Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и культурные преобразования
К началу ХVIII в. российская общественная система была малоподвижной с сильной, деспотичной властью. 20-30 мануфактур на всю страну. Армии по существу не было, школы были при церквах, светское образование отсутствовало. Для Европы того времени Россия была варварской державой, на которую многие смотрели как на будущую европейскую колонию. Другими словами, Россия значительно отставала от уровня развития европейских государств. Стране нужна была личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I (1672-1725 гг.). Каковы же были предпосылки петровских реформ? Отсталость России представляла серьезную опасность для национальной независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и основано на подневольном труде крестьян. Русское войско в значительной мере состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов. Сложный государственный аппарат. Отставала Россия и в области духовной культуры. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715 и с 1715 по 1725 годы. Важной особенностью преобразований первого периода являлась их обусловленность нуждами Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами при активном вмешательстве государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло совершенствование аппарата власти, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода. Вся внутренняя и внешняя политика Петра была подчинена интересам государства в целом: его процветанию и приобщению к европейской цивилизации.
Изучение реформаторской деятельности Петра следует начинать с военной реформы. После поражения русской армии под Нарвой Петр приступил к создания армии нового типа – регулярной путем рекрутских наборов. Ряд преобразований был проведен в области управления. По областной реформе (1708-1710 гг.) страна была разделена на губернии и губернатор обладал судебной, административной, полицейской и финансовой властью. Вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат (1711 г.) – высший орган, регулирующий работу всех государственных учреждений. Приказы были заменены Коллегиями (1717-1721 гг.). Учреждение Святейшего Синода (1721г.) предполагало упразднение патриаршества и подчинение церкви государству. В 1721 г. Россия стала империей, а русский царь- императором. Раскрывая содержание экономических преобразований Петра, следует отметить, что они в значительной мере определялись учением меркантилизма и протекционизма. Предметом особой заботы Петра стали те отрасли промышленности, которые обеспечивали потребности армии и флота. В социальной области наиболее существенными были следующие: вместо подворной вводилась подушная подать; произошло слияние вотчины и поместья, по указу о единонаследии (1714 г.) поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну, другие же должны идти на гражданскую или военную службу; государственная служба регулировалась «Табелью о рангах» (1722 г.), которая вводила 14 рангов-ступенек карьеры для служащих. Это нововведение давало возможность занять соответствующее положение в обществе благодаря не столько аристократическому происхождению, сколько личным качествам, способностям и выслуге. Таким образом, в жизнь русского общества вносится принципиально новое явление: противоречие между старой боярской аристократией и бюрократией, претендующей на ведущее положение в обществе.
В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается далеко неоднозначно: от восторженно-позитивного до глубоко отрицательного. В то время как первые делают акцент на реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в промышленности, военном деле, реформах в области образования и культуры, вторые – в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации реформ и критикуют за слепое перенесение опыта Запада на русскую почву. В результате модернизации всех сторон жизни общества Россия стала одной из ведущих мировых держав с конкурентоспособной промышленностью, современными армией и флотом, эффективной системой управления. Вместе с тем модернизация носила незавершенный характер, поскольку реформы укрепили крепостничество, превращали Россию в типичное полицейское государство и привели к расколу общества. Систему власти, созданной Петром, принято называть абсолютизмом, однако он существенно отличался от европейского. См. понятие «Российский абсолютизм». Послепетровская эпоха характеризуется борьбой за власть и вошла в историю как «эпоха дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.), когда на российском престоле сменились 6 царствующих особ. Это было время испытания петровских преобразований на прочность и одновременно адаптации общества к новым условиям. Отметим некоторые особенности эпохи: Во-первых, инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, отражающие борьбу между «новой» и «старой» российской элитой; во-вторых, движущей силой переворотов была гвардия; в-третьих, следствием переворотов являлось усиление позиций дворянства; в-четвертых, несмотря на застой во всех сферах жизни общества, дворцовые перевороты не привели к отставанию России в целом, что свидетельствует об огромной инерционной силе петровских преобразований. Модернизационные процессы в России были продолжены при Екатерине II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические рамки которого определяются по-разному. Общепринятым является отсчет эпохи с 1762-1815 гг. Суть этого явления см. в «Понятиях и терминах».
Ярким проявлением стремления императрицы к просвещенному абсолютизму являются ее «Наказы» и учреждение «Уложенной комиссии» (1767 г.). И хотя Комиссия вскоре была распущена, вопросы, поднятые ею получили широкий резонанс в обществе, особенно о крепостном праве. Изданный в 1764 г. Указ о передаче коллегии экономики монастырских и церковных вотчин, завершил начатое Петром I подчинение церкви государству. Восстание Е. Пугачева повлекло за собой глубокие преобразования в государственном устройстве. Жалованная грамота дворянству (1785 г.) укрепила и расширила права и привилегии землевладельцев. Дворянство получило некоторую независимость от монарха, возможность для улучшения образования. Были проведены реформы в сфере экономики, образования. С именами А.Н Радищева, Н.И. Новикова связано рождение демократических традиций в российском обществе. Внешняя политика Екатерины II была направлена на дальнейшее расширение территории страны и укрепление ее международного авторитета. Таким образом, модернизация страны на протяжении ХVIII в. способствовала превращению России в могучую империю. Вместе с тем, весь ХVIII век продолжается погоня за Европой, а в наследство ХIХ веку достались наиболее острые проблемы: освобождение крестьян и демократизация политической системы. Проблема модернизации сохранила свою актуальность для ХIХ века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|