Смутное время в российской истории
Московское царство в конце ХVI в. объединяло в своем составе значительные территории. Сложилась авторитарная система власти, в соответствии с которой все население страны- от высшего боярства до последнего смерда – были подданными царя, его холопами. Экономической основой подданических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. Наметилась тенденция усиления крепостнических отношений и обострения социальных противоречий.Исторические события, имевшие место на рубеже ХVI-ХVII вв. принято называть смутой. Причины смутного времени представлены в схеме. Условно можно выделить три этапа смутного времени. Первый: 1598-1605гг. В 1598г. после смерти царя Федора Россия оказалась перед лицом династического кризиса. Этот кризис попытались разрешить небывалым для России образом – избрать царя на Земском соборе. При большой поддержке служилого дворянства был избран царем Борис Годунов (1598-1605). Годунов принял страну, находившуюся в чрезвычайно тяжелом положении. Его внешняя и внутренняя политика была направлена на стабилизацию ситуации. Он поддерживал добрые, мирные отношения с соседями, для возрождения и развития хозяйства освобождал многие местности на 3-5 и более лет от податей. Борис проявлял живой интерес к просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. Ради поощрения торговли с Западом он осыпал щедрыми милостынями немецких купцов. Борис Годунов первым из русских правителей отважился послать дворянских детей на учебу за границу. Много внимания уделял городам, развитию торговли. Личность Бориса Годунова трактуется в исторической литературе неоднозначно: от «безнравственного интригана»- до «талантливого политического деятеля». Полностью реализовать задуманное царю Борису не удалось. Неурожай 1601-1602 гг. привел к голоду и росту социальной напряженности в стране. Одновременно, в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за якобы спасшегося царевича Дмитрия. В апреле 1605 г. Б. Годунов внезапно умер. Второй этап смуты: 1605-1609 гг. Оказавшийся на престоле сын Годунова Федор вскоре был убит, а 20 июня 1605 г. в Москву торжественно въехал самозванец Лжедмитрий I. На втором этапе смуты происходит полный распад государства. Страна погружалась в гражданскую войну. Москва утратила свое значение политического центра. Лжедмитрию укрепиться на русском престоле не удалось. В мае 1606г. бояре-заговорщики убили самозванца и на престол вступил один из организаторов заговора князь Василий Шуйский (1606-1610 гг). С целью привлечения Боярской Думы на свою сторону Шуйский дал крестоцеловальную запись, в которой обязывался править вместе с Думой, не налагать опал и не казнить без суда. Однако законность избрания Шуйского признали далеко не все слои населения и области Русского государства. Знаменем оппозиции вновь стало имя царя Дмитрия Ивановича, будто бы избежавшего смерти. Летом 1606 г. движение стало принимать организованный характер. Появился и руководитель – Иван Исаевич Болотников. Пятинедельная осада Москвы предопределила раскол и поражение восставших.Разгром Болотникова не привел к стабилизации. Новый самозванец, Лжедмитрий II, стал центром притяжения всех оппозиционных Шуйскому сил. К лету 1608 г. на Руси стало две столицы. В Москве сидел царь Василий Шуйский. Рядом, в селе Тушине, окопался Лжедмитрий II, претендовавший на царский престол. В Тушине была создана своя Боярская Дума, действовали приказы, проводилась раздача поместий. Василий Шуйский искал поддержку для установления порядка в стране за рубежом. Ему удалось заручиться военной поддержкой Швеции, что дало повод польскому королю Сигизмунду III развязать войну против России. В конце лета 1609 г. польские войска вторглись в Россию, где встретили упорное сопротивление населения Смоленска. Начавшаяся открытая интервенции усугубила положение в стране. Гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои населения. Серьезной силы, способной стабилизировать общество фактически не было. Третий период смуты: 1610-1613 гг. Обозначенный период можно назвать временем выбора путей развития Российского государства. События в стране развивались стремительно. К 1610 г. тушинский лагерь распался, Лжедмитрий II тайно бежал в Калугу, где вскоре был убит своими приспешниками. Василий Шуйский по-прежнему рассчитывал на помощь Швеции, однако после сокрушительного поражения царских войск, нанесенного поляками летом 1610 г., он был свергнут с престола. Власть перешла к правительству из семи бояр («семибоярщина»), которые в августе 1610 г. заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына Владислава, а осенью впустили польские войска в Москву.В эти трагические дни огромную роль сыграла церковь, призвавшая к защите православия и восстановлению суверенного государства. Национально-освободительная идея консолидировала здоровые силы общества- население городов, служилых людей и привела к формированию всенародного ополчения. Первое ополчение было создано в 1611 г., объединив дворянские отряды Ляпунова и бывших тушинцев, «вольных казаков» под началом князя Д. Трубецкого и И. Заруцкого. Однако освободить Москву им не удалось. С распадом первого ополчения и падением Смоленска страна подошла к краю пропасти. Осенью 1611 г. провинциальные города охватил новый патриотический подъем. Инициаторами выступили нижегородцы во главе со старостой Кузьмой Мининым, Было создано второе ополчение, возглавленное князем Д.М. Пожарским. Осенью 1612 г. Москва была освобождена от иноземцев. Организаторы второго ополчения созвали в январе 1613 г. Земский Собор, избравший на русский престол 16-летнего Михаила Романова. Первостепенной задачей новой власти было восстановление государственности, изгнание интервентов и прекращение междоусобной борьбы.Итак, Смутное время явилось потрясением для всей политической, социальной и экономической жизни страны. К последствиям можно отнести следующие:Смута нанесла огромный материальный ущерб стране. Громадные территории, особенно в центральных уездах, запустели, а жители разбежались или погибли от голода и сабель «воровских людей».Не менее значительными оказались политические последствия Смуты. Старое боярство, подорванное репрессиями Ивана IV, вынуждено было расстаться со своими претензиями на особую политическую роль в стране. По словам известного историка А. Преснякова «Смута проложила историческую грань между боярской Русью и дворянской Россией».Немаловажными были культурно-психологические последствия Смуты. Теряла свое значение идеология московской исключительности («Москва-третий Рим). С другой стороны, Смута показала необходимость расширения всесторонних, особенно военно-технических связей, с остальной Европой, что было осознано в конце века. Россия на пороге реформ. (II– я пол. ХVII вв.). В истории России ХVII столетие – переходное время, канун Петровских реформ и нового времени. Новое московское правительство, первостепенную роль в котором играл отец царя патриарх Филарет, руководствовалось принципом: все должно быть по старине.
Вместе с тем некоторые реформаторские идеи нашли отражение в русской жизни. Существенное место в общественно-политической сфере стал занимать Земский собор. Его роль и компетенция значительно возросли. Отличительной особенностью его качественного состава стал выборный элемент вместо должностного, что позволяет увидеть в этом факт сословного представительства западного образца. Следует отметить и другое. Активная работа Земских соборов в этот период была обусловлена временной потребностью нового правительства преодолеть последствия Смуты.. Выборным на соборе предписывалось, как правило, лишь изложить свое мнение, а принимать решение должна была верховная власть. Состав Собора был изменчив, лишен устойчивой организации и назвать его всесословным нельзя. Механизм центрального управления восстанавливался по старым образцам – в форме приказов. Во второй половине ХVII в. усилилась тенденция централизации власти. Традиционная монархия с Боярской думой постепенно уступала место абсолютной монархии. В царствование Алексея Михайловича все реже собирались Земские соборы, снижалась роль Боярской думы и все более разветвленной становилась приказная система. В 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение – основы законодательства России. В нем утверждался принцип централизованного государства с авторитарной властью царя, ограничивались корпоративные интересы церкви. Соборное уложение завершило юридическое оформление системы крепостного права: сыск беглых крестьян становился бессрочным, устанавливалась наследственность крепостного состояния, жители посадов были прикреплены к тяглым посадским общинам. Уложение также утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество – дворян. Власть стремилась к тому, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом, а сами законы были крайне жестокими. Фальшивомонетчикам, например, заливали горло расплавленным свинцом и оловом, за царское бесчестие вырезали язык. Все эти нововведения сдерживали поступательное развитие России, удаляли ее от западной цивилизации. Российский абсолютизм отличался от западноевропейского. Его социальной основой было дворянство и общинная организация крестьян вместо третьего сословия и буржуазии.Несмотря на эти тенденции, ХVII век был важным этапом в развитии экономики России. Развивается товарное производство, возникают мануфактуры, складывается единый всероссийский рынок. Современники называли ХVII век «бунташным», так как народные восстания сотрясали страну. Самое крупное восстание в середине века (1648 г.) произошло в Москве под названием «соляного бунта», а вскоре вспыхнул «медный бунт» (более подробно об этих событиях можно узнать из учебника авторов А.Л. Юрганова и Л.А. Кацва «История России. ХVI-ХVII вв.», стр. 146-148). Но самым значительным было восстание под предводительством донского казака Степана Разина (1667-1671 гг.)– о ходе восстания см. в указанном учебнике. В восстании участвовали массы крепостных крестьян, городские низы, работные люди, а также чуваши и марийцы, мордва и татары.Массовость выступлений свидетельствовала о том, что Россия нуждалась в глубоком реформировании, в особенности духовной сферы, поскольку оставалась религиозным обществом. Церковь настаивала на том, что все неправославные, даже если они христиане, - «поганые». Религиозная регламентация, таким образом, сдерживала процесс изменений в обществе. В силу этих обстоятельств в обществе наметились два общественных течения, отражающих желания «теоретиков и практиков» ориентироваться на Европу и стремления части общества и духовенства не допускать перемен. Эта ситуация отразилась в расколе русской православной Церкви. В 1653-1655 гг. патриарх Никон произвел церковную реформу, против которой выступил протопоп Аввакум со своими сторонниками. И там, и там были люди разных слоев, разного положения. По существу в обществе решался вопрос о соотношении духовной власти и светской. Заседавший в 1666-1667 гг. в Москве церковный собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах церковных. Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям.Таким образом, объективная необходимость перемен к концу ХVII в. была налицо. Готовились они на протяжении целого века. Однако сроки и методы, конкретное выражение реформ в значительной степени зависели от субъективных факторов, прежде всего, от личности реформатора и его ближайшего окружения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: