Цели и задачи исследования
Целью настоящего исследования является разработка методики формирования интереса к занятиям теннисом у детей старшего дошкольного возраста на этапе начальной подготовки. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформированы задачи исследования: 1. Провести содержательный анализ основных научно-методических источников по проблеме формирования интереса к занятиям спортом на этапе начальной подготовки. 2. Разработать методику формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения. 3. Проверить эффективность разработанной методики формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы. Изучение научно-методической литературы позволило составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщив имеющиеся данные и мнения специалистов, касающихся вопросов формирования интереса к занятиям спортивной деятельность детей. Всего был изучен 41 источник. На основании анализа литературы можно признать хорошо освещёнными организационные стороны построения тренировочных занятий спортом. Однако стоит признать немногочисленность дидактических рекомендаций в процессе обучения настольным теннисом. В названии данной работы умышленно не употреблён термин «настольный», поскольку дидактический принцип «обыгрывания» основных опорных точек двигательных действий остаётся, притом, что эти точки имеют различия. Психологическая диагностика. В рамках настоящего исследования использованы следующие методы тестирования: модифицированная методика «Картинки предметные» Н.И. Непомнящей, модифицированный метод тестирования М. Люшера, тест цветовых выборов. Тестирование производилось двумя сериями. Первая серия с обобщением данных по трём занятиям производилась в начале эксперимента. По окончанию эксперимента аналогично производилась вторая серия после внедрения методики. Арифметически обсчитывались результаты сдвигов показателей соответствующих выборок на начало и окончание эксперимента. Модифицированная методика «Картинки предметные» Н.И. Непомнящей [28]. Методика предназначена для диагностики побуждения к деятельности. На 5 картинках изображена деятельность с разной степенью активности. Обследуемый ребёнок должен выбрать более удовлетворяющий его вариант занятия. Предпочтения детей группируются по массивам: активная деятельность, отсутствие активной деятельности. Результаты определяются по сдвигам предпочтений в массивах.
Модифицированный метод тестирования М.Люшера: тест цветовых выборов [36]. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые, а в другую - зеленые, голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета. Первые из них называют горячими цветами, вторые холодными. Холодными считаются цвета, которые по нашим ассоциациям связаны с прохладой, тенью деревьев, холодной водой, морозом.
Метод опроса. Данный метод был использован с целью выявления интересов детей. Вопрос: «Какая часть занятия понравилась?» проводился индивидуально после окончания занятия в непринужденной обстановке. Метод педагогического эксперимента. Формирование независимых переменных. Такой независимой переменной предлагается новая методика в работе тренера. Она является главным формирующим фактором. Экспериментатор проверяет её эффективность. Подготовка экспериментальных и контрольных групп включает в себя не только подбор одновозрастных общностей, но и сходных по другим показателям. В настоящем исследовании участвуют относительно одинаковые группы детей, эксперимент проводится в одной из них, а срезовые диагностические замеры в обеих проводились в близкое время. При этом полагается, согласно гипотезе, что в экспериментальной группе темпы развития замеряемых качеств будут выше, поскольку для этого и вводились независимые переменные. При этом сопоставляются не абсолютные результаты, а относительные в %, темпы продвижения детей экспериментальной группы и темпы продвижения детей контрольной группы, реализовано в рамках проведения настоящего эксперимента. Метод математической статистики. В нашем исследовании используем один из методов непараметрической статистики. Оценку достоверности результата проводим по критерию φ* - угловому преобразованию Фишера, полученные данные по сдвигам предпочтений детей экспериментальной и контрольной групп разделяем на тех, кто выбрал варианты «деятельность» и «отсутствие деятельности» (составлены в таблице 1). Таблица 1
Сформулируем гипотезы. Н 0: доля детей, выбравших картинки с изображением более активных персонажей в экспериментальной группе не больше чем в контрольной.
Н 1: доля детей, выбравших картинки с изображением более активных персонажей в экспериментальной группе больше чем в контрольной. По табличным данным определим величины φ, соответствующие процентным долям каждой из групп: φ 1 (95,65) =2,724 φ 2 (80) =2,214 Вычислим эмпирическое значение φ эмп по формуле: 1,668 Значению критерия равному 1,668 соответствует табличное значение p<0,05. Выполнение данного условия трактуется как исключение ошибки первого рода, нулевая гипотеза Н 0 отвергается и, следовательно отмеченное различие между экспериментальной и контрольной группой в результатах выбора по предпочтению вида деятельности является статистически значимым. Дети из экспериментальной группы предпочитали деятельность с наибольшей активностью. Организация исследования В проведении экспериментальной работы участвовали дети, занимающиеся в спортивной секции на базе ДЮСШ «Юность» г. Шелехов Иркутской области. Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 43 человека. Экспериментальная группа (23 человек) и контрольная группа (20 человека). Первый этап исследования (С 02.09.2012 по 24.09.2013г). На данном этапе осуществлялось изучение научно-методической литературы, связанной с проблематикой исследования, систематизировались базовые теоретические положения работы; определялись задачи исследования, отбирались и формировались методы их решения в экспериментальной работе. Второй этап исследования (с 25.09.2013г по 31.03.14г). На данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации методики формирования интереса к занятиям настольным теннисом на основе активизации воображения. Третий этап исследования (с 01.04.2014г по 30.04.2014г). На данном этапе осуществлялся системный анализ и обобщение материалов, полученных по результатам экспериментальной работы. Формировались выводы исследования, осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Содержание экспериментальной методики формирования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|