Результаты проверки эффективности экспериментальной методики
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Предпочтения по виду деятельности, до внедрения (после внедрения). Методика тестирования: тест «Картинки предметные» (Непомнящая Н.И.)[28]. В данной работе методика использовалась для выявления интереса детей к определённой деятельности. Ребёнку предлагалось выбрать одну из картинок из следующих вариантов: «человечек спит», «смотрит телевизор», «учится сидя за партой», «человечек работает», «катается на коньках» с вопросом – каким занятием, изображенным на картинках, он / она в данный момент, желал / желала бы заняться. Проводим тестирование, на начало и окончание данного исследования контрольной и экспериментальной групп. По результатам данной методики нами были получены следующие результаты, которые приведены в таблице 5. Выбор детей картинки «человек спит» в контрольной группе на начало эксперимента выбрал 1 ребёнок (5% ребят) и в конце эксперимента результат не улучшился; в экспериментальной группе на начало эксперимента - 2 ребёнка (8,7%), а на окончание эксперимента дети картинку не выбрали. Выбор «смотрит телевизор» - 4 человека (20%) ответило в начале эксперимента в контрольной группе и 3 человека (15%) на окончание эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента выбрали 6 детей (26,09%) а на окончание 1 ребёнок (4,35%). Выбор «учится сидя за партой» в контрольной группе на начало эксперимента - 3 человека (15%) и 4 человека (20,00%) - на окончание эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 4 ребёнка (17,39%) а на окончание - 6 детей (26,09%). Выбор «человечек работает» в контрольной группе на начало эксперимента - 5 человек (25%), на окончание эксперимента - 4 ребёнка (20%); в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 3 человека (13,04%) а на окончание - 4 человека (17,39%). Выбор «катается на коньках» в контрольной группе на начало эксперимента - 7 детей (35%) и 8 детей (40%) на окончание эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 8 детей (40%) а на окончание картинку предпочли 12 детей (52,17%).
Таблица 5 Сводные результаты теста по методике «Картинки предметные»
Полученные значения сдвигов предпочтений по виду деятельности детей контрольной группы отражены в диаграмме (рис.1).
Рис.1. Контрольной группа, сдвиг предпочтений по виду деятельности. Полученные значения сдвигов предпочтений по виду деятельности детей экспериментальной группы отражены в диаграмме (рис.2). Рис 2. Экспериментальная группа, сдвиг предпочтений детей по виду деятельности.
Рассмотрим предпочтения детей, разбивая на два массива: Первая группа: «человечек спит, либо человечек смотрит телевизор» Вторая группа: «деятельность», варианты: человечек учится за партой, человечек работает, катается на коньках. Арифметическая сумма «деятельность» в экспериментальной группе по конечным и начальным данным тестирования определяем как увеличение на 1 человека (5%), в то время как в контрольной группе за тот же период увеличение составило 6 человек (30,43%).
Метод тестирования: модифицированный тест цветовых выборов М. Люшер [36]. Детям индивидуально предлагались выбрать три из пяти цветных картинки, предложены цвета: «жёлтый», «оранжевый», «красный», «зелёный» и «синий». Эмоциональная цветовая окраска. Проводим тестирование, на начало и окончание данного исследования контрольной и экспериментальной групп. По результатам данной методики нами были получены следующие результаты (приведены в таблице 5). Выбор детей: «жёлтый» цвет в контрольной группе на начало эксперимента - 96% и 98% в конце эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 92%, а на окончание - 98%. Выбор «оранжевый» - 64% ребят ответило в начале эксперимента в контрольной группе и 62% на окончание эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 58% а на окончание - без изменений. Выбор «красный» в контрольной группе на начало эксперимента - 44% и 46% на окончание эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 58% а на окончание - 66%. Выбор «зелёный» в контрольной группе на начало эксперимента - 50% и 52% на окончание эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 44% а на окончание - 38%. Выбор «синий» в контрольной группе на начало эксперимента - 46% и 42% на окончание эксперимента; в экспериментальной группе на начало эксперимента составило 48% а на окончание - 40%. Таблица 6. Таблица 6 Сводные результаты по методике тест цветовых выборов
Полученные значения сдвигов предпочтений детей по цветовому фону контрольной группы отражены в диаграмме на рисунке 3. Рис.3. Контрольная группа, сдвиг предпочтений детей по цветовому фону.
Полученные значения сдвигов цветовых предпочтений детей экспериментальной группы отражены в диаграмме на рисунке 4.
Рис. 4. Экспериментальная группа, результаты тестирования, сдвиг предпочтений детей по цветовому фону. Арифметическая сумма по «горячим» оттенкам жёлтый + оранжевый + красный в экспериментальной группе по конечным и начальным данным тестирования определяем как увеличение на 14%, в то время как в контрольной группе за тот же период увеличение составило 2%. В качестве педагогического наблюдения отмечаю: при выполнении специальных упражнений: жонглирование с мячом, начальный удар «толчок» на сторону соперника в экспериментальной группе дети были активнее. Ребята непринуждённо переспрашивали, охотнее, старательнее выполняли задание, что так же говорит о положительно заряженном эмоциональном фоне. Занятия проходили в интересной форме, что способствовало выполнению сложных упражнений легко и свободно, повысилась двигательная активность детей. Дети слушались тренера, действовали в соответствии с заданным планом и творчески выполняли предложенные задания.
ВЫВОДЫ Ход выполнения работы выдержан согласно поставленным задачам. 1. При выполнении данного исследования проанализирован 41 источник психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Отмечаем, что интерес, само желание познавать – естественная потребность ребёнка. В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению и вслед за этим его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого. Игры по своей природе относятся к разряду творческих процессов. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся, особенно детей, устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. В современной теории обучения новым двигательным действиям решающая роль отводится к формированию ориентировочной основы двигательного действия. В настоящее время все акценты усилий тренера направлены на формирование ориентировочной основы двигательного действия ученика.
Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль педагога; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Это является одной из причин широкого распространения в практике сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях, проявляется самостоятельность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Игровое занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно. Развитая способность к продуктивному воображению как необходимый компонент при формировании творческого теоретического мышления индивида – аспект, который практически не учитывается в профессиональной подготовке тренера-преподавателя. 2. Разработана методика формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения. Предложенная методика по формированию интереса к занятиям настольным теннисом детей 6 лет на учитывает возрастные особенностей дошкольников. Сущность предлагаемой методики в её сюжетно-ролевой основе, которая позволяет детям по-новому взглянуть на занятие. 3. Эффективность реализации разработанной методики формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки. Обсуждаем зафиксированные сдвиги показателей экспериментальной и контрольной групп за период проведения экспериментального исследования. По проведенному тестированию с использованием методик «Картинки предметные», теста цветовых выборов констатируем: в экспериментальной группе больший сдвиг в сторону деятельной активности. Дети выбирали картинки, персонажи на которых более активны - массив картинок «деятельность», варианты: человечек учится за партой, человечек работает, катается на коньках. Арифметическая сумма предпочтений «деятельность» в экспериментальной группе по конечным и начальным данным тестирования определяем как увеличение на 1 человека (5%), в то время как в контрольной группе за тот же период увеличение составило 6 человек (30,43%). Констатируем так же смещение цветовых предпочтений детей в сторону горячих цветовых оттенков - жёлтый + оранжевый + красный в экспериментальной группе по конечным и начальным данным тестирования как увеличение на 14%, в то время как в контрольной группе за тот же период увеличение составило 2%.
В качестве педагогического наблюдения отмечаем: детей экспериментальной группы более длительное время привлекали задания с использованием ракетки и мячика. По проведённому опросу, в ответах на вопрос какая часть урока понравилась – упражнения с ракеткой чаще приводится в экспериментальной группе. В свете изложенного материала по обобщению результатов проведённого исследования считаем, что эффективность предложенной методики установлена.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Предложенная методика может применяться как дополнение на базе игрового метода к существующей программе подготовки ДЮСШ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва для оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на основе активизации воображения. Данная методика предполагает естественный демократичный стиль общения с детьми. Коммуникативная компетентность тренера является основной составляющей его профессиональной компетенции. Тренеру как педагогу необходимы способности по общению с детьми, обладать чувством такта, уметь найти правильный подход, устанавливать с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|