказку, например: «Вы запоминали еще какой-то фрукт, инструмент, геометрическую фигуру». Невозможность вспомнить после подсказки хотя бы 1 слово или ошибки при рисовании часов свидетельствуют о наличии клинически значимых когнитивных нарушений.

 

Методика «Батарея тестов для определения лобной дисфункции» (БТЛД)для определения лобных деменции [ ] Цель данной методики - выявления деменции с преимущественным поражением лобных долей (лобно-височная деменция) или подкорковых образований мозга. Методика состоит из 6 пунктов. Батарея лобной дисфункции ниже 11 баллов подтверждает наличие лобной деменции.  
   

Математико-статистический анализ. Программа Excel.

Коэффициент линейной корреляции Карла Пирсона – это многофункциональный параметрический критерий согласованности, позволяющий оценивать степень взаимосвязи изменчивости двух равных по количеству значений наборов данных. Данная программа с помощью электронных таблиц помогает анализировать данные (таблицы, диаграммы, графики) и выполнять вычисления, работать со списками, упрощает доступ и анализ деловой информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...