Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные формы контроля.




Содержание и сущность фин-хозяйственного контроля в системе управления экономикой.

Хоз контроль - это контроль хоз параметров деятельности (коммерческой и некоммерческой) субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), их структурных подразделений, а также отдельных работников данных субъектов хозяйствования. Хозяйственный контроль по своему содержанию можно подразделить на три вида:

1 – административный (административно-управленческий);

2 - технический (технико-технологический)

3 - финансово-хозяйственный (финансовый).

Данная классификация осуществляется в зависимости от области (сферы) хозяйственного контроля.

Объектом финансово-хозяйственного контроля являются финансово-хозяйственные операции (изменения денежных параметров) деятельности субъектов хозяйствования, которые находят или должны находить документальное отражение (в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета с группировкой по соответствующим счетам, в бухгалтерской отчетности или в других учетных документах).

Финансово-хозяйственный контроль – это проверка со стороны субъектов контроля, наделенных таким правом, финансово-хозяйственных операций деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их структурных подразделений с целью оценки законности осуществления данных операций.

Качество выполнения контрольной функции в обществе зависит от социальной цели (социального заказа), которая ставится перед контролирующими органами, а также от того, в чьих интересах осуществляется данный контроль. Сама система общественного контроля независимо от того, в чьих интересах осуществляется контроль, включает в себя контроль за производственно-техническими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе.

В условиях рыночной экономики возрастает объем финансовой информации и увеличивается сложность в получении достоверной учетной и отчетной информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому особое значение приобретает организация эффективного финансово-экономического контроля.

Содержание финансово-хозяйственного контроля можно более детально раскрыть, рассмотрев его классификацию.

 

Классификация контроля

Содержание финансово-хозяйственного контроля можно более детально раскрыть, рассмотрев его классификацию.

В зависимости от времени проведения по отношению к моменту совершения хозяйственной операции контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль.

По источникам информации, используемой при выполнении контрольных функций, финансово-хозяйственный контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль - это проверка финансово-хозяйственной деятельности по ее документальному отражению в первичной документации, в учетных регистрах, в бухгалтерской (финансовой) отчетности и в других документах.

Фактический контроль – это натурально-вещественный контроль, который заключается в установлении действительного состояния объекта путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки объекта.

Следующая классификация – это классификация по отношению к объекту контроля. По отношению к объекту контроля контроль можно подразделить на: внешний; внутренний контроль.

Если при внешнем контроле субъект контроля находится вне объекта контроля, то при внутреннем контроле субъект контроля входит организационно в структуру данного объекта.

В зависимости от статуса контролирующего органа, определяемого объемом его полномочий и компетенции, контроль классифицируется на следующие виды: 1 - государственный; 2 - общественный; 3 - аудиторский; 4 – внутрихозяйственный.

В зависимости от способов организации и проведения финансово-хозяйственный контроль может выступать в следующих формах:

1– государственная (общегосударственный и ведомственный контроль);

2–негосударственная (общественный, аудиторский и внутрихозяйственный контроль).

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также административными органами.

Общественный контроль может проводиться разного рода общественными объединениями (например, Белорусским общественным объединением бухгалтеров и аудиторов, созданного в декабре 2000г.), профсоюзными организациями, общественными комиссиями и т.п.

Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами –индивидуальными предпринимателями.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется как специально созданными подразделениями внутреннего контроля, так и администрацией субъекта хозяйствования, специалистами инженерно-технических и экономических служб, прежде всего бухгалтерских.

Государственный контроль, в свою очередь, можно классифицировать (в зависимости от статуса или степени охвата подконтрольных объектов) на: общегосударственный (вневедомственный); ведомственный (внутриведомственный).

Вневедомственный контроль– это контроль общегосударственных органов контроля.

Ведомственный контроль – это контроль министерств и ведомств за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, подчиненных или входящих в их состав, который проводится ведомственными контрольно-ревизионными службами.

 

Организационные формы контроля.

В зависимости от способов организации и проведения финансово-хозяйственный контроль может выступать в следующих формах:

1– государственная (общегосударственный и ведомственный контроль);

2–негосударственная (общественный, аудиторский и внутрихозяйственный контроль).

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также административными органами.

Общественный контроль может проводиться разного рода общественными объединениями (например, Белорусским общественным объединением бухгалтеров и аудиторов, созданного в декабре 2000г.), профсоюзными организациями, общественными комиссиями и т.п.

Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами –индивидуальными предпринимателями.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется как специально созданными подразделениями внутреннего контроля, так и администрацией субъекта хозяйствования, специалистами инженерно-технических и экономических служб, прежде всего бухгалтерских.

Государственный контроль, в свою очередь, можно классифицировать (в зависимости от статуса или степени охвата подконтрольных объектов) на:

1- общегосударственный (вневедомственный);

2- ведомственный (внутриведомственный).

Вневедомственный контроль– это контроль общегосударственных органов контроля.

Органами общегосударственного контроля в Республике Беларусь являются:

 

· Комитет государственного контроля;

· Национальный банк;

· Министерство по налогам и сборам;

· Министерство финансов;

· Министерство экономики;

· Национальный статистический комитет;

· Государственный таможенный комитет и другие министерства и ведомства;

· органы специализированного государственного контроля (департаменты, инспекции министерств и ведомств);

· административные органы (судебно-следственные органы, прокуратура).

 

Ведомственный контроль – это контроль министерств и ведомств за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, подчиненных или входящих в их состав, который проводится ведомственными контрольно-ревизионными службами.

 

Документальный контроль.

Документальный контроль - это проверка финансово-хозяйственной деятельности по ее документальному отражению в первичной документации, в учетных регистрах, в бухгалтерской (финансовой) отчетности и в других документах.

 

Для оценки хозяйственных операций используются различные методические приемы проверки документов. Среди них можно выделить формальную, арифметическую, экспертную, логическую, экономическую, нормативно-правовую, встречную проверку документов, сличение, обратную калькуляцию (обратный счет), оценку документов по данным корреспондирующих счетов, аналитическую (счетную) проверку отчетности и балансов, сравнение, взаимный контроль документов, изучение системы внутрихозяйственного учеты, контроля и экономического анализа, сканирование, хронологический анализ. Кроме того, проверка документов может осуществляться двумя способами: сплошной и выборочной проверки.

Формальная проверка документа предусматривает проверку соблюдения действующих унифицированных форм документов и требований к их составлению.

Арифметическая проверка документов – установление степени безошибочности вычислений, выполняемых при оформлении и обра­ботке документа.

Экспертная проверка направлена на выявление подделок в документах.

Логическая проверка (взаимная сверка) – сопоставление различных документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций. При этом определяется, была ли объективная возможность возникновения этой операции, нет ли противоречий в содержании документа.

Нормативно-правовая проверка позволяет установить соответствие совершенной операции действующим нормативно-правовым документам.

Экономическая проверка определяет экономическую целесообразность и обоснованность совершенной операции и ее влияние на конечные финансовые результаты деятельности ревизуемого субъекта.

Встречная проверка − сопоставление двух вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях.

К онтрольное сличение − проверка количественной информации о движении однородных ценносте

Обратная калькуляция (обратный счет) используется для установления размера необоснованного списания сырья на производство при вы­пуске определенного вида готовых изделий. й за межинвентаризационный период.

Проверка документов может осуществляться двумя способами:

· способ сплошной проверки, в ходе которой проверяются документы за определенный период путем анализа всех хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции;

· способ выборочной проверки, в ходе которой анализируется часть документов бухгалтерского учета, оформленных в подтверждение проведенных плательщиком финансово-хозяйственных операций.

 

Фактический контроль.

Фактический контроль – это натурально-вещественный контроль, который заключается в установлении действительного состояния объекта путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки объекта.

К приемам фактического контроля можно отнести инвентаризацию, контрольный обмер, обследование объектов, контрольный запуск сырья в производство, лабораторный анализ, контрольные проверки и др.

Инвентаризация представляет собой проверку остатков денежных средств, материальных ценностей, сос­тояния расчетов на определенную дату и сопоставление полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Она, как правило, проводится вначале ревизии, внезапно.

В частности, при изучении капитальных и ремонтных работ используется контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах

Для проверки обоснованности действующих норм расхода сырья и материалов, потребления тепло- и электроэнергии используется контрольный запуск сырья в производство

При проверках соответствия качества готовой продукции действующим стандартам, а также для определения качества проектно-сметной и технической документации чаще всего применяют лабораторные анализы.

Осмотр – непосредственно изучение проверяющим объекта, выполняющего в хозяйственной системе определенные функции.

О бследование объектов − это также непосредственно изучение определенных объектов хозяйственной системы. Однако при этом чаще, чем при осмотре, осуществляется документирование информации о выявленных особенностях, а также привлекаются работники правоохранительных или финансовых органов, товароведы, технологи и др. специалисты.Обследование объектов целесообразно проводить в начале ревизии.

Контрольная закупка – специальный, организованный по особой программе методический прием, потенциально позволяющий определить правильность и законность отпуска товаров покупателям и расчетов с ними в условиях непосредственного совершения указанных хозяйственных операций.

Наблюдение заключается в просмотре процедур или процессов, выполняемых персоналом, в том числе участие в инвентари­зации различных активов клиента.

 

В зависимости от наличия перспективного плана контроля его можно подразделить на плановый и внеплановый.Хотя при проведении любого контроля осуществляется его планирование, но проведение внепланового контроля не предусмотрено на перспективу, а зависит от сложившихся обстоятельств (имеется информация о хищениях или других злоупотреблениях, наносящих материальный вред).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...