Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы экспериментального исследования




 

По результатам экспериментально-психологического исследования структуры ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей можно сделать выводы:

· Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широта взглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие».

· Наименее выраженными у подростков из неполных семей являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», воспитанность».

· У подростков из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость» и из целей-средств – «рационализм», которая снижается по рангу.

· В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа», «любовь», «аккуратность», «жизнерадостность», «образованность». Заметно противоречие: подростки хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. Заметим, что при проведении исследования подростки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте подростков. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей.

· У старшеклассников в полных семьях ценности «жизненная мудрость», «свобода», «независимость», «терпимость» занимают высокие ранги в сравнении с показателями старшеклассников из неполных семей, у последних наиболее значимой является «интересная работа», то есть быть социально успешными. Эти показатели подтверждаются данными, полученными с использованием t- критерия Стьюдента, для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами учащихся из полных и неполных семей. Выявлена положительная корреляционная связь ценностей «жизненная мудрость», «свобода», «независимость и «терпимость». Они являются более значимыми для подростков из полных семей. Для учащихся из неполных семей перечисленные ценности падают по рангу, а ранг «интересная работа» увеличивается.

· По данным математической статистики, полученным с использованием t-критерия Стьюдента, при разделении выборки по половой принадлежности выявлена положительная корреляция между ценностями «любовь» и «уверенность в себе» у мальчиков из полных и неполных семей. По остальным показателям корреляционных связей не обнаружено. При ориентации на духовную и физическую близость с любимым человеком у мальчиков наблюдается рост уверенности в себе, что дает им состояние внутренней гармонии, свободы от внутренних противоречий, таким образом, повышается социальная успешность мальчиков.

· Данные, получены с использованием t-критерия Стьюдента перекликаются с данными, полученными с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Выявлены одинаковые различия по обеим выборкам, в том числе и по половой принадлежности.

· Для мальчиков в обеих выборках наиболее значимыми являются следующие ценности-цели: «красота природы и искусства», «творчество», «счастье других», «развлечение», менее значимы: «познание», «продуктивная жизнь», из ценностей-средств: «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «исполнительность», также менее высокий ранг по показателям: «широта взглядов», «исполнительность», «эффективность в делах». Самый низкий ранг имеют ценности «наличие хороших друзей», «честность».

· Для девочек из обеих групп наиболее значимыми ценностями, кроме вышеперечисленных у мальчиков, являются (но менее значимыми по рангу): «развитие» и «общественное признание» «продуктивной жизни», а к ценностей-средств прибавляются «рационализм», «чуткость» и «терпимость». Самые низкие показатели имеют ценности: «любовь», «здоровье», «воспитанность», «честность».

· Заметна общая тенденция направленности на развлечения у обоих полов, на легкость отношений и общения, при этом не ценятся честность, преданность, воспитанность, наличие верных, хороших друзей.

· Отметим разницу в системе приоритетов у мальчиков из полных и неполных семей. У старшеклассников из полных семей в блок значимых добавляются ценности «жизненная мудрость», «познание», «терпимость», падает по рангу «интересная работа». У старшеклассников из неполных семей добавляется падение по рангу «наличие хороших и верных друзей».

· У девочек из полных семьей значимыми являются ценности «жизненная мудрость», «чуткость», «широта взглядов», низкое значение приобретает «образованность». Девочки из неполных семей отдают предпочтения в дополнение к значимым для всех девочек, таким ценностям как «рационализм», «эффективность в делах». Минимальный ранг имеют: «свобода», «уверенность в себе», «честность».

· При проведении обследования учащихся по тесту «Осознанность жизненных целей» выявлено, что большая часть старшеклассников, 44 человека из 60 (78,3%), имеют разносторонние интересы и цели, но отдают предпочтение развлечениям, что отражено в нашем исследовании.

Итак, структура ценностей современного подростка динамична, неоднозначна, характеризуется направленностью на «жизненную мудрость», «свободу», «независимость», «терпимость», «интересную работу», «любовь» и «уверенность в себе». В них отражена специфика возраста: «чувство взрослости», ориентация на собственный опыт, потребность в самоутверждении. Мы выявили различия в структуре ценностных ориентаций старшеклассников как при разделении на семьи полные и неполные, так и по половой принадлежности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

По результатам различных исследований можно сделать вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности [4]. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Исследования ценностных ориентаций, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу.

По результатам экспериментально-психологического исследования структуры ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей мы выявили такие различия:

Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широта взглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие». Наименее выраженными у подростков из неполных семей являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», воспитанность». У подростков из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость» и из целей-средств – «рационализм», которая снижается по рангу. В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа», «любовь», «аккуратность», «жизнерадостность», «образованность». Заметно противоречие: подростки хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. Заметим, что при проведении исследования подростки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте подростков. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей. У старшеклассников в полных семьях ценности «жизненная мудрость», «свобода», «независимость», «терпимость» занимают высокие ранги в сравнении с показателями старшеклассников из неполных семей, у последних наиболее значимой является «интересная работа», то есть быть социально успешными. Эти показатели подтверждаются данными, полученными с использованием t- критерия Стьюдента, для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами учащихся из полных и неполных семей. Выявлена положительная корреляционная связь ценностей «жизненная мудрость», «свобода», «независимость и «терпимость». Они являются более значимыми для подростков из полных семей. Для учащихся из неполных семей перечисленные ценности падают по рангу, а ранг «интересная работа» увеличивается. По данным математической статистики, полученным с использованием t-критерия Стьюдента, при разделении выборки по половой принадлежности выявлена положительная корреляция между ценностями «любовь» и «уверенность в себе» у мальчиков из полных и неполных семей. По остальным показателям корреляционных связей не обнаружено. При ориентации на духовную и физическую близость с любимым человеком у мальчиков наблюдается рост уверенности в себе, что дает им состояние внутренней гармонии, свободы от внутренних противоречий, таким образом, повышается социальная успешность мальчиков. Данные, получены с использованием t-критерия Стьюдента перекликаются с данными, полученными с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Выявлены одинаковые различия по обеим выборкам, в том числе и по половой принадлежности. Для мальчиков в обеих выборках наиболее значимыми являются следующие ценности-цели: «красота природы и искусства», «творчество», «счастье других», «развлечение», менее значимы: «познание», «продуктивная жизнь», из ценностей-средств: «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «исполнительность», также менее высокий ранг по показателям: «широта взглядов», «исполнительность», «эффективность в делах». Самый низкий ранг имеют ценности «наличие хороших друзей», «честность». Для девочек из обеих групп наиболее значимыми ценностями, кроме вышеперечисленных у мальчиков, являются (но менее значимыми по рангу): «развитие» и «общественное признание» «продуктивной жизни», а к ценностей-средств прибавляются «рационализм», «чуткость» и «терпимость». Самые низкие показатели имеют ценности: «любовь», «здоровье», «воспитанность», «честность».

Заметна общая тенденция направленности на развлечения у обоих полов, на легкость отношений и общения, при этом не ценятся честность, преданность, воспитанность, наличие верных, хороших друзей. Отметим разницу в системе приоритетов у мальчиков из полных и неполных семей. У старшеклассников из полных семей в блок значимых добавляются ценности «жизненная мудрость», «познание», «терпимость», падает по рангу «интересная работа». У старшеклассников из неполных семей добавляется падение по рангу «наличие хороших и верных друзей». У девочек из полных семьей значимыми являются ценности «жизненная мудрость», «чуткость», «широта взглядов», низкое значение приобретает «образованность». Девочки из неполных семей отдают предпочтения в дополнение к значимым для всех девочек, таким ценностям как «рационализм», «эффективность в делах». Минимальный ранг имеют: «свобода», «уверенность в себе», «честность».

При проведении обследования учащихся по тесту «Осознанность жизненных целей» выявлено, что большая часть старшеклассников, 44 человека из 60 (78,3%), имеют разносторонние интересы и цели, но отдают предпочтение развлечениям, что отражено в нашем исследовании.

Итак, структура ценностей современного подростка динамична, неоднозначна, характеризуется направленностью на «жизненную мудрость», «свободу», «независимость», «терпимость», «интересную работу», «любовь» и «уверенность в себе». В них отражена специфика возраста: «чувство взрослости», ориентация на собственный опыт, потребность в самоутверждении. Мы выявили различия в структуре ценностных ориентаций старшеклассников как при разделении на семьи полные и неполные, так и по половой принадлежности.

При проведении нашего исследования трудностью для подростков оказалось определение того, насколько выражена та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте подростков. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей. Из положительных наблюдений было отмечено, что работа с методикой «Ценностных ориентаций» активизировала внутреннюю духовную и мыслительную деятельность, позволила задуматься над смыслом жизни, над своей направленностью, побудила к пересмотру и определению некоторых ценностей и своих целей. В ходе практической деятельности отметила, что работа с группой неуправляемых подростков меня не пугает, а доставляет некоторое удовольствие.

Гипотеза нашего исследования о предположении, что существуют различия в структуре ценностей подростков в полных и неполных семьях полностью подтвердилась.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63-70.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

4. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для на­родного хозяйства: Сб. науч. трудов. — Горький, 1982. — С. 116-129.

5. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 426-433.

6. Аргудяева Ю.В. Труд и быт молодежи. Москва, Мысль 1998

7. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна "Человек - мир" // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.

8. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.

9. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. — Иркутск, 1986. — С. 3-17.

10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.

11. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —367 с.

12. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

13. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния вос­питания и семейных отношений: Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.— 512 с.

14. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

15. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове­ка.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. —270 с.

16. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи М. Высшая школа 1988

17. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности. М., 1995.

18. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997, № 1.

19. Бутенко А. Идеология для России // Высшее образование в России №4, 1997. С.52

20. Виноградов В.В. Гормоны, адаптация и системные реакции организма.- Мн.: Наука и техника, 1989.

21. Волкова М., Шустров А. Любимый герой у старшеклассников // Воспитание школьников 1999 №3 (май-июнь) с. 47-49.

22. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.

23. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

24. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. Просвещение 1986.

25. Жуковский М.А. Детская эндокринология – М., 1982Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориента­ции личности в условиях социально-экономических изменений. //. Мир психологии- М., 2004. 226 с.

26. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии – 2001 – 3 – с. 34-

27. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.

28. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.

29. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX век -начало ХХ века. М., Просвещение, 1995.

30. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: руководство для врачей – Л.: Медицина, 1986

31. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников 1993 №2 с. 4-7.

32. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999 - №1 (январь-июнь) с. 34-36.

33. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.

34. Козлов А.А., Гришина Е.А., Ильинский ИМ. Цен­ностные ориентации молодежи // Молодежь Рос­сии: тенденции, перспективы. М.: Молодая гвар­дия, 1993. С. 167-189.

35. Козлов Н. Мудрость в повседневных контактах // Воспитание школьников – 1997 - 5 – с. 82-83

36. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания – М., 1978

37. Кон И. С. Психология старшеклассника.— М.: Просвещение, 1980. — 192 с.

38. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.

39. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.

40. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.

41. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965.

42. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., 2001 г.

43. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..

44. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет – 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997

45. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные транс­формации. М., 2000. 194 с.

46. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.

47. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. — Но­восибирск, 1992. —216 с.

48. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992,- 17 с.

49. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в инди­видуальном и групповом сознании: виды, детерми­нанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

50. Лисовский В.Г. Советское студенчество. М. Высшая школа 1990г

51. Максимова О.А., Калезина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. // Социс. 1999 - №6 с. 132.

52. Массен П., КонгерДж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребен­ка: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 272 с.

53. Милославова И. А. Роль социальной адаптации в условиях современ­ной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. — Л., 1979. — С. 132-136.

54. Мнацаканин Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., Просвещение 1991 с. 191.

55. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990 с. 180.

56. Мухина В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / МГПИ. — М., 1985. — С. 4-7.

57. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действи­тельности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 35-38.

58. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий – М.: Наука, 1976.

59. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.

60. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3 (май).

61. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М. 1969.

62. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентации старшеклассников в условиях реформ 1990-1993 гг. (на примере Костром, обл.). Дисс.... канд. социол. наук. М., 1994. 157 с.

63. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс 1999 - №6 с. 53.

64. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976.

65. Психологические механизмы регуляции поведения. М., Наука 1979.

66. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Питербург, 2000.

67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

68. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е.В. М., 1987.

69. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В.А. Ядова. Л.: На­ука, 1979. 264 с

70. Словарь практического психолога. Минск Харвест 1998 с. 373, с. 755.

71. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. Докт. дисс. в виде на-учн. докл. М., 1997. 88 с.

72. Уланова Л.Н. Зависимость процессов роста и развития детей школьного возраста от уровня функциональной активности коры надпочечников и гонад. – В кн.: Гормональная регуляция эндокринных функций детского организма в норме и патологии. – М., 1979

73. Фомичева Т.В. Образовательные ценности моло­дежи. М.: МГСУ, 2003. 201 с.

74. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.

75. Формирование личности старшеклассника. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1989.

76. Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собст­венности // Социальная психология экономическо­го поведения. М.: Наука, 1999. С. 56-67.

77. Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1982г. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону, 2004 г.

78. Шаров А.С. формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.

79. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.

80. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975г.

81. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. — 1994. — № 1. — С. 35-52.

82. Ambert, Anne-Marie (1992). The Effect of Children on Parents. Binghamton, NY: Haworth Press.

83. Barrish, I. J., and Barrish, H. H. (1989). Surviving and Enjoying Your Adolescent. Kansas City, MO: Westport.

84. Cath, S. H., Gurwitt, A., and Gunsberg, L., eds. (1989). Fathers and Their Families. Hillsdale, NJ: Analytic Press.

85. Furstenberg, F. F., Jr., and Cherlin, A. J. (1991). Divided Families: What Happens to Children When Parents Part. Cambridge, MA: Harvard University Press.

86. Frude, N. (1991). Understanding Family Problems: A Psychological Approach New York: Wiley.

87. Gibbs, J. C., Bassinger, K. S., and Fuller, D. (1992). Moral Maturity: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

88. Hauser, S. T., with Powers, S. I., and Noam, G, G. (1991). Adolescents an Their Families: Paths of Ego Development. New York: Free Press.

89. Hodges, W. F. (1991). Interventions for Children of Divorce: Custody, Access, and Psychotherapy, 2nd ed. New York: Wiley-Interscience.

90. Martin, D. D., and Martin, M., with Jeffers, P. (1992). Step-Families in Therapy: Understanding Systems, Assessment, and Intervention. San Francisco: Jossey-Bass.

91. Noller, P., and Callan, V. (1991). The Adolescent in the Family. New York Routledge.

92. Worden, N. (1991). Adolescents and Their Family: An Introduction Assessment and Intervention. Binghamton, NY: Haworth Press.

93. Stinson, K, M. (1991). Adolescents, Family, and Friends: Social Support after Parents' Divorce or Remarriage. Westport, CT: Praeger.

94. Visher, E. B., and Visher, J. S. (1991). How to Win as a Step-Family, 2nd ed. New York: Brunner/Mazel,

95. Wolchik, S. A., and Karoly, P., eds. (1988). Children of Divorce: Empirical Perspectives on Adjustment. New York: Gardiner Press.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...