Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА: Организация безналичных расчётов в народном хозяйстве.




1. Основы организации безналичных расчётов.

2. Организация межбанковских расчётов.

 

1. Основы организации безналичных расчётов.

Безналичные расчёты – это денежные расчёты путём записей по счетам банка, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счёт получателя.

Безнал. расчёты организованы по определённой системе, по которой понимается совокупность принципов организации, безнал. расчётов, требований, предъявляемых к их организации, форм и способов расчётов и связанного с ними документооборота.

Принципы организации безнал. расчётов:

1. Состоит в осуществлении расчётов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода денежных средств; Проведение расчётов через банк должно быть экономически целесообразным, сочетаться с экономической состоятельностью клиента и его материальной ответственностью за свои действия.

2. Заключается в следующем: платежи должны осуществляться банками только по распоряжению владельцев счетов в порядке установленной ими очерёдности и в пределах остатка средств на счетё.

3. Означает свободу выбора субъектами хозяйства форм безнал. расчётов и закрепление их в хозяйственных договорах.

4. Принцип срочности платежа. Он означает, что расчёты должны осуществляться исходя из сроков предусмотренных в различных видах договоров. Этот принцип также означает, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении средств, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный фиксированный срок.

Срочный платёж может совершаться:

а). До начала операции, т.е до отгрузки или до оказания услуг, т.е. это авансовый платёж;

б). Немедленно, после совершения операции;

в). Через определённый срок после совершения операции.

На практике встречаются следующие виды:

Долгосрочный – это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока;

Отсрочный – это невозможность погасить денежное обязательство в обусловленный срок, как правило, предполагает установление нового срока, т.е. продление первоначального срока;

Просроченный – возникает у плательщиков при отсутствии средств и невозможности получения банковского или ком. кредита при наступлении оговоренного срока платежа.

5. Принцип обеспеченности платежа – этот принцип предполагает наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательства. Этот принцип создаёт гарантию платежа.

Все операции по безнал. расчётам отражаются на расчётных, текущих или других счетах, открываемых банками своим клиентам после представления ими соответственных документов.

Каждое предприятие или организация может иметь в банке только один основной счёт – расчётный или текущий.

Расчётные счета открываются всем предприятиям не зависимо от форм собственности. Работающим на принципах ком. расчёта и имеющим статус юридического лица. Владелец расчётного счёта имеет право самостоятельно распоряжаться средствами на счёте, имеет самостоятельный баланс, выступает как самостоятельный плательщик по платежам в бюджет и самостоятельно вступает в кредитные отношения с банками. Владелец расч. счёта имеет полную экономическую и юридическую независимость.

Текущие счета открываются организациями и учредителями не занимающиеся ком. деятельностью, не имеющим статус юр. лица и традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям состоящим на бюджетном финансировании, а самостоятельность владельцев текущих счетов существенно ограничена. Он может распоряжаться средствами на счёте в строгом соответствии со сменой, утверждением вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в момент открытия счета.

Для открытия расчёт. Счёта в банке клиент должен предоставить документы:

· Заявление об открытии счёта по установленной форме;

· Свидетельство о регистрации предприятия;

· Копия учредительного договора и устава, заверенные нотариусом;

· Документ о подтверждении полномочий директора предприятия (контракт или протокол собрания учредителей).

· Документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ по приёму на работу или контракт);

· Две карточки с образцами подписей первых должностных лиц и с оттиском печати предприятия (она должна быть заверена нотариусом или вышестоящей организацией);

· Справка о постановке на учёт в налоговую инспекцию;

· Справка о постановке предприятия на учёт в пенсионный фонд и в фонд занятости населения;

· Регистрационная карточка статистических органов;

Эти документы сдаются главному бухгалтеру либо главному юрисконсульту банка. После соответствующей экспертизы предоставленных документов банк открывает предприятию расчёт. счёт на соответствующем балансовом счёте банка и присваивает номер.

Открытие расчёт. счёта сопровождается заключением договора о расчётно-кассовом обслуживании между банкам и клиентом.

 

2. Организация межбанковских расчётов.

Осуществление безнал. расчётов в хозяйстве между поставщиками и потребителями ведёт к взаимным расчётам между банками.

Межбанковские расчёты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются в разных банках и при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчёты в наст. Время осуществляется через корреспондентские счета, открываемые на балансе каждого банка.

До 1991г. расчёты между банками осуществлялись по системе межфилиальных оборотов (МФО). Эта система была основана в 1933г. В наст. время осуществляют два способа организации межбанковских расчётов (МБР) с помощью корреспондирующих отношений.

1. Децентрализованный – основан на корреспондирующих отношениях ком.банка друг с другом.

2. Централизованный – расчёты между банками осуществляются через их корреспондентские счета, открываемые в центр. банке (РКЦ).

В России и в частности в ПМР межбанковские расчёты ориентируются на централизованный вариант.

Проведение расчётов между банками осуществляют специально создаваемые расчётно-кассовые центры.

Для открытия корреспондирующих счетов в банки предоставляют:

· Заявление на открытие счёта;

· Копию зарегистрованного устава, заверенного нотариусом;

· Карточку с образцами подписей первых лиц и оттиска печати банка.

Одновременно с открытием счёта заключается договор о корреспондирующих отношениях. Для учреждения банка корреспондирующий счет – это своего рода «расчёт. счёт» на котором хранятся все средства ком. банка как собственные, так и деньги клиентов, а также средства по кредитам других банков.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...