Распределение 200 крупнейших промышленных корпораций по степени диверсификации, 1960-1977 гг.
Источник: Spraill, 1983. В 1950 г. Конгресс одобрил поправку Селлера-Кифовера к статье 7 антитрестовского закона Клейтона. В соответствии с этой поправкой американские суды стали полагать, что и горизонтальные слияния, в которых одна фирма или обе компании являются рыночными лидерами, нарушают статью 7; многие варианты вертикальных слияний, особенно интеграция, предполагающая существенные ограничения независимости участников, осуждались аналогичным образом (см. Asch, 1970). Поэтому и конгломератный характер слияний в американской экономике на протяжении 60-х - 70-х гг. чаще всего объясняли, апеллируя к жестким антитрестовским ограничениям, образовавшим барьер на пути горизонтальной или «стратегической» вертикальной интеграции22. Существенную роль в формировании гигантских конгломератов могли играть также стимулы к расширению внутреннего рынка капиталов - расширению, обеспечивавшему различные финансовые синергии. Вместе с тем расширение внутреннего рынка капиталов вело к некоторому ослаблению рыночной дисциплины и порождало неэффективное перераспределение ресурсов. Дело в том, что руководство конгломератной компании обьгано стремилось «справедливо» распределить капиталовложения между предприятиями, входящими в состав фирмы, причем особенно большие средства часто направлялись на поддержку {реконструкцию} предприятий, обладавших сравнительно меньшей конкурентоспособностью. Как 21 Заметим, что само определение «продуктовой группы» (product category) в приве
22 Сравнение практики реструктуризации показывает, что конгломератные С и П в только указанная тенденция стала достаточно отчетливой, она нашла отражение в соответствующей реакции финансового рынка. Результаты эконо-метрических исследований показывают: на протяжении 80-х - 90-х гг. экзо-генно задаваемая диверсификация (расширение ассортимента продукции, выпускаемой соответствующей компанией) при прочих равных условиях регулярно приводила к пониженной рыночной стоимости указанной фирмы (см., например, Lamont, Polk, 2002). В новых условиях, когда более гибкими и либеральными стали требования антитрестовского регулирования (реформы рейгановской администрации), все очевидней обнаруживалась нежизнеспособность ряда гигантских «хозяйственных империй» и конгломератов. Именно они, как свидетельствуют результаты расчетов (см., например, Berger, Ofek, 1996), чаще всего становились объектом новых С и П. Тем самым выявлялась определенная внутренняя логика циклов в движении С и П. За недостаточно эффективным «объединительным» поглощением (поглощением, предполагавшим существенную диверсификацию хозяйственных операций) раньше или позже могло последовать «разъединительное» поглощение, направленное на разукрупнение конгломерата; последнее обычно сопровождалось дивестициями, «отщеплениями» и продажами23. Последующая специализация, «фокусировка» хозяйственной деятельности обследованных компаний позволяла, как показали Дж. Коуз и Э.Оуфек, обеспечить переход к более эффективному ведению операций и, в среднем, через три года после осуществления дивестиций увеличить чистую прибыль корпорации (Kose, Ofek, 1995).
На рубеже 70-х - 80-х гг. процессы диверсификации явно замедлились. В соответствии с расчетами К.Монтгомери, в начале 90-х гг. типичная фирма, входившая в состав «Standard and Poors 500», включала подразделения, которые выпускали товары, образовавшие примерно столько же продуктовых групп, сколько насчитывалось в 1981 г. (Montgomery, 1994). В новых условиях С и П все чаще использовались в качестве средства «деконгломерирования», фокусировки компании на сравнительно меньшем числе видов хозяйственной деятельности. Особенно частыми стали случаи продаж, дивестиций и «отщепления» отдельных подразделений. С 1975 г. по 1987 г. дивестиций составляли от 35% до 54% общего числа С и П. Как отмечалось выше (см. раздел 1.3), начиная с 80-х гг. финансовые рынки стали обнаруживать негативную реакцию на конгломератные погло- 23 Формы разукрупнения корпораций более подробно рассматривались в разделе 1.3. щения. Для компании-покупателя разность в курсовых доходах (убытках), приносимых «фокусирующими» и «диверсифицирующими» поглощениями, на протяжении 70-х гг. составляла 1,3 процентных пункта, а в 80-х годах - 7,0 процентных пунктов (в пользу «недиверсифицирующих» поглощений) - см. Morck, Shleifer, Vishny, 1990. Объектом поглощения чаще всего служит сравнительно менее эффективная компания. С этой гипотезой, по-видимому, согласуются и данные об отношении рыночной стоимости фирмы к восстановительной стоимости ее реального капитала: у компаний-покупателей значение q-коэффициента То-бина, как правило, значительно превышало значение соответствующего коэффициента у корпораций-целей (см. Andrade, Mitchell, Stafford, 2001, Hasbrouck, 1985). Последними, наиболее суровыми и действенными санкциями для компании, которая хозяйствует неэффективно, оказываются поглощения или банкротство. Но многие поглощения, и прежде всего МВО, позволяли приступить к реорганизации поглощенной фирмы «на ходу», не приостанавливая полностью ее хозяйственной деятельности. Тем самым удавалось избегнуть продолжительных и весьма дорогостоящих процедур дефолта и банкротства. На гребне волны С и П развился особый бизнес, предполагавший приобретение фирмы рейдером, ее реорганизацию и последующую продажу по более высокой цене. В исследовании КХолдернесса и Д.Шиэна показано, как, казалось бы, чисто спекулятивные операции шести крупнейших рейдеров (C.Bludhorn, C.Icahn, I.Jacobs, C.Lindner, D.Murdock, V.Posner) неразрывно переплетались с реализацией требований, предъявляемых рынком: «санитарные» функции С и П обеспечивали рейдерам особенно высокие доходы (Holderness, Sheehan, 1985). Ряд исследований показывает: реструктурирование компаний после их приобретения рейдером может оказаться более радикальным и более последовательным, чем те преобразования, которые обычно обеспечивает мониторинг, ранее осуществлявшийся инвестором (см. Gorton, КаЫ, 1999 Sec. 2C).
О благотворном влиянии С и П на эффективность приобретаемых и реорганизуемых предприятий свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Так, Ф.Личтенберг, изучивший большую выборку (свыше 20 тыс. предприятий, принадлежащих 5700 американским корпорациям) и рассмотревший значительный период времени, прошедший после поглощения, приходит к выводу, что смена владельца, как правило, сопровождалась повышением хозяйственной эффективности, в том числе ростом совокупной производительности факторов. Через семь лет после поглощения (слияния) корпорациям удавалось преодолеть в среднем 2/3 их прежнего отставания от среднеотраслевого уровня, однако лишь в редких случаях им удавалось сильно опередить остальные фирмы рассматриваемой отрасли (Lichtenberg, 1992). Во многих случаях перехват контроля в корпорации сопровождался увольнением команды менеджеров, осуществлявших неэффективное руководство фирмой, и радикальной реорганизацией ее деятельности (Martin, МсСоппеЦ 1991; Shleifer, Summers, 1988; Jensen, 1984). «Негоризонтальные» слияния и поглощения при прочих равных условиях обнаруживали более благоприятный финансовый эффект, чем «горизонтальные» (Dimson, 1994). К числу важнейших функций С и П можно отнести, как отмечалось выше, перераспределение производственных ресурсов в пользу более эффективных компаний. С этой гипотезой согласуется и следующее статистическое наблюдение: в последние десятилетия волнам поглощений предшествовало резкое увеличение различий в значениях q-коэффициента Тобина между компаниями (что могло обеспечивать возможности для увеличения совокупной эффективности с помощью рекомбинации реального капитала). Коэффициент корреляции между «отфильтрованными» (HP-filtered) масштабами поглощений (долей в совокупной капитализации рынка) и стандартным отклонением показателей q на протяжении последних ста с лишним лет составлял 0,64 (Jovanovich, Rousseau, 2002).
Примечательно и важнейшее исключение из указанного правила: взлет значений q не предшествовал буму конгломератных поглощений 60-х гг. Вместе с тем формирование гигантских «рыхлых» конгломератов послужило, по-видимому, одной из важнейших причин, вызвавших к жизни скачкообразное увеличение «разброса» дисперсии q со второй половины 70-х гг. прошлого столетия. Национальные различия в формах регулирования. И все же С и П, по-видимому, не могут считаться ни универсальным, ни достаточно надежным средством осуществления рыночной дисциплины и регулирования эффективности. Начать с того, что регулярные операции, связанные с С и П, предполагают достаточно высокий, не часто встречающийся и сегодня уровень развития рынков корпоративного контроля. Ограничиваясь лишь самыми развитыми странами, следует отметить, что в Японии, Германии, Франции, Италии и некоторых других странах агрессивные поглощения если и встречаются, то играют несколько иную роль. В тех странах, в которых слияния и поглощения достигают значительных размеров, они чаще всего используются не для перехвата корпоративного контроля, а, скорее, для того, чтобы использовать преимущества, обеспечиваемые объединением капиталов, и/или чтобы изъять из рыночного оборота акции некоторых компаний. Вместе с тем поглощения и в этих странах могут выступать в качестве рычага укрепления рыночной дисциплины. Так, в Германии за покупкой крупного пакета акций регулярно следовал рост числа увольнений среди высшего управленческого персонала (см., например, Franks, Mayer, 1998). Заметим, что во многих странах континентальной Европы и Японии сами возможности агрессивных поглощений, по-видимому, значительно более ограничены. Ведь масштабы не только биржевой, но и внебиржевой торговли сравнительно невелики, акции многих фирм среднего размера (излюбленный объект поглощений) просто не поступают на рынок24. Это, естественно, сдерживает развитие рынка корпоративного контроля. Важную роль могут играть и особенности развития экономико-правовой инфраструктуры. Так, в Германии многочисленные законодательные ограничения распространяются главным образом на случай агрессивного перехвата контроля, тогда как во Франции сильней ощущаются общие препятствия, ограничивающие переход акционерной собственности из рук в руки, - особенно если речь идет о приобретении французских компаний иностранными собственниками (подробный анализ различий правовых норм приведен в Charkham, 1995).
В Японии возможность объявления тендера на покупку акций была предусмотрена еще «Законом о ценных бумагах и биржах» 1971 г. С 1990 г. дерегулирование приблизило формы конкурентного тендера к англосаксонскому «образцу». Однако на протяжении пяти послевоенных десятилетий в Японии не было зафиксировано ни одного агрессивного поглощения (имеет место ряд «дружественных» слияний различных компаний, но общая доля слияний в Японии на протяжении 1988-1990 гг. была в 26 раз ниже, чем в США - см. Lichtenberg, Pushner, 1992)25. В связи с указанными различиями, на протяжении многих десятилетий 24 По некоторым расчетам, число немецких фирм, у крупнейших владельцев которых 25 Это не означает, разумеется, что в указанных странах рынок капитала вообще не принято было различать сами механизмы обеспечения рыночной дисциплины. В США и Англии особенно важную роль играют С и П. Так, в ходе этих операций значительная часть ресурсов меняет собственника, а затем рынок капитала обеспечивает приток новых капиталовложений. Это может обеспечивать сравнительно большую гибкость капиталовложений и более интенсивное перераспределение ресурсов между различными секторами. В Японии, Германии и некоторых других развитых странах особую роль, в соответствии с указанной концепцией, играют «головные» банки. Они осуществляют активный мониторинг важнейших хозяйственных операций и следят за выполнением требований рыночной дисциплины. При этом сравнительно большая часть инвестиционных ресурсов оказывается сосредоточенной под контролем крупнейших банков, которые могут влиять на распределение указанных ресурсов и осуществлять активный контроль за их использованием. Каждый из описанных типов регулирования имеет, по-видимому, определенные достоинства и ограничения. Ссылаясь на опыт 50-х - 70-х гг. (когда Япония и Германия демонстрировали высокие темпы экономического роста), многие авторы подчеркивали преимущества тех механизмов регулирования эффективности, которые опирались прежде всего на мониторинг, осуществляемый крупнейшими банками. В последнее время, однако, все чаще отмечается, что такая институциональная структура может обеспечивать чрезмерную защиту недостаточно эффективным компаниям, и, что представляется особенно существенным, она обладает несколько большей инерционностью и менее восприимчива к радикальным техническим и экономическим нововведениям. Вместе с тем больший упор стал делаться на распространение гибких рыночных механизмов и на последствия С и П - на реализуемые с их помощью дисциплинарные функции. Многие утверждения такого рода опираются на использование любопытных теоретических моделей и вполне согласуются с результатами эмпирических исследований (см., например, Morck, Nakamura, 1999). Рассматриваемая проблема не ограничивается вопросом о большем или меньшем распространении С и П. Различие национальных хозяйственных структур - ориентирующихся на развитый рынок ценных бумаг (США) или на стоящую в центре экономики мощную банковскую систему (Германия, Япония) - восходит еще к известным работам А.Гершенкрона - см., например, Gershenkron, 1962. В последующих теоретических рассуждениях и мо- того, в некоторых странах континентальной Европы (например, в Германии) в последнее время все чаще можно наблюдать агрессивные поглощения, «жертвой» которых обычно оказываются компании сравнительно меньших размеров. делях различные способы финансирования - выпуск корпоративных облигаций или предоставление банковских кредитов - обычно представляются более или менее равнозначными по своим результатам. Иными словами, облигационная задолженность и банковские кредиты выступают в качестве более или менее совершенных субститутов. Между тем природа и функции этих способов финансирования качественно различны, и в реальной жизни они во многих случаях оказываются не субститутами, а скорее компонентами, необходимо дополняющими друг друга. Оба вида задолженности естественно переплетаются между собой (разумеется, в разных пропорциях) и в американской, и в немецкой экономиках. Более того, наличие развитых и конкурентных рынков ценных бумаг, по-видимому, может свидетельствовать о сравнительно большей «глубине» развития финансовых отношений, о существовании дополнительного измерения финансовой экономики. Характерно, что в странах, обладающих достаточно развитыми фондовыми рынками, отношение общей суммы частной задолженности к ВНП неизменно оказывается значительно выше, чем в остальных странах (см. La Porta, Lopes-de-Silanes, Shleifer, Vishny, 1997). Расчеты показывают, что темпы долгосрочного развития фондового рынка обнаруживают существенную положительную корреляцию с индексами, характеризующими степень защиты прав акционерной собственности (см., например, Levine, Loyaza, Becu, 2000). А сложившийся высококонкурентный рынок акций, в свою очередь, способствует ускорению экономического роста. РМорк, Б.Йонг, У Ю продемонстрировали, что именно развитые рынки акций позволяют сформировать систему, лучше всего воплощающую в рыночных ценах многообразную (и специфическую для каждой корпорации) информацию, и, тем самым, по-видимому, могут обеспечить сравнительно более эффективную аллокацию ресурсов (Morck, Yeung, Yu, 2000). Конец 90-х и начало 2000-х гг. знаменовались ускоренным развитием рынка ценных бумаг в странах континентальной Европы и Японии; существенно сблизились в последнее время и формы корпоративного законодательства. Все это создало условия для более широкого распространения С и П крупных фирм и в странах континентальной Европы. Достаточно напомнить, например, о тендерных предложениях немецкой компании «Mannesman» или итальянской компании «Telecom». По-видимому, можно полагать, что, по мере дальнейшего развития фондовых рынков в этих странах, часть упоминавшихся выше различий может постепенно отойти в прошлое. Особенности перекупки предприятий и поглощений в постсоциалистических странах более подробно рассматриваются в последующих разделах. Заметим лишь, что до настоящего времени они, по-видимому, в меньшей степени отражают требования рыночной дисциплины. Опыт стран Западной Европы и Японии может свидетельствовать о том, что рынок корпоративного контроля может в полной мере осуществлять функции децентрализованного регулирования эффективности лишь в том случае, когда он опирается на развитую инфраструктуру рыночных отношений, в частности, на четко определенные права собственности, действенный инфорсмент контрактных прав и прав собственности и эффективные процедуры банкротства. С и П и спекулятивные процессы на фондовом рынке. При всех отмеченных выше «достоинствах» функционирование механизмов С и П в странах, характеризующихся высоким уровнем развития фондовых рынков, неизменно сопряжено с чрезвычайно высокими издержками. В финансовых расчетах, лежащих в основе С и П, фигурируют рыночные курсы акций, которые, в соответствии с наиболее распространенными теоретическими представлениями, воплощают всю доступную информацию о состоянии соответствующих компаний. Однако с начала 80-х гг. ряд экономистов (см., например, Shiller, 1981; 1984) обращал внимание на то, что рыночные спекуляции, периодическое раздувание рыночных «пузырей» и последующие стремительные падения цен явно превосходят по своим масштабам расчетные колебания чистой приведенной стоимости (net present value) соответствующих фирм. И даже последовательные сторонники гипотезы, предполагавшей информационную эффективность финансовых рынков (например, Fama, 1991), отметили: используя данные о доходах по акциям, получаемых на протяжении предшествующего периода, можно предсказывать последующее движение этих доходов. Последующие исследования (Jegadeesh, Titman, 1993) продемонстрировали наличие «инерции» в движении курсов акций, «инерции», столь характерной для массового распространения спекулятивных сделок. Нарастание волны С и П придает избыточным реакциям рынка еще большие масштабы. Все это расширяет возможности спекулятивных сделок в сфере С и П, а вместе с тем уменьшает надежность финансовых расчетов на длительный срок, основанных на прошлых и текущих рыночных курсах, - расчетов, предусматривающих перестройку производства и достаточно радикальное реструктурирование хозяйственных операций. К тому же сам перехват акционерного контроля отнюдь не всегда ока- зывается средством пресечения неэкономного хозяйствования. Ведь в качестве инициаторов С и П чаще всего выступают руководители фирмы-покупателя; высшие менеджеры, решившие приобрести компанию, могут при этом стремиться отнюдь не к максимизации стоимости фирмы, а к увеличению своих частных выгод или, скажем, к престижному расширению «хозяйственной империи»26. Достаточно сослаться на последствия спекуляций, порожденных каждой волной С и П. К числу основных результатов С и П, проведенных в 60-х - первой половине 70-х гг., стало появление большого числа «рыхлых» конгломератов. Расчеты свидетельствуют: расширение сферы хозяйственной деятельности становилось результатом С и П гораздо чаще, чем значительное повышение рыночной стоимости корпорации-покупателя. О недостаточной жизнеспособности таких конгломератов могли свидетельствовать и последующие банкротства многих «раздувшихся» компаний, и превращение таких фирм в объект новых С и П. С этой точки зрения представляет интерес исследование М.Митчелла и К.Лена; оно показывает, что фирмы, осуществлявшие неудачные слияния, чаще других сами становились целью для дальнейших С и П. При этом одна из главных целей поглощения обычно состояла в том, чтобы избавиться не только от неудачно приобретенных активов, но и от руководителей компании, осуществлявших в предшествующий период подобную стратегию (Mitchell, Lehn, 1990). Теоретические модели поглощений (см., например, Grossman, Hart, 1980; Shleifer, Vishny, 1986) позволяют сформулировать следующий вывод: чем менее эффективной оказывается компания-цель и чем более вероятным представляется реструктуризация ее деятельности в ближайшем будущем, тем, при прочих равных условиях, выше после первого тендерного предложения окажутся рыночные котировки акций этой компании (при явно сохраняющемся неблагополучном ее финансовом положении)27. Вообще же процесс нарастания рыночной волны поглощений неизбежно сопровожда- 26 Такое стремление к формированию обширных хозяйственных империй может по 27 Одно из обследований показывает: большинство поглощаемых компаний в годы, ется интенсивной спекулятивной активностью, существенно искажающей структуру цен и увеличивающей бремя обслуживания долговых обязательств. В подобной обстановке цены акций все в меньшей степени отражают фундаментальные характеристики компании. Выше (см. раздел 1.3) уже отмечались результаты исследований С.Кэп-лана, Дж. Стайна и некоторых других авторов, продемонстрировавших, что спекулятивное взвинчивание цен на акции компании-цели в конечном счете приводило к тому, что американские фирмы, прибегавшие к реструктуризации на путях LBO во второй половине 80-х гг., смогли добиться значительного повышения эффективности. Но это все же не уберегло каждую вторую или третью компанию, использовавшую в это время LBO, от банкротства. Иначе говоря, спекулятивное взвинчивание цен на акции компаний, выступающих в качестве объекта поглощений, может привести к банкротству даже тех покупателей, которые смогли (или могли бы) использовать данное поглощение для повышения хозяйственной эффективности. Это может служить еще одним косвенным свидетельством того, что С и П могут оказаться весьма дорогостоящим, если не сказать расточительным, методом рыночного регулирования эффективности. Подчеркнем: опасности подобной «искажающей реструктуризации» особенно велики в экономике, характеризующейся непрозрачностью отношений собственности, широким распространением «теневых» операций и, что представляется особенно существенным, недостаточным развитием рыночной конкуренции. Вместе с тем компании, нарушающие требования рыночной дисциплины, могут прибегнуть к обширному арсеналу мер защиты от С и П. К средствам подобной защиты относятся «отравленные пилюли»28, «отравленные» опционы (на продажу), рекапитализация, опирающаяся на заемные средства (LCO), «золотые парашюты», угроза встречной покупки акций (greenmail-ing) и т.п.; подробный обзор указанных методов приведен в Weston, Chung, Hoag, 1990, Chapter 20. Эмпирические исследования могут свидетельствовать о том, что подобные оборонительные меры существенно ограничивали возможности успешных поглощений (Walkling, 1985; Pound, 1988). Вместе с усилением аг- непосредственно предшествовавшие тендеру, сталкивались с довольно крупными убытками; это неизбежно отражалось и на движении рыночных курсов акций в указанный период (см. Asquith, 1983). 28 К началу 90-х гг. свыше 700 крупных корпораций США использовали «отравленные пилюли» (Roe, 1993), в том числе более половины компаний, входивших в список «Standard and Poors 500» (Danielson, Karpoff, Marr, 1995). рессивного напора рейдеров расширялось и разнообразие приемов защиты. Результаты обследований показали: спектр «оборонительных» мероприятий оказывался особенно широким в тех случаях, когда менеджеры не владели значительным количеством акций своей корпорации и не были обеспечены «золотыми парашютами» (Walkling, Long, 1984). Не пытаясь описать более подробно методы зашиты от «недружественных» поглощений и оценить степень их эффективности, отметим лишь один момент: как само функционирование подобных механизмов защиты, так и, особенно, способы их преодоления требуют огромных дополнительных ресурсов. Все это еще более увеличивает стоимость «акционерных войн» и удорожает стоимость рыночного регулирования, осуществляемого в ходе С и П. Вплоть до 80-х гг. к числу наиболее надежных средств защиты от агрессивных поглощений обычно относили сами размеры капитала, используемого крупнейшими корпорациями. Так, в уравнениях множественной регрессии, показывавших, насколько вероятным можно считать поглощение той или иной фирмы, коэффициент при размерах фирмы обычно оказывался отрицательным и статистически существенным (см., например, Palepu, 1986; Dietrich, Sorensen, 1984). Иными словами, крупные корпорации могли ощущать себя в большей степени защищенными от угрозы С и П. Действие этого механизма оказывалось избирательным: до определенного момента С и П как бы обходили корпорации, занимавшие высшие строки в списке 500 крупнейших американских компаний. На протяжении последних десятилетий в американской экономике значительное распространение получила техника «двухуровневых» (two-tier) тендерных предложений (см. Comment, Jarrel, 1987). Именно такая стратегия позволила бросить вызов даже чрезвычайно крупным фирмам, сделав объектом поглощения, например, огромную американскую нефтяную компанию «Conoco» или металлургическую компанию «Marathon». И все же до настоящего времени гигантский капитал, используемый, например, такими американскими корпорациями, как «USX», «General Motors» или «General Electric», может считаться важнейшим барьером, препятствующим осуществлению проектов агрессивного поглощения (и последующей реструктуризации) указанных компаний. 1.5. Государственное регулирование процессов хозяйственной интеграции В вопросе о слияниях сходятся несколько различных направлений государственной активности. Выделим лишь некоторые из них: • Соответствие С и П промышленной политике и общей страте • Поддержание активного функционирования конкурентных ме • Обеспечение прозрачности операций, осуществляемых на • Защита прав акционеров, в том числе миноритарных акционеров; • Регулирование социальных конфликтов, порождаемых С и П. В последующий период (1950 г.) была принята специальная поправка к указанной статье, в соответствии с которой ФТК может запрещать не только покупку акций, но и приобретение реальных активов в тех случаях, когда такие действия могут иметь своим последствием ограничение конкуренции. Статья 7 упоминавшегося выше закона Клейтона в сочетании со статьей 2 закона Шермана (1890 г.) чаще всего использовались министерством юстиции США для запрещения тех слияний, которые могли бы привести к появлению компании, «доминирующей» в рамках всей отрасли. В настоящее время документы относительно предполагаемых С или П компании - инициаторы должны направлять в ФТК и министерство юстиции США. В соответствии с законом Харта-Скотта-Родино (1976 г.) установлен тридцатидневный период, на протяжении которого указанные инстанции рассматривают полученную заявку (в случае необходимости ФТК или министерство юстиции могут продлить указанный срок еще на 15 дней)29.______________________ 29 Описанная процедура утверждения обычно распространяется на случаи приобретения пакета, включающего не менее 15% всех голосующих акций корпорации (или Исследования, проведенные на протяжении последних десятилетий, свидетельствуют о том, что не только формальные запреты, но и согласие на проведение последующего слияния после того, как удовлетворен ряд сформулированных условий, могут оказывать существенное влияние на реструктуризацию соответствующих компаний. Так, влияние антитрестовского регулирования оказалось одним из важнейших факторов, побудивших американскую корпорацию AT&T осуществить чрезвычайно крупные дивестиции (см. Chen, Merville, 1986). Другое направление государственной активности связано с общим регулированием рынка ценных бумаг. Так, в США в 1986 году по инициативе сенатора Г.Уильямса был принят ряд поправок к закону о фондовой бирже (1934 г.), направленных на защиту миноритарных акционеров поглощаемой фирмы. В соответствии с этими поправками вся информация относительно предполагаемой покупки акций должна быть более доступной акционерам корпорации-цели; должен устанавливаться также некоторый минимальный период, на протяжении которого тендерное предложение носит публичный характер. В 1972 г. одна из поправок Уильямса была уточнена: все компании (или физические лица), которые приобрели не менее 5% акционерного капитала, должны заполнить особую форму, направляемую в Комиссию по ценным бумагам. Вместе с тем корпорация-покупатель, приобретающая не менее 5% акций, подает публичное тендерное предложение (tender offer statement), в котором должна сообщаться информация о намерениях этой компании; кроме того оно должно содержать четкую характеристику предполагаемых соглашений между покупателем и компанией-целью. Копии этих документов должны быть вручены компании-цели, а также всем участникам конкурентных торгов. Особая статья (14е-3) предусматривает достаточно жесткие санкции за ограничения такой информации при проведение тендера. Наряду с федеральным законодательством немалую роль в регулировании С и П в США играет законодательство штатов. Так, поскольку в силу ряда причин большинство крупных американских корпораций зарегистрировано в штате Делавар, юридические разбирательства по поводу С и П осуществляются судебными инстанциями данного штата. Принимаемые штатами ограничения С и П в последнее время стали предметом активной теоретической дискуссии. Некоторые авторы (см., например, Bebchuk, Ferrel, 1999) полагают, что активное соперничество между штатами за привлече- такой же доли ее реальных активов). Более подробный анализ содержания антитрестовских законов содержится в ряде специальных работ - см., например, Neale, 1966; Cohler, 1987. ние регистрирующихся новых корпораций, а также старых компаний, осуществляющих перерегистрацию, может порождать неоптимальные процедуры регулирования С и П. Интеграционные процессы в Западной Европе сопровождались «гармонизацией» корпоративного законодательства, в том числе законов, регулирующих С и П. Еще в конце 80-х гг. Сообщество разработало «Указания относительно предполагаемых слияний» («Directive on takeover bids»), оговаривающие ряд мер по защите прав миноритарных владельцев компании-цели. В них также оговаривается минимальный период, на протяжении которого тендерное предложение должно сохранять публичный характер, особо оговариваются меры, обеспечивающие прозрачность отношений между покупателем и компанией, продающей часть своих акций и т.п. Ограничивая процессы интеграции в тех случаях, когда они могут привести к ослаблению конкурентных сил, регулирующие органы США и стран Западной Европы стремятся к тому, чтобы уже на ранних стадиях переговоров убедить участников намечающегося поглощения отказаться от своих планов, не доводя дело до последующего формального запрета. Так, в Германии с 1974 г. по 1985 г. Немецкое федеральное управление по картелиза-ции смогло провести решения о запрете 26 слияний, тогда как в результате неформальных переговоров с участниками удалось добиться «добровольного» отказа от 113 проектов слияний (см. Monopolkommission, 1986). В Германии, а также в некоторых других странах континентальной Европы на протяжении 90-х гг. неоднократно предпринимались попытки ослабить те ограничения, которые исключают или сильно затрудняют агрессивные поглощения. Так, законом 1998 г. («KonTrag») немецким открытым акционерным компаниям запрещено устанавливать предельное количество голосов, которыми может обладать один акционер. В соответствии с функциями регулирования С и П в нем обычно участвуют по крайней мере четыре группы государственных учреждений: 1. Органы антимонополистического регулирования; 2. Ведомства, которые осуществляют общее хозяйственное 3. Организации, ведающие регулированием рынка ценных 4. Юридические инстанции - министерство юстиции и раз 30 Так, в Германии решения, принимаемые Управлением по картелизации, могут затем востребоваться для рассмотрения и принятия решения министерством экономики. Следует подчеркнуть важную роль, которую в таком регулировании может играть судебно-правовая система: любая из операций, связанных с осуществлением С и П, может послужить поводом для возбуждения судебного иска. Так, поправки Уильямса существенно расширили возможности возбуждения исков по поводу нарушения прав (миноритарных) акционеров. В качестве истца могут выступать (и нередко выступают) и регулирующие органы. В США некоторые процессы такого рода были доведены до Верховного Суда. Квалифицированные решения, принимаемые судебными инстанциями, и, что представляется особенно существенным, оперативная и действенная реализация этих решений, по-видимому, относятся к числу ключевых условий, которые необходимы для эффективного регулирования С и П, а также других процессов, протекающих на рынке корпоративного контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|