Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подросткового возраста




 

В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он – также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.

Существуют разные критерии определения границ подросткового периода. Для одних исследователей первые менструации (менархе) и эякуляции (эякулярхе) начало, а для других – конец полового созревания. Более динамичная точка зрения состоит в выделении этапов: 1) препубертатного – от начала полового оволосения и ускорения роста до менархе и эякулярхе; 2) пубертатного – от менархе и эякулярхе до остановки роста; 3) постпубертатного, или юношеского, - от остановки роста до полной репродуктивной и психологической зрелости. Репродуктивная зрелость связана с завершением соматического полового развития, когда организм готов к воспроизведению вида, признаками чего у женщин являются регулярные овуляторные циклы при закончившейся соматической реорганизации, а у мужчин – регулярная продукция зрелых сперматозоидов (2).

Биологические механизмы полового созревания обеспечиваются перестройками в гипоталамо-гипофизарно-гонадо-адреналовой системе и процессами, обусловленными гормональной функцией половых желез.

По мнению Д.Н. Оудсхоорна, слово «пубертат» акцентирует внимание на физиологическом созревании, а термин «подростковый возраст» – на психологических и социокультурных изменениях (72). В отечественной психологии термином «пубертат» обозначают и психологические характеристики.

Первым, кто четко сформулировал концепцию о единстве биологического и социального в генезе пубертатного криза, был Л.С. Выготский: критические периоды в психическом созревании необходимы, они обусловлены логикой самого процесса развития, характеризующегося не только негативными явлениями, но и обязательно созидательными. Пубертат протекает критически только при определенных условиях развития, при этом на такое его течение влияет не столько «внешняя обстановка развития» (23), сколько тесное неповторимое взаимодействие постоянно меняющихся среды и ребенка, проходящего определенные стадии развития. Критический характер развития в период пубертата объясняется незаконченностью в формировании разных органов и систем, а также повышенной реактивностью, обусловливающей чрезвычайную чувствительность (72).

Содержание пубертатного периода складывается из двух основных процессов созревания – физиологического и психологического. Эти процессы рассматриваются в тесном динамическом единстве, хотя каждый из них сохраняет известную автономию и неравномерность по форме, функциям и социальному значению. Физиологическое созревание включает в себя наряду с половым метаморфозом дозревание центральной нервной системы. Становление биологического и физиологического гомеостаза, системы «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников – половые железы», нейрогуморальной регуляции. Физиологические процессы, лежащие в основе психического созревания, во многом определяют периодизацию пубертатного развития. Психологическое развития заканчивается после полового, а социальное развитие завершает процесс созревания в целом.

С 20-х годов XX века (Н. Homburger, - по 18, с.33) резко выраженные психологические особенности подростков стали обозначать как «подростковый комплекс». В это понятие включают: импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Buhler, A. Gessel, - по 18, с.33), сенситивность (чувствительность к оценке другими своей внешности), рост способностей, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых (A. Gessel, - по 18, с.33; А.Е. Личко); сочетание чувствительности с поразительной черствостью, болезненной застенчивости – с нагловатостью, жажды признания – с бравированием независимости, отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров, чувственного фантазирования – с сухим мудрствованием (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко); эгоцентризм юношеского мышления, тяготение к теоретизированию (Ж. Пиаже); диффузное расплывчатое «Я», ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы, «кризис идентичности» (Е. Erikson); стремление к освобождению от детской независимости, оппозиционную готовность, максимализм в оценках, непереносимость опеки, многообразие переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированные колебания настроения (К.С. Лебединская).

Образное описание психики подростка было дано в свое время П.Б. Ганнушкиным: «Естественный и здо­ровый протест подростков против часто злоупотребляю­щих своим авторитетом старших вырастает в бессмыслен­ное упрямство и нелепое противодействие всякому разумному совету. Развиваются заносчивость и самоуве­ренность. Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим, создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувства недовольства собой. Наличие только что про­будившихся новых влечений при отсутствии еще вводя­щего их в определенные границы серьезного содержания, страстное искание признания собственной значительнос­ти и зрелости при невозможности этого добиться, – все это побуждает юношу ставить себе цели явно недостижи­мые, заставляющие его казаться больше, чем он есть, и при­дает его мимике и жестам оттенок напыщенности и теат­ральности» (34).

Большое значение имеют данные о становлении социа­лизации личности. Так, в младшем подростковом возрасте (12-14 лет) появляются недоверчивость и критичность, безжалостное обличение лицемерия и неискренности взрос­лых, в тех случаях, когда они говорят одно, а делают другое. В ходе отношений, складывающихся со взрослыми, подросток легко теряет уверенность в прочности своего положения.

Ш. Бюлер (Buhler Ch., 1931) разделила пубертатный криз на две фазы - негативную (12-14 лет) и позитив­ную (15-18 лет), каждой из которых дала обобщенные характеристики.

1. Негативная.

Начало в допубертатный период (беспокойство, тревога, раздражительность).

Период мечтаний, противоречивых чувств, меланхолии.

2. Позитивная.

Постоянная близость с природой, по-новому воспринимает искусство, появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости.

Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Начинаясь с кризиса, весь подростковый период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом (13).

Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в данном возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые (10). На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темпы полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Много изменений происходит в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Также нужно отметить и эмоциональную нестабильность, т.е. их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Подросток не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется чаще всего во внешнем облике, в манерах. Подражание идет и по линии развлечений.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста (13).

Чувство взрослости – это особая форма самосознания подростка, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, определяет специфические направления и содержание его социальной активности, систему новых стремлений. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии личности подростка. Чувство взрослости подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию (13). Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть, учебы. В семье к подростку предъявляются более высокие требования, за ними признают больше прав и обязанностей, что ведет к высоким требованиям, предъявляемым подростком самому себе. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. А к концу периода ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности, у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пространственно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себя, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в самом себе порождают и исповедальность в общении со сверстниками, и дневники, которые начинают вести именно в этом возрасте, стихи и фантазии.

Образы «Я», которые создает в своем воображении подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» – так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств, приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция (45).

К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания. В данном возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт (37).

Очевидно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.

Наряду с учебной деятельностью у подростка большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга (45).

На примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворовой компании, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней (60).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...