Организационные формы контроля.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание и сущность фин-хозяйственного контроля в системе управления экономикой. Хоз контроль - это контроль хоз параметров деятельности (коммерческой и некоммерческой) субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), их структурных подразделений, а также отдельных работников данных субъектов хозяйствования. Хозяйственный контроль по своему содержанию можно подразделить на три вида: 1 – административный (административно-управленческий); 2 - технический (технико-технологический) 3 - финансово-хозяйственный (финансовый). Данная классификация осуществляется в зависимости от области (сферы) хозяйственного контроля. Объектом финансово-хозяйственного контроля являются финансово-хозяйственные операции (изменения денежных параметров) деятельности субъектов хозяйствования, которые находят или должны находить документальное отражение (в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета с группировкой по соответствующим счетам, в бухгалтерской отчетности или в других учетных документах). Финансово-хозяйственный контроль – это проверка со стороны субъектов контроля, наделенных таким правом, финансово-хозяйственных операций деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их структурных подразделений с целью оценки законности осуществления данных операций. Качество выполнения контрольной функции в обществе зависит от социальной цели (социального заказа), которая ставится перед контролирующими органами, а также от того, в чьих интересах осуществляется данный контроль. Сама система общественного контроля независимо от того, в чьих интересах осуществляется контроль, включает в себя контроль за производственно-техническими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе.
В условиях рыночной экономики возрастает объем финансовой информации и увеличивается сложность в получении достоверной учетной и отчетной информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому особое значение приобретает организация эффективного финансово-экономического контроля. Содержание финансово-хозяйственного контроля можно более детально раскрыть, рассмотрев его классификацию.
Классификация контроля Содержание финансово-хозяйственного контроля можно более детально раскрыть, рассмотрев его классификацию. В зависимости от времени проведения по отношению к моменту совершения хозяйственной операции контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль. По источникам информации, используемой при выполнении контрольных функций, финансово-хозяйственный контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль - это проверка финансово-хозяйственной деятельности по ее документальному отражению в первичной документации, в учетных регистрах, в бухгалтерской (финансовой) отчетности и в других документах. Фактический контроль – это натурально-вещественный контроль, который заключается в установлении действительного состояния объекта путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки объекта. Следующая классификация – это классификация по отношению к объекту контроля. По отношению к объекту контроля контроль можно подразделить на: внешний; внутренний контроль. Если при внешнем контроле субъект контроля находится вне объекта контроля, то при внутреннем контроле субъект контроля входит организационно в структуру данного объекта.
В зависимости от статуса контролирующего органа, определяемого объемом его полномочий и компетенции, контроль классифицируется на следующие виды: 1 - государственный; 2 - общественный; 3 - аудиторский; 4 – внутрихозяйственный. В зависимости от способов организации и проведения финансово-хозяйственный контроль может выступать в следующих формах: 1– государственная (общегосударственный и ведомственный контроль); 2–негосударственная (общественный, аудиторский и внутрихозяйственный контроль). Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также административными органами. Общественный контроль может проводиться разного рода общественными объединениями (например, Белорусским общественным объединением бухгалтеров и аудиторов, созданного в декабре 2000г.), профсоюзными организациями, общественными комиссиями и т.п. Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами –индивидуальными предпринимателями. Внутрихозяйственный контроль осуществляется как специально созданными подразделениями внутреннего контроля, так и администрацией субъекта хозяйствования, специалистами инженерно-технических и экономических служб, прежде всего бухгалтерских. Государственный контроль, в свою очередь, можно классифицировать (в зависимости от статуса или степени охвата подконтрольных объектов) на: общегосударственный (вневедомственный); ведомственный (внутриведомственный). Вневедомственный контроль– это контроль общегосударственных органов контроля. Ведомственный контроль – это контроль министерств и ведомств за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, подчиненных или входящих в их состав, который проводится ведомственными контрольно-ревизионными службами.
Организационные формы контроля. В зависимости от способов организации и проведения финансово-хозяйственный контроль может выступать в следующих формах: 1– государственная (общегосударственный и ведомственный контроль); 2–негосударственная (общественный, аудиторский и внутрихозяйственный контроль). Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также административными органами.
Общественный контроль может проводиться разного рода общественными объединениями (например, Белорусским общественным объединением бухгалтеров и аудиторов, созданного в декабре 2000г.), профсоюзными организациями, общественными комиссиями и т.п. Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами –индивидуальными предпринимателями. Внутрихозяйственный контроль осуществляется как специально созданными подразделениями внутреннего контроля, так и администрацией субъекта хозяйствования, специалистами инженерно-технических и экономических служб, прежде всего бухгалтерских. Государственный контроль, в свою очередь, можно классифицировать (в зависимости от статуса или степени охвата подконтрольных объектов) на: 1- общегосударственный (вневедомственный); 2- ведомственный (внутриведомственный). Вневедомственный контроль– это контроль общегосударственных органов контроля. Органами общегосударственного контроля в Республике Беларусь являются:
· Комитет государственного контроля; · Национальный банк; · Министерство по налогам и сборам; · Министерство финансов; · Министерство экономики; · Национальный статистический комитет; · Государственный таможенный комитет и другие министерства и ведомства; · органы специализированного государственного контроля (департаменты, инспекции министерств и ведомств); · административные органы (судебно-следственные органы, прокуратура).
Ведомственный контроль – это контроль министерств и ведомств за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, подчиненных или входящих в их состав, который проводится ведомственными контрольно-ревизионными службами.
Документальный контроль. Документальный контроль - это проверка финансово-хозяйственной деятельности по ее документальному отражению в первичной документации, в учетных регистрах, в бухгалтерской (финансовой) отчетности и в других документах.
Для оценки хозяйственных операций используются различные методические приемы проверки документов. Среди них можно выделить формальную, арифметическую, экспертную, логическую, экономическую, нормативно-правовую, встречную проверку документов, сличение, обратную калькуляцию (обратный счет), оценку документов по данным корреспондирующих счетов, аналитическую (счетную) проверку отчетности и балансов, сравнение, взаимный контроль документов, изучение системы внутрихозяйственного учеты, контроля и экономического анализа, сканирование, хронологический анализ. Кроме того, проверка документов может осуществляться двумя способами: сплошной и выборочной проверки. Формальная проверка документа предусматривает проверку соблюдения действующих унифицированных форм документов и требований к их составлению. Арифметическая проверка документов – установление степени безошибочности вычислений, выполняемых при оформлении и обработке документа. Экспертная проверка направлена на выявление подделок в документах. Логическая проверка (взаимная сверка) – сопоставление различных документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций. При этом определяется, была ли объективная возможность возникновения этой операции, нет ли противоречий в содержании документа. Нормативно-правовая проверка позволяет установить соответствие совершенной операции действующим нормативно-правовым документам. Экономическая проверка определяет экономическую целесообразность и обоснованность совершенной операции и ее влияние на конечные финансовые результаты деятельности ревизуемого субъекта. Встречная проверка − сопоставление двух вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях. К онтрольное сличение − проверка количественной информации о движении однородных ценносте Обратная калькуляция (обратный счет) используется для установления размера необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида готовых изделий. й за межинвентаризационный период. Проверка документов может осуществляться двумя способами: · способ сплошной проверки, в ходе которой проверяются документы за определенный период путем анализа всех хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции; · способ выборочной проверки, в ходе которой анализируется часть документов бухгалтерского учета, оформленных в подтверждение проведенных плательщиком финансово-хозяйственных операций.
Фактический контроль. Фактический контроль – это натурально-вещественный контроль, который заключается в установлении действительного состояния объекта путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки объекта. К приемам фактического контроля можно отнести инвентаризацию, контрольный обмер, обследование объектов, контрольный запуск сырья в производство, лабораторный анализ, контрольные проверки и др. Инвентаризация представляет собой проверку остатков денежных средств, материальных ценностей, состояния расчетов на определенную дату и сопоставление полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Она, как правило, проводится вначале ревизии, внезапно. В частности, при изучении капитальных и ремонтных работ используется контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах Для проверки обоснованности действующих норм расхода сырья и материалов, потребления тепло- и электроэнергии используется контрольный запуск сырья в производство При проверках соответствия качества готовой продукции действующим стандартам, а также для определения качества проектно-сметной и технической документации чаще всего применяют лабораторные анализы. Осмотр – непосредственно изучение проверяющим объекта, выполняющего в хозяйственной системе определенные функции. О бследование объектов − это также непосредственно изучение определенных объектов хозяйственной системы. Однако при этом чаще, чем при осмотре, осуществляется документирование информации о выявленных особенностях, а также привлекаются работники правоохранительных или финансовых органов, товароведы, технологи и др. специалисты.Обследование объектов целесообразно проводить в начале ревизии. Контрольная закупка – специальный, организованный по особой программе методический прием, потенциально позволяющий определить правильность и законность отпуска товаров покупателям и расчетов с ними в условиях непосредственного совершения указанных хозяйственных операций. Наблюдение заключается в просмотре процедур или процессов, выполняемых персоналом, в том числе участие в инвентаризации различных активов клиента.
В зависимости от наличия перспективного плана контроля его можно подразделить на плановый и внеплановый.Хотя при проведении любого контроля осуществляется его планирование, но проведение внепланового контроля не предусмотрено на перспективу, а зависит от сложившихся обстоятельств (имеется информация о хищениях или других злоупотреблениях, наносящих материальный вред).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|