Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к организации тренировочного процесса в настольном теннисе на этапе начальной подготовки




МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»

(РГУФКСМИТ)

 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)» В Г.ИРКУТСКЕ

Кафедра теоретико-методических основ физической культуры и спорта с курсом гуманитарных и социально-экономических дисциплин

заведующий кафедрой:

к.ф.н. Карпова Ю.В.

____________________________________

«______»____________________200___ г.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ТЕННИСОМ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Выпускная квалификационная работа

по направлению 034300.62 «Физическая культура»

 

Исполнитель:

слушатель профессиональной переподготовки

Милютин П.В.

Научный руководитель: д.п.н., профессор

кафедры Воробьева Е.В.

 

Оценка за работу ___________________________

 

Председатель ИАК __________________________

«______» ____________________________201__ г.

 

Иркутск – 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ТЕННИСОМ У ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.1. Основные подходы к организации тренировочного процесса в настольном теннисе на этапе начальной подготовки…………….…...…..5

1.2. Понятие интерес и особенности его формирования

у детей старшего дошкольного возраста.…………..……….….…….…..15

1.3. Формирование интереса к занятиям к занятиям настольным

теннисом на основе воображения………………………………...…….….18

Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цели и задачи исследования…………………………………..……….…....23

2.2. Методы исследования……………………………………..…..……….…....23

2.3. Организация исследования…………………………………………..….….26

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Содержание экспериментальной методики формирования

интереса к занятиям теннисом у детей старшего дошкольного

возраста на этапе начальной подготовки……….………………………………28

3.2. Результаты проверки эффективности экспериментальной

методики…………………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ……………………………….…………………………………………..38

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….……..41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………..….42

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте формируются элементарные двигательные умения и навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физическим упражнениям. Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физической культуры. В этом контексте обращение к формированию интереса к физической культуре - важная социально-педагогическая задача тренера-педагога. Без побуждения деятельности занимающегося тренер не сможет достичь поставленных целей. Следует учесть, что целенаправленное решение задач по их достижению возможно только в том случае, когда педагог будет знать, какова природа происхождения познавательной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следует её формировать у детей дошкольного возраста, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать формирование интереса к тренировочным занятиям. Познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается со сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию.

Объект исследования: тренировочный процесс на этапе начальной подготовки в настольном теннисе.

Предмет исследования: методика формирования интереса к занятиям теннисом детей шести лет на этапе начальной подготовки.

Цель исследования: разработка методики формирования интереса к занятиям теннисом у детей старшего дошкольного возраста на этапе начальной подготовки.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что применение разработанной методики в основу, которой положен процесс воображения, позволит сформировать интерес детей старшего дошкольного возраста к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки

Задачи исследования:

1. Провести содержательный анализ основных научно-методических источников по проблеме формирования интереса к занятиям спортом на этапе начальной подготовки.

2. Разработать методику формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения.

3. Проверить эффективность разработанной методики формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения.

Для решения поставленных задач и проверки эффективности разработанной методики применялись следующие методы исследования:

- Анализ научно-методической литературы по проблеме;

- Психологическая диагностика

- Метод опроса;

- Метод педагогического эксперимента;

- Метод математической статистики.

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка используемой литературы. Выпускная квалификационная работа изложена на 45 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 4 рисунков. Список литературы включает 41 литературный источник.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ТЕННИСОМ У ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Основные подходы к организации тренировочного процесса в настольном теннисе на этапе начальной подготовки

Тренировочные занятия в группе первого года обучения проводятся 3 раза в неделю. Обучение должно обязательно проводиться при хорошем психофизическом самочувствии занимающихся. Необходимо контролировать и оценивать каждую попытку выполнения, объясняя её результаты. По возможности исключить воздействие сбивающих факторов на обучаемых. Планировать в начале основной части: ученики внимательны, сосредоточены и работоспособны. Выполнение обязательного условия дозирования нагрузок при появлении признаков утомления прекращать исполнение изучаемого действия.

Тренировочные занятия с детьми дошкольного возраста имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам проведения.

Структура таких занятий общепринятая и содержит три части: вводную (18% общего времени занятия); основную (67% общего времени занятия); заключительная (15% общего времени занятия).

Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

Цель вводной части тренировочного занятия - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. В вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Тренеру следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

Общеразвивающие упражнения, используемые в подготовительной части направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Исходное положение имеет важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, педагог может усложнить или облегчить двигательную задачу

Основная часть занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой [20].

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом тренер не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, тренер первоначально сам показывает, как выполняется данное задание, создается наглядная ориентировка в выполнении. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования.

Положительными сторонами этого способа является то что, обеспечивает высокую моторную плотность занятия, обеспечивает постоянное взаимодействие тренера и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств Дети приучаются коллективно выполнять упражнения.

Недостаток этого способа заключается в том, что при одновременном выполнении упражнений всей группой затрудняется индивидуальный подход к каждому ребенку [19].

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны – успешно образуются временные связи, и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.

Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки [37].

Положительными сторонами этого способа является то, что сохраняется высокая моторная плотность занятия, повышается двигательная активность детей, воспитываются умение самостоятельно выполнять задания; ответственность, сдержанность, дается возможность упражняться в нескольких видах движений, повышается физическая нагрузка, есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми.

Недостаток этого способа заключается в том, что ограничивается возможность тренера контролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки [19].

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3-5 человек) [37].

Положительными сторонами этого способа является то, что обеспечивается отработка качества движений, индивидуальный подход к детям.

Недостатком этого способа является низкая моторная плотность занятия[19].

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.

Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений [37].

Положительными сторонами этого способа является высокая моторная плотность занятия, достижение воспитания у детей физических качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве

Недостатком этого способа является затруднение наблюдений за качеством выполнения упражнений всеми детьми и оказание им помощи [20].

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда – к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко педагог на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие – посменно (упражнения в равновесии, пробежки и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе [37].

Положительной стороной этого способа является то, что достигается воспитание качества, точности двигательного действия.

Недостатком этого способа является низкая моторная плотность занятия [19].

Выбор способа организации детей на занятии зависит от:

1. новизны, сложности и характера упражнений;

2. задач занятия;

3. материальной оснащенности и места проведения занятия;

4. размеров помещения (площадка, зал);

5. наличия спортивного оборудования;

6. возраста детей и их подготовленности;

7. собственных умений педагога [37].

Таким образом, эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей.

Фронтальный способ применим только к движениям, не требующим перестроений, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое.

Индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности.

Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

При большом количестве занимающихся тренер использует в основном фронтальное и посменное выполнение упражнений.

Общеразвивающие упражнения, эстафеты с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием используют набивные мячи, теннисные мячи, мячи для настольного тенниса. В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.

В начале основной части занятия происходит разучивание новых движений, как правило, это упражнения с мячом и ракеткой.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

Словесный метод помогает осмысливанию детьми поставленной перед ними задачи и в связи с этим способствует сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

В практической работе с детьми методы обучения переплетаются. По мнению М.В. Мащенко [25], учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность - восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом - слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей - самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

Применение методов обучения при руководстве двигательной активностью дошкольников, отмечает М.А. Рунова [33], строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приёмов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой - сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование педагогом преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации - показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий - кино, фотографий, картин и т.п.

Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в разминке, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена.

Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений.

В середине основной части занятия используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (эстафеты: бег, прыжки, метание, ползание и др.), Третья, заключительная часть занятия небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность [11].

Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз).

Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:

- помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

- предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

- не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

- предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;

- избегать длительного статического положения, ожидания;

-методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

- давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

- умело вызывать у ребенка положительные эмоции;

- учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

Речь педагога во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения[19].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...