Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования и их интерпритация




 

На первом этапе исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей подростков двух групп. Результаты обследования подростков по методике М.Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2., свидетельствуют о следующем:

Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широта взглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие». Таким образом, подростки ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»). Они более требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе. Старшеклассники из неполных семей стремятся к переживанию прекрасного в природе и в искусстве, к творческой деятельности и мечтают о счастье других: о благосостоянии, развитии и совершенствовании других людей, всего народа, человечества в целом. Также они нацелены на развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие.

Наименее выраженными у подростков из неполных семей являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», «воспитанность». Можно предположить, что трудности, возникающие в социальном взаимодействии подростков связаны, с недостатком правдивости, искренности, «хороших манер».

В Таблицах 1.3.,1.4. представлены данные об уровнях приоритетов подростков из полных и неполных семьей Показатели по двум выборкам свидетельствуют о незначительных различиях в выборе приоритетных ценностей между подростками из двух групп. У подростков из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость» и из целей средств – «рационализм», которая снижается по рангу. Это говорит о том, что помимо направленности на чувство прекрасного, творчество, развлечение и социальную успешность, подростков характеризует выбор ценности, имеющей общечеловеческую значимость, дающую личное счастье, зрелость суждений, здравый смысл, достигаемый жизненным опытом. Их поступками движет жизненная мудрость, а не рациональное, логическое мышление.

В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа», «любовь», «аккуратность», «жизнерадостность», «образованность». Низкий ранг ценности «интересная работа» указывает на несформированность профессиональной направленности учащихся. Заметно противоречие: подростки хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. При проведении исследования подростки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте подростков. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей.

 

Таблица 1.1. Сводная таблица показателей в неполных семьях (Терминальные ценности).

 

семья

пол

1.Активная деятельная жизнь

2.Жизненная мудрость

3. Здоровье

4. Интересная работа

5.Красота природы, искусства

6. Любовь

7.Материально обеспеченная жизнь

8.Наличие хорош. и верных друзей

9.Общественное признание

10. Познание

11.Продуктивная жизнь

12. Развитие

13. Развлечение

14. Свобода

15.Счастливая семейная жизнь

16. Счастье других

17. Творчество

18. Уверенность в себе

N

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Среднее арифметическое

0,00

0,47

8,70

7,57

4,97

9,30

14,27

6,47

9,23

5,30

9,93

10,87

12,07

10,37

13,23

5,70

7,80

13,40

13,60

7,30

Медиана

0,00

0,00

9,00

7,50

4,00

9,00

16,00

5,00

8,00

4,50

9,00

11,00

13,00

11,00

13,50

4,50

8,00

15,00

14,50

6,00

Мода

0,00

0,00

8,00

11,00

1,00

5,00

16,00

3,00

6,00

2,00

9,00

11,00

10,00

7,00

12,00

1,00

1,00

17,00

15,00

6,00

Стандартное отклонение

0,00

0,51

4,14

4,24

4,28

4,38

3,86

4,33

5,29

3,35

4,20

4,04

3,75

4,47

3,38

4,28

5,55

5,26

3,84

4,74

Минимальное значение

0,00

0,00

2,00

1,00

1,00

2,00

5,00

2,00

2,00

1,00

4,00

2,00

4,00

1,00

5,00

1,00

1,00

1,00

4,00

1,00

Максимальное значение

0,00

1,00

16,00

15,00

16,00

18,00

18,00

18,00

18,00

13,00

18,00

17,00

18,00

18,00

18,00

15,00

17,00

18,00

18,00

16,00


Таблица 1.2. Сводная таблица показателей в неполных семьях (Инструментальные ценности).

 

семья

пол

1. Аккуратность

2. Воспитанность

3. Высокие запросы

4. Жизнерадостность

5. Исполнительность

6. Независимость

7.Непримиримост недостаткам в себе, других

8. Образованность

9. Ответственность

10. Рационализм

11. Самоконтроль

12.Смелость в отстаивании своего мнения,взг

13. Твердая воля

14. Терпимость

15. Широта взглядов

16. Честность

17.Эффективнгось в делах

18. Чуткость

N

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Среднее арифмет-кое

0,00

0,47

7,20

6,53

14,73

7,77

12,90

7,83

13,57

8,03

8,23

10,77

8,43

9,00

8,83

8,50

11,30

6,27

10,87

9,80

Медиана

0,00

0,00

6,50

6,00

16,50

7,00

15,00

7,00

14,50

7,50

8,00

12,00

7,50

8,50

9,00

7,50

12,00

5,50

11,00

11,00

Мода

0,00

0,00

2,00

1,00

18,00

1,00

15,00

1,00

18,00

3,00

5,00

15,00

6,00

7,00

4,00

6,00

12,00

1,00

14,00

11,00

Стандартное отклонение

0,00

0,51

4,71

5,42

4,19

5,05

4,72

5,83

4,24

4,97

4,57

4,96

4,63

4,22

3,82

3,89

4,90

4,62

4,27

5,03

Минимальное значение

0,00

0,00

1,00

1,00

4,00

1,00

3,00

1,00

2,00

1,00

1,00

2,00

1,00

2,00

2,00

1,00

3,00

1,00

4,00

2,00

Максимальное значение

0,00

1,00

18,00

17,00

18,00

17,00

18,00

18,00

18,00

18,00

17,00

18,00

15,00

16,00

16,00

16,00

18,00

17,00

18,00

18,00


Таблица 1.3. Сводная таблица показателей в полных семьях (Терминальные ценности).

 

семья

пол

1.Активная деятельная жизнь

2.Жизненная мудрость

3. Здоровье

4. Интересная работа

5.Красота природы, искусства

6. Любовь

7.Материально обеспеченная жизнь

8.Наличие хорош. и верных друзей

9.Общественное признание

10. Познание

11.Продуктивная жизнь

12. Развитие

13. Развлечение

14. Свобода

15.Счастливая семейная жизнь

16. Счастье других

17. Творчество

18. Уверенность в себе

N

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Среднее арифметическое

0,00

0,47

9,10

11,63

5,10

6,83

13,00

5,47

8,93

6,83

9,93

10,83

10,87

10,03

12,70

8,80

7,23

13,30

12,13

7,90

Медиана

0,00

0,00

9,50

12,50

2,00

6,00

15,00

3,50

7,00

6,00

11,00

10,00

11,50

10,00

13,00

9,00

6,00

14,00

13,00

7,50

Мода

0,00

0,00

2,00

11,00

1,00

3,00

16,00

3,00

5,00

6,00

11,00

7,00

6,00

10,00

8,00

5,00

1,00

13,00

12,00

3,00

Стандартное отклонение

0,00

0,51

4,86

3,96

5,21

4,12

4,82

4,52

5,59

3,88

4,37

4,67

4,93

3,49

4,00

5,31

5,58

3,91

4,71

4,66

Минимальное значение

0,00

0,00

2,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

2,00

5,00

1,00

1,00

5,00

1,00

2,00

Максимальное значение

0,00

1,00

16,00

17,00

17,00

16,00

18,00

18,00

18,00

17,00

18,00

18,00

18,00

17,00

18,00

18,00

18,00

18,00

18,00

18,00


Таблица 1.4. Сводная таблица показателей в полных семьях (Инструментальные ценности).

 

семья

пол

1. Аккуратность

2. Воспитанность

3. Высокие запросы

4. Жизнерадостность

5. Исполнительность

6. Независимость

7.Непримиримост недостаткам в себе, других

8. Образованность

9. Ответственность

10. Рационализм

11. Самоконтроль

12.Смелость в отстаивании своего мнения,взг

13. Твердая воля

14. Терпимость

15. Широта взглядов

16. Честность

17.Эффективнгось в делах

18. Чуткость

N

30,00

30,00

29,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

 

0,00

0,00

1,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Среднее арифметическое

0,00

0,47

7,59

6,67

13,17

7,53

11,23

10,60

13,93

7,67

8,70

8,83

7,97

8,57

8,83

10,30

10,60

6,93

12,43

10,03

Медиана

0,00

0,00

7,00

5,00

14,50

7,50

12,00

12,00

16,00

7,50

7,50

10,00

7,00

7,00

7,50

10,00

10,00

6,00

13,50

10,00

Мода

0,00

0,00

2,00

1,00

17,00

3,00

14,00

12,00

16,00

2,00

4,00

1,00

13,00

6,00

5,00

7,00

17,00

4,00

16,00

10,00

Стандартное отклонение

0,00

0,51

5,42

5,33

4,60

4,94

4,96

5,24

4,18

5,48

5,03

5,23

4,71

4,34

4,84

3,51

4,90

4,21

4,23

5,40

Минимальное значение

0,00

0,00

1,00

1,00

2,00

1,00

1,00

1,00

4,00

1,00

2,00

1,00

1,00

2,00

2,00

5,00

1,00

1,00

3,00

1,00

Максимальное значение

0,00

1,00

18,00

17,00

18,00

16,00

18,00

18,00

18,00

18,00

17,00

17,00

16,00

18,00

18,00

17,00

18,00

18,00

18,00

18,00


Общие показатели по обеим выборкам представлены в Таблицах 4.1., 4.2., Диаграмме 5.1. У старшеклассников в полных семьях ценности «жизненная мудрость», «свобода», «независимость», «терпимость» занимают высокие ранги в сравнении с показателями старшеклассников из неполных семей, у последних наиболее значимой является «интересная работа». В полных семьях дети стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, действовать решительно; ценят терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждении; ориентируются на зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом. Это говорит о более «гибком» и терпимом отношении к окружающим, хотя они, как и многие подростки, желают вырваться из-под опеки взрослых, и быстрее стать взрослыми, самостоятельными. А у старшеклассников из неполных семей явное стремление быть социально успешными.

Эти показатели подтверждаются данными, полученными в результате статистической обработки данных по t- критерию Стьюдента, который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами учащихся из полных и неполных семей. (Таблица 6.1.) Выявлена положительная корреляционная связь ценностей «жизненная мудрость», «свобода», «независимость и «терпимость». Они являются более значимыми для подростков из полных семей. Для учащихся из неполных семей перечисленные ценности падают по рангу, а ранг «интересная работа» увеличивается.

 

Таблица 4.1. Сводная таблица общих показателей в полных и неполных семьях.

Терминальные ценности

 

1 Актив ная дея­тельная

2,Жизне

иная муд-

3, Здо­ровье

4. Инте­ресная работа

5. Кра­сота приро-

6. Лю­бовь

7. Мате­риально обеспе-

8. Нали­чие хорош, и

9,Обиюс твенное призна-

10. По-знание

П.Прод уктивная жизнь

12, Раз­витие

13, Раз­влечение

14, Сво­бода

15. Сча­стливая семей-

16. Сча­стье других

17. Творче­ство

18, Уве­ренность в себе

 

 

жизнь

рость

 

 

ды, ис­кусства

 

ченная жизнь

верных друзей

ние

 

ная жизнь

 

Все

60,00

8,90

9,60

5,03

8,07

13,63

5,97

9,08

6,07

9,93

10,85

11,47

10,20

12,97

7,25

7,52

13.35

12,87

7,60

Полные семьи

9,10

11,63

5,10

6,83

13,00

5,47

8,93

6,83

9,93

10,83

10,87

10,03

12,70

8,80

7,23

13.30

12,13

7,90

Неполные семьи

8,70

7,57

4,97

9,30

14,27

6,47

9,23

5.30

9,93

10,87

12,07

10,37

13,23

5,70

7,80

13.40

13,60

7,30

Таблица 4.2. Сводная таблица общих показателей в полных и неполных семьях.

Инструментальные ценности

 

1.Акку­ратность

2. Вос­питан­ность

3. Высо­кие запросы

4. Жиз­нерадо­стность

5. Ис-полни-тель-ность

6. Неза­виси­мость

7. Не­прими­римость к недост

8. Обра­зован­ность

9. От­ветст­венность

10. Ра­циона­лизм

И. Са­мокон­троль

12. Сме­лость в отстаи­вании

13. Твердая воля

14. Тер­пимость

15. Ши­рота взглядов

16. Че­стность

П.Эффе ктивн-гооьв делах

18. Чут­кость

 

 

таткам в себе и

 

 

своего мнения,

 

 

других

 

 

взглядов

 

 

Все

60,00

7.39

6,60

13.95

7.65

12,07

9,22

13,75

7.85

8,47

9,80

8,20

8,78

8,83

9,40

10,95

6.60

11,65

9,92

Полные семьи

7,59

6,67

13,17

7.53

11,23

10.60

13,93

7,67

8,70

8,83

7,97

8,57

8,83

10,30

10,60

6,93

12,43

10,03

Неполные семьи

7,20

6,53

14,73

7.77

12,90

7,83

13,57

8.03

8,23

10,77

8,43

9,00

8,83

8,50

11,30

6,27

10,87

9,80

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...