Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская империя между реформой и революцией

Россия в начале ХХ века была аграрно-индустриальной страной с неограниченной монархической властью. Недореформированная империя оказалась на развилке реформ и революций. Вступившему на престол в 1894 г. 26-летнему Николаю II было предопределено стать последним российским самодержцем.

 Из 130 млн. человек около 75% населения жило в сельской местности. В Российской империи 57% составляли нерусские народы. В процесс раннекапиталистического развития все больше вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии.

Социальная структура российского общества была сословной.

 Господствующим сословием оставалось дворянство. Его экономические позиции слабели: около 40% дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежали к мелкопоместным. Другим привилегированным сословием являлось духовенство. К началу века оно насчитывало около 600 тыс. человек (в три раза меньше дворянства). Сама православная церковь была частью государственного аппарата и управлялась обер-прокурором Синода.

Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству. Это сословие было основой российской буржуазии.

Около 90 млн. человек насчитывало крупнейшее сословие – крестьянство. Оно было главным податным сословием и составляло в 1900 г. 86 млн. человек. Средний размер крестьянского надела на душу сократился с 4.8 десятин в 1861г. до 2.6 десятин в 1900 г.

Особенностью экономического развития России на рубеже 19-20 веков было государственное вмешательство в хозяйственную жизнь.

В российской промышленности большую долю составляли казенные предприятия, особенно в военной сфере. Военные заводы России (Ижорский, Обуховский, Балтийский и др.) практически не знали рынка, выполняя государственные заказы.

Первые монополистические объединения наиболее простого типа – синдикаты возникли еще в 1887 г.; «Нобель – Мазут» в 1893 г. С наступлением экономического кризиса 1900-1903 гг. процесс монополизации усиливается.

За годы кризиса были закрыты более 3 тыс. предприятий, в пять раз сократилось железнодорожное строительство, упала деловая активность. Начавшийся в легкой промышленности, кризис с наибольшей силой поразил металлургию и машиностроение. Если в Европе кризис закончился в 1904г., то в России он перешел в депрессию продолжавшуюся до 1909г. В эти годы были созданы мощные синдикаты: «Продамет» (1902), «Продвагон», «Гвоздь», «Продуголь» (1904), «Кровля» (1907). В первое пятилетие 20 века в России существовало более 30 разрешенных правительством синдикатов и огромное количество тайных.

 Роковую роль для самодержавия сыграло поражение России в русско-японской войне (1904-1905 гг.).

К началу столетия повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур. Россия оставалась последним оплотом абсолютизма. Всероссийский император, чей полный титул включал более полусотни географических названий, обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. В управлении страной он опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, который к началу 20 века насчитывал 436 тыс. чиновников. Царь и его ближайшее окружение являлись вершиной бюрократической пирамиды.

В самодержавной России не было законодательных органов, но имелся законосовещательный Государственный Совет, разделенный на ряд департаментов. Его решения носили рекомендательный характер. Другой высший орган – Сенат по традиции именовался «правительствующим». Но он сохранил только функции суда и надзора, право «толковать» законы.

Исполнительную власть осуществляли министерства. Их деятельность координировал Комитет Министров.

Становым хребтом всей системы государственного управления было Министерство внутренних дел, которому подчинялась вся местная администрация: генерал – губернаторы, губернаторы, градоначальники. Развитие капитализма диктовали необходимость изменений в политической структуре общества. Революция 1905-1907 годов способствовала этим изменениям.

Усиление до предела всех противоречий российского общества, неспособность царского правительства осуществлять реформы, слабость и непоследовательность русской буржуазии, а также возросшая политическая зрелость и организованность революционных сил делали революцию неизбежной.

Первая российская революция по своим целям (свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословий, решение национального вопроса) была буржуазной. Сметая феодально-крепостнические пережитки, она должна была расчистить путь для более прогрессивного типа капитализма.

Однако революцию 1905-1907 годов нельзя рассматривать как обычную буржуазную революцию. Это была буржуазно-демократическая революция, в которой буржуазное содержание преобразований сочеталось с народным характером ее движущих сил. Российская революция значительно отличалась от буржуазных революций XVII-XIX веков по роли в ней буржуазии.

Напуганная революцией буржуазия не стремилась к свержению самодержавия. Но царизм с его коррумпированным, консервативным чиновничеством настолько тормозил развитие производительных сил, что капитал уже не мог с этим мириться. В этом смысле российская буржуазия имела в революции свои собственные интересы. Не добиваясь свержения царизма, она стремилась путем реформ избавиться от пут разложившейся бюрократии, произвола властей.

Революция привела в движение все классы и слои общества, ускорила процесс образования новых политических партий, активизировала деятельность уже имеющихся. Важной особенностью оформления политической структуры российского общества являлась необычная последовательность процесса образования партий. Если в странах Западной Европы этот процесс начинался оформлением буржуазных, а заканчивался созданием марксистских рабочих партий, то в России было все наоборот. Сначала возникли партии рабочего класса (РСДРП, 1898г.), а затем уже в ходе революции стали оформляться политические организации помещиков и буржуазии.

Российская социал-демократическая рабочая партия к 1905 году была расколота на два течения: большевистское и меньшевистское, между которыми с началом революции наряду с организационными разногласиями появляются и тактические.

Отсутствие единства взглядов и действий в российской социал-демократической рабочей партии не позволило не только слить воедино борьбу пролетариата за демократию и социализм, но и довести до победного конца выступление всех демократических сил против самодержавия.

Вторая политическая партия России – партия социалистов – революционеров выражала интересы широких крестьянских слоев. Программа партии эсеров носила ярко выраженную антимонархическую направленность. Социалисты – революционеры выступали за уничтожение частной собственности на основные средства производства и прежде всего на землю, за коллективную форму организации труда, автономию экономических единиц.

В самый разгар революции после опубликования 17 октября 1905 года царского Манифеста начинают оформляться политические партии представителей господствующих классов.

До 1905 года деятельность существующих помещичьих кружков носила не политический, а культурно-просветительское общество «Русское собрание» в годы первой революции быстро политизируется и 8 ноября 1905 года в Петербурге преобразуется в «Союз русского народа». В конце 1905 – начале 1906 годов отделения «Союза» создаются по всей стране от Риги до Владивостока.

В октябре 1905 года образовались две крупные политические партии российской буржуазии: «Конституционно-демократическая партия народной свободы» (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы).

Октябристы отражали интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и ставили своей целью оказание содействия правительству в деле спасительных реформ, направленных к всестороннему обновлению государственного и общественного строя в России.

Социальный состав партии кадетов, главной партии российского либерализма, отличался от социального состава октябристов. В нее входили представители средней и мелкой буржуазии, широкие слои буржуазной интеллигенции. Кадетскую партию называли самой интеллектуальной партией России. У ее истоков стояли философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, в различное время активно работали юристы С.А. Муромцев, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев и многие другие.

Конституционные демократы исходили из того, что любые изменения в политическом строе должны явиться результатом мирной эволюции. Главной целью своей деятельности они считали борьбу за социальные реформы.

Таким образом, в годы первой революции в России сложилась следующая расстановка политических сил: крайне правый фланг – политические партии крепостников – помещиков во главе с царской бюрократией («Союз русского народа», «Совет объединенного дворянства», русская монархическая партия и т.п.). Левый фланг был представлен партиями широкого демократического толка (РСДРП, эсеры, энесы,). Центристские позиции занимали партии либерально-монархической буржуазии (октябристы и кадеты). Революция дала каждой политической организации уникальную возможность проверить на практике свои программные, организационные и тактические установки, апробировать средства и методы борьбы.

Российское правительство наряду с репрессиями против народа осуществляло политику лавирования и уступок. Так, уже в феврале 1905 года в распоряжении, подписанном царем, давалось обещание «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к участию в предварительной разработке и обсуждении «законодательных предположений» при условии «непременного сохранения незыблемости основных законов империи», то есть самодержавия.

События осени 1905 года (стачки, всероссийская политическая забастовка) сорвали выборы и созыв булыгинской Думы. В Манифесте 17 октября 1905 года правительство пообещало созвать законодательную Думу с расширенным представительством.

Выборы в первую Государственную думу проходили весной 1906 года. Новый избирательный закон давал избирательные права рабочим (создана рабочая курия), мелким ремесленникам, квартиронанимателям, чиновникам – пенсионерам. Несмотря на дополнения, закон сохранял преимущество господствующим классам, из общего числа выборщиков помещики и крупная буржуазия имели 58%.

Законом предусматривался пятилетний срок деятельности Думы, однако специальным указом царя этот срок мог быть сокращен. Формально Думе принадлежали законодательные права. Сохраняя внешне формы буржуазно-парламентарного органа (избирательность членов, право запросов, законодательной инициативы), она фактически являлась не законодательным, а законосовещательным учреждением, прикрывающим самодержавный произвол.

I Государственная дума, возглавляемая адвокатом, бывшим проректором университета кадетом С.А. Муромцевым, действовала 72 дня (27 апреля – 8 июля 1906 года). Все ее члены распределялись по партийным группам – фракциям, самой большой из которых была фракция кадетов.

Члены Думы рассмотрели ряд законопроектов: об отмене смертной казни, о гражданском равноправии, о продовольственной помощи голодающим и др. Но царское правительство, не желая считаться с мнением представительного органа, практически все законопроекты отклонило. Более того, Думе было предъявлено обвинение в возбуждении революционных настроений в стране. Недовольный составом и характером ее деятельности Николай II в начале июля 1906 года подписал указ о роспуске I Думы и назначил новые выборы.

II Государственная дума просуществовала немногим более первой – 102 дня (20 февраля – 2 июня 1907 года). Несмотря на то что кадеты при новых выборах потеряли почти половину мест (со 179 до 98), они сумели сохранить за собой руководство и председательское кресло (Ф.А. Головин). Благодаря отказу от бойкота выборов, активизации предвыборной борьбы, значительно выросли во II Думе левые фракции: 104 места из 518 имели трудовики (крестьянские депутаты), социал-демократическая фракция состояла из 66 членов (55 членов с решающим голосом).

Серьезные разногласия между фракциями Думы вызвал важнейший вопрос – аграрный. Споры вокруг него отражали различные подходы политических партий России к проблемам собственности на землю и землепользования. Представители революционно-демократического крыла настаивала на уничтожении помещичьего землевладения. Меньшевики выступали за муниципализацию земли, то есть передачу ее в собственность местным органам самоуправления (муниципалитетам), а те в свою очередь передавали бы землю крестьянам в аренду; большевики – ленинцы отстаивали национализацию земли, то есть передачу в собственность государства, которое передаст землю в пользование крестьянам; эсеры и трудовики считали, что земля должна принадлежать трудовым коллективам, которые дадут ее крестьянам по так называемой «трудовой норме» (столько, сколько крестьянин сможет обработать своим трудом без привлечения наемной рабочей силы).

Свою программу решения аграрного вопроса выдвинули кадеты. Они предлагали принудительно выкупить по «справедливой» цене те помещичьи земли, которые сдавались в аренду, и вместе с государственными, монастырскими и другими землями продать их в рассрочку через банк крестьянам.

В ходе революции правительство П.А. Столыпина предприняло попытку осуществить некоторые реформы. Программа модернизации страны, предложенная Столыпиным, должна была решить три основные задачи:

Сделать крестьян полновластными собственниками, освободив от опеки общины;

Осуществить всеобщее обучение грамоте (4-х летняя начальная школа) «Без знаний не может появиться класс настоящих фермеров»;

Привести к росту промышленности и развитию внутреннего рынка.

5 октября 1906 года вышел указ об уравнении крестьян в гражданских правах с остальными сословиями, а 9 ноября того же года – указ о праве выхода крестьян из общины с земельным наделом. Этот документ узаконил создание крестьянской собственности на землю – в форме хуторского и отрубного хозяйства.

Указ 9 ноября 1906 года имел три важнейших аспекта: социальный – ставка на крепких и сильных, укрепление социальной базы самодержавия за счет зажиточных крестьян; экономический – Столыпин был убежден в агротехническом преимуществе хуторов и отрубов; политический – общинное единение крестьян способствовало их революционному единению, следовательно, нужно было ее разрушить.

Реформа заменила отжившие хозяйственные структуры более рациональными. Создала возможность для роста производительных сил в земледелии. В результате переселения крестьян в Сибирь и на Дальний Восток в хозяйственный оборот были вовлечены свободные земли этих районов страны и частично ослаблена проблема малоземелья в европейской части страны. Увеличились посевные площади в Черноземье на 81 %, на Северном Кавказе на 47%. В зажиточных хозяйствах урожайность повысилась в 1,5 – 2 раза. Увеличился вывоз российского хлеба за границу от 25% до 40%. Аграрная реформа Столыпина проводилась 8 лет, с началом войны она была приостановлена – и, как оказалось, навсегда.

 П.А. Столыпину не удалось выполнить свою главную задачу: сохранив для монархии поддержку помещиков, расширить ее социальную опору за счет богатых крестьян. П.А. Столыпин требовал от общества двадцати лет спокойствия для успешного завершения задуманных им реформ, в первую очередь аграрной. Но в конкретных условиях начала XX века это оказалось несбыточной мечтой. Нереализованность программы объясняется также противодействием крестьян, недостатком средств, выделяемых на переселение и землеустройство, подъемом революционного движения в стране.

 Следует также отметить, что реализация столыпинской реформы проходила на фоне сложной послереволюционной политической обстановки. 3 июня 1907 г. был обнародован манифест о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в третью. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, который сводил до минимума избирательные права трудящихся. Более чем на 30% возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. В результате выборов большинство мест в Думе получили помещики и крупная буржуазия. За пять лет своей деятельности (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912г) Дума третьего созыва утвердила многие законопроекты, направленные на усиление администрации, полиции, жандармерии.

 В 1912 г. после Ленских событий в стране усиливается революционный подъем. Страна вновь встала перед дилеммой: реформа или революция. В этих условиях все более напряженными становятся отношения между правительством и Думой (IV Государственная Дума действовала с 15 ноября 1912 г. до 25 февраля 1917 г). Либеральное крыло Думы весной 1914 г. предпринимает попытку объединения всех прогрессивных сил для отпора произволу правительства и проведения демократических реформ.

1 августа 1914 года грянула первая мировая война, усугубив положение России. Все политические партии, кроме большевиков, охваченные патриотическим восторгом, призывали к гражданскому миру. Лишь большевики осудили империалистическую войну, настаивая на ее превращении в войну гражданскую.

Масштабы войны, ее продолжительность вызвали кризис в российском обществе.. Неудачи на фронтах, неумение использовать ресурсы обусловили растущее недовольство народных масс и революционные настроения.

 

ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ

Февральская революция 1917 г. стала проявлением революционного взрыва в столице России – Петрограде. Она вошла в историю как буржуазно-демократическая революция. По существу она спровоцировала в России состояние гражданской войны не в военном, а в общественно-политическом понимании. Эту войну в период с февраля по октябрь 1917 года вели более 50-и политических партий, хотя следует признать, что стихийный порыв масс явно преобладал над продуманными действиями революционных организаций. «Улица», толпа, масса, были главным действующим лицом Февральской революции, завершившейся созданием столичного Совета рабочих и солдатских депутатов, Временного правительства. Прогрессивное значение февральской революции в том, что рухнуло многовековое деспотическое самодержавие.

После февральской революции Россия оказалась на историческом перепутье. Перед страной открылись различные возможности политического и социально-экономического развития: буржуазно-реформистский путь к капитализму и революционный путь к социализму. По мнению некоторых историков не исключалась и реставрация монархии. Главной особенностью февраля 1917 года было двоевластие.

Проведя ряд демократических преобразований, Временное правительствоне решило таких вопросов как аграрный и о мире, что привело к социально-экономическому и политическому кризису в стране и оживлению левосоциалистических настроений в обществе.

Лидер большевистской партии В.И. Ленин с соратниками провозгласил курс на социалистическую революцию. В условиях сложившегося в сентябре-октябре общенационального кризиса большевики подготовили и осуществили 25-26 октября переворот и оказались у власти. На II Всероссийском съезде Советов открывшемся вечером 25 октября, меньшевик – интернационалист Ю.О. Мартов предпринял драматическую попытку создать однородное социалистическое правительство, за которое ратовали и эсеры. Однако создать многопартийное советское правительство не удалось из-за выступлений и демонстративного ухода со съезда 70 делегатов меньшевиков, правых эсеров, бундовцев и др., с одной стороны, и из-за негативной реакции съезда на эти действия, с другой стороны. Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле, сформировал временное (вплоть до созыва Учредительного собрания) чисто большевистское правительство (Совет народных комиссаров) во главе с Лениным. Октябрьская революция, осуществлявшаяся под общедемократическими лозунгами, достаточно быстро победила по всей стране: к весне 1918 года Советская власть утвердилась на большей части России.

Существовали ли альтернативы октябрьскому перевороту? На этот счет есть разные точки зрения. Многие авторы утверждают, что крах буржуазно-либеральной альтернативы был неизбежен, т.к. западный путь развития, за который выступали Временное правительство и кадеты привлекал небольшую часть общества. Часть исследователей считает, что альтернативой Октябрю могло быть соединение советской системы с парламентской.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...