Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование интереса к занятиям к занятиям настольным теннисом на основе воображения




Обучение двигательным действиям является важнейшим, наиболее кропотливым и сложным разделом работы тренера. Необходимо сочетать традиционные методы физического упражнения с методами разъяснения и наглядности. Обучение ударным движениям в настольном теннисе начинается с создания представления о нём и о пространственно-временных параметрах движения. Эта задача должна осуществляться не только на этапе первоначального разучивания, но и на всём протяжении процесса обучения с учётом изменения физических и анатомо-морфологических особенностей растущего организма. При постепенном расширении и дополнении представления о двигательном действии идёт его дальнейшее совершенствование и расширение вариативности применения в игровых ситуациях. Дошкольная педагогика справедливо отмечает: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно. Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

Желательный в обучении процесс образования представления можно определить как гипотетико-дедуктивный с обратной связью. Учеником в сравнении с демонстрируемым образом (изображением, видеозаписью, указанием и пр.) осознанно или неосознанно проверяются гипотезы, касающихся верности отдельных движений составляющих так называемую ориентировочную основу действия. Если гипотеза неверна, то выдвигается новая, осуществляется её проверка, и так происходит до тех пор пока не формулируется гипотеза, соответствующая истине[41].

Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить шестилетнему ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение[19].

Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем и то, что, по большому счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир и природа, литература, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выготского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Сюжетно ролевые игры увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Это является одной из причин широкого распространения в практике сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно[19]. Авторы отмечают, что чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремлении к получению знаний.

Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Основное условие их игры – многократное повторение одних и тех же действий. Дети в течение длительного времени могут повторять действия, не стремясь к результату, их привлекает само действие, способ его выполнения[19].

Роль и воображаемая ситуация у дошкольников служат как бы фоном для развертывания предметной игры. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: он не просто поднимает руки вверх, размахивает флажком, не просто идет по прямой, а шагает по тропинке, везет машину по дороге, переходит через ручей по мостику, идет по кочкам, прыгает как зайчик, ходит на четвереньках, как мишка. Каждый ребенок, выполняя задание педагога рядом с другими, реализует при этом свои возможности. Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать.

На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Ролевое поведение детей, если оно связано с большой двигательной активностью и выполнением разнообразных движений, может быть использовано на занятиях по физической культуре. Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В разновозрастной группе применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности [19].

Хухлаева Г.В. считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например, «Колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки», «лужи», идут по «кочкам», перешагивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл.

Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества[37].

 

 

Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...