Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Студенты начинают воспринимать окружающий мир, явления под профессиональным, предметно специализированным углом зрения. Происходит переход от бытового сознания к профессиональному.




Министерство образования и науки Украины

Южно-украинский национальный педагогический университет

Им. К.Д.Ушинского

Художественно-графический

Факультет

Кафедра изобразительного искусства

Декоративный натюрморт

(Композиционная грамота и организация композиционных принципов)

Преподаватель

Смычковская О.М.

Теоретические аспекты развития творческих способностей студентов ХГФ средствами декоративной композиции.

Значение композиции в обучении студентов ХГФ.

Законы, правила, приемы композиции. Цвет.

Создание композиции на модульной основе.

Анализ и копия работы известного художника, и авторская её стилизация.

Первое, что необходимо осознать, что искусство – это, воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям.

Искусство не только отражает жизнь, но и формирует её, создает представление о прекрасном, делает богаче душу человеческую.

Искусство - это еще и память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает соучастником. Искусство отражает жизнь и оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведениях и свои мысли, чувства, стремления, эстетические идеалы, выражает свое понимание мира.

Приобретая специальность художника – педагога студент должен обогащать свои знания об искусстве, изучать природу. Уметь видеть и открывать прекрасное в искусстве и окружающей действительности и передавать свое умение другим. Поэтому очень важно, чтобы студенты, изучающие живопись, обладали багажом теоретических знаний, приемами и методами практической работы.

Начинающие художники в процессе обучения должны освоить опыт художественной деятельности, накопленный предшествующими поколениями и закрепленный в произведениях изобразительного искусства, а также хранимые книгами правила и законы искусства. Не освоив на занятиях под руководством педагога знаний основ изобразительной грамоты, практических навыков и умений, любой начинающий живописец оказывается беспомощным и пишет не то, что думает, а то, что получается.

Одним из важнейших предметов по обучению художников – педагогов изобразительного, декоративно – прикладного направления является композиция. Современные представления о результативности образования определяются в качестве результатов не только знания, умения и навыки, но и компетентность. Компетентность - это система знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные мотивы.

В связи с этим возникает необходимость улучшения содержания, форм, способов и методов подготовки современного специалиста, как общеобразовательной школы, так и вуза. Наибольшая эффективность реализации художественного образования на ХГФ, и в данном случае развития творческих способностей студентов зависит от: их потребностей в творческом преобразовании, собственного мировоззрения, мировосприятия, ощущения, развития способностей к самосовершенствованию и преобразованию окружающей действительности. Способность студента к творческой деятельности выделяется как одна из основных, для специалистов в области культуры и искусства. Обучение изобразительному искусству должно быть направлено на творческое развитие личности, на развитие потребности и готовности к самовыражению, а не формальное овладение изобразительной грамотой. Наиболее эффективные условия для развития творческих способностей могут быть созданы при обучении основам композиции.

Композиция как предмет, при изучении которого актуализируются знания, умения и навыки, приобретаемые при освоении других предметов (рисунка, живописи, композиции, истории искусства, мировой художественной культуры), наиболее эффективно способствует формированию предметной компетентности.

Компетентность можно определить как совокупность личностных качеств, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом деятельности. Исходя из определения компетентности, можно предположить, что в основу построения и реализации образовательной программы в логике компетентностного подхода, в частности программы по основам композиции, должны быть положены следующие методологические принципы:

фундаментальных теоретических основ художественного образования;

-укрепление познавательной деятельности студентов в процессе освоения содержания

-активизация общеобразовательной программы: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности.

-активизация и поддержка проявления индивидуальности, актуализация личностных ценностей и смыслов, обучающихся основам композиции.

Основа обучения предмета «Композиция»- художественная деятельность, составляющими которой являются:

-эстетическое восприятие искусства;

-эстетическое восприятие действительности;

-собственное творчество студентов.

Результатом обучения композиции является становление композиционной компетентности - значимой составляющей профессиональной компетентности художника – педагога. Структура специальной компетентности включает в себя:

1) культуру художественного восприятия:

-искусства – способность зрителя извлекать из художественной ткани произведения различные по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои:

-действительности - умение видеть, цельно воспринимать, переживать, переосмысливать и образно передавать действительность;

Собственное творчество студентов – самовыражение, самореализация средствами изобразительного искусства.

На первом этапе студенты знакомятся со средствами композиции, и используются в графических упражнениях; точка, линия, пятно, светотень, цвет.

На втором этапе студенты приобретают теоретические знания о законах композиции, которые носят всеобщий характер, устойчивый на протяжении длительного отрезка времени в истории изобразительного искусства: закон цельности (неделимости) композиции; закон типизации; закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.

Следующий этап - освоение композиционных правил и приемов, которые помогают строить композицию и являются композиционной техникой (ритм, пропорции, контраст и пр.)

С целью развития рефлексивных умений программой предусмотрены: коллективный анализ учебных композиций, композиционный анализ студентом работы однокурсника в группе. В целом в результате теоретического и практического изучения основных средств композиции и композиционных понятий у студентов происходит формирование художественного вкуса и оценочных критериев, умения воспринимать произведения искусства, понимать их язык и смысл.

Студенты начинают воспринимать окружающий мир, явления под профессиональным, предметно специализированным углом зрения. Происходит переход от бытового сознания к профессиональному.

На третьем этапе реализуется задача: развитие воображения – основы образного мышления. Работа над композицией начинается со слова, выражающего некую идею. В процессе создания композиции словесная идея трансформируется в визуальный образ, т.е. композиция имеет вполне определенную функцию: передать визуальными средствами какое-то информационное послание.

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей, в единое целое в соответствии с какой либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветки изобразительной формы, соподчиняет её элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой слово «композиция» называют картину как таковую - органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и какой манере выполнена, её называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В другом понимании, термин "композиция" означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник).

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается, прежде всего, на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

Произведение искусства есть "запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее".

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть, происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть, как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое.

Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства.

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся ее содержанием и замыслом художника.

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними планами, как в древнерусской иконе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...