Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

 

 

ПРОГРАММА

Для студентов дневной формы обучения пятого курса

Направление подготовки 0101 – Педагогическое образование

Специальность: Психология творчества 6.010100

 

 

Шифр по ОПП ___________

 

 

Симферополь, 2012

 

 

РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО:

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ: кафедра психологии РВУЗ «КИПУ» д.б.н., проф. Кузьмина Рузольда Ивановна

 

 

Обсуждено и рекомендовано Президиумом Научно-методической комиссии по направлению подготовки 0101 – Педагогическое образование

Специальность: Психология творчества 6.010100

 

 

«_______» __________________ 20___ г., протокол №____

 

Примечание: Указывать номер и дату протокола утверждения ОПП для конкретной специальности. Если дисциплина отсутствует в перечне дисциплин ОПП, утверждать программу на заседании Ученого Совета университета и указывать соответствующий номер и дату протокола.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УМКД «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ»

 

Учебная программа

1. Цель и задачи учебной дисциплины

2. Информационный объем учебной дисциплины

3. Рекомендуемая литература

4. Форма итогового контроля

5. Средства контроля

Рабочая учебная программа

1. Описание учебной дисциплины

2. Цель и задачи учебной дисциплины

3. Программа учебной дисциплины

4. Структура учебной дисциплины

5. Лекции

6. Нет (семинарские)

7. Темы лабораторных (практических) занятий

8. Самостоятельная работа студентов

9. Индивидуальные задания

10. Методы обучения

11. Методы контроля

12. Распределение баллов, которые получают студенты

13. Методическое обеспечение

14. Рекомендуемая литература

15. Информационные ресурсы

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ



Модули №

Вопросы для подготовки к зачету

Опорный конспект лекций

ВВЕДЕНИЕ

Предметом изучения дисциплины является творчество свободного человека. Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. В настоящее время изучение творчества претерпело существенные изменения и требует специального подхода к изучению данного предмета. Дело в том, что творческая деятельность изучена недостаточно. Движущая сила человечества – это творческие личности

Целью дисциплины является изучение творчества как явления, как деятельности и как процесса в современном представлении. В первую очередь пришлось расширить представления о творчестве в свете современных достижений. Поэтому обязательными темами изучения являются: интеллект и личность творческого человека, так как они включены в творческий потенциал. Кроме того познавательные способности, а также эмоции тоже влияют на творчество. Особое значение придается изучению бессознательных процессов в творчестве.

Исходя из данных соображений, дисциплина «Психология творчества» содержит следующие смысловые модули: 1) интеллект, 2) креативность и творческая деятельность, 3) творческий процесс и факторы, влияющие на него, 4) одаренность и творческий потенциал человека.

Задачамидисциплины является изучения не только теоретических концепций творчества как деятельности и как процесса, но и прохождения на практике тестов на творчество и интеллект. Это необходимо для того, чтобы научится выявлять творческую личность. Не полностью известны законы творчества. Связана ли одаренность человека с творчеством?

Большой объем материала предполагает и большую самостоятельную работу студентов, которая выражается в следующем: подготовке списка литературы по темам, написании реферата, отчета в виде доклада, написания аннотации на главу книги или научную статью.

Студент должен знать: психологические характеристики творчества, виды творческой деятельности, теории творчества, уровни творчества, пути управления творчеством и др.

Студент должен уметь: определять интеллект, креативность, одаренность, распознавать творческие эмоции и др.

Прослеживаются междисциплинарные связи между курсами «Психология творчества» и общей и практической психологией, «Психологией творчества», дифференциальной психологией и теорией личности.

 

Цель и задачи учебной дисциплины

1.1. Изучение творчества как явления, как деятельности и как процесса в современном представлении. В первую очередь пришлось расширить представления о творчестве в свете современных достижений. Поэтому обязательными темами изучения являются: интеллект и личность творческого человека, так как они включены в творческий потенциал. Кроме того познавательные способности, а также эмоции тоже влияют на творчество.

1.2. Особое значение придается изучению бессознательных процессов в творчестве. Исходя из данных соображений, дисциплина «Психология творчества» содержит следующие смысловые модули: 1) интеллект, 2) креативность и творческая деятельность, 3) творческий процесс и факторы, влияющие на него, 4) одаренность и творческий потенциал человека.

 

Задачамидисциплины является изучения не только теоретических концепций творчества как деятельности и как процесса, но и прохождения на практике тестов на творчество и интеллект. Это необходимо для того, чтобы научится выявлять творческую личность. Не полностью известны законы творчества. Связана ли одаренность человека с творчеством?

Большой объем материала предполагает и большую самостоятельную работу студентов, которая выражается в следующем: подготовке списка литературы по темам, написании реферата, отчета в виде доклада, написания аннотации на главу книги или научную статью.

 

1.3. Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:

знать:

· психологию сознания и бессознательного

· методологические основы анализа сознания, высших психических функций и состояний;

· категории, законы и закономерности развития творчества как явления.

· психологические характеристики творчества, виды творческой деятельности, теории творчества, уровни творчества, пути управления творчеством и др.

уметь:

· определять психологические характеристики творчества;

· определять уровень развития интеллекта, одаренности, креативности;

· сделать доклад на тему творчества.

· оформлять по правилам ГОСТа реферат, аннотацию на научную статью.

 

На изучение учебной дисциплины отводится 108 часов / 3 кредита ECTS.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержательный модуль 1. Психология творческой деятельности.Какую деятельность считают творческой. Подходы изучения творчества. Теории творчества. Виды творчества. Уровни (типы) творчества. Мотивация творческой деятельности. Пути управления творчеством. Коллективное творчество и творчество в коллективе. Что препятствует творчеству. Творчество и компетентность. Творческая продуктивность и возраст. Творчество и продолжительность жизни.

 

Содержательный модуль 2. Психологическая характеристика творческого процесса. Этапы творческого процесса. Инсайт как центральное звено решения проблемы. Типы творцов и стили творческой деятельности. Факторы, затрудняющие творческий процесс. Методы изучения творческого процесса. Мышление как инструмент творчества. Подходы для стимуляции мышления.

 

Содержательный модуль 3. Бессознательное и творчество. Интуиция.Различные проявления бессознательного в творчестве. Интуиция. Интуиция и эвристика. Интуиция и инсайт. Виды интуиции. Соотношение интуитивного и аналитического стилей.

 

Содержательный модуль 4. Воображение (фантазия) как творческий процесс. Воображение и творческая деятельность. Сущность воображения. Виды воображения. Является ли мечта видом воображения? Является ли воображение самостоятельным психическим процессом? Воображение – психическая деятельность по созданию новых образов действительности. Приемы воображения. Возрастные особенности воображения. Феноменология воображения. Воображение и возраст.

 

Содержательный модуль 5. Творчество и эмоции. Творческие состояния. Роль эмоций в творчестве. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы. Удивление. Вдохновение. Удовлетворение, радость, воодушевление. Сомнение, тревога. Фрустрационные эмоции: разочарование, досада, отчаяние.

 

Содержательный модуль 6. Творческий потенциал человека.Способности и одаренность. Талант, гений. Общая и специальная одаренность. Потенциальная и актуальная одаренность. Виды одаренности. Одаренность и склонности. Многогранность одаренности (таланта). Методы оценки одаренности.

 

Содержательный модуль 7. Креативность как интегральная творческая способность. Подходы к пониманию креативности. Дивергентное мышление как креативная способность. Виды креативности. Креативность и генетические задатки. Связь креативности с когнитивными процессами. Креативность лиц мужского и женского пола. Возрастные особенности креативности. Научные подходы к исследованию креативности. Диагностика креативности.

 

Содержательный модуль 8. От творческих способностей и одаренности к творческой личности. Творческий потенциал. Инвестиционная теория креативности. Особенности личности креативов. Типология креативов. Одаренные личности и социум. Структура одаренности. Способности. Задатки. Одаренность общая и специальная. Одаренность актуальная и потенциальная. Одаренность и возраст. Одаренность врожденная и приобретенная (воспитанная). Одаренность и патология. Различные виды одаренности. Естественное и целенаправленное развитие творческого потенциала. Педагогические походы к развитию одаренности.

 

Содержательный модуль 9. Методы изучение креативности.П.Торренса, Д.Джонсона, С. Медника, Вильямса и др. Тесты «Творческие способности», тест на склонности ребенка, экспертная оценка одаренности. И др.

 

Содержательный модель 10. Основания для создания общей теории творчества.Работы С. Маркова и др. Перспективы развития творчества и креативности. Пути дальнейшего развития творчества. Подходы к разработке программ

(Торранс, Э. Де Боно, Д.Н. Узнадзе), Н. Роджерс. Всеобщая теория творчества. Идеи и пожходы (А. Кобляков, И. Гарбер, П. Мил, С. Марков). Подступы к созданию ОПП: теории общего и частного характера. Влияние З. Фрейда. Влияние представителей русской школы. Объединение и слияние художественного, научного и технического творчества при усилении специфики каждого (Б. С. Мейлах). Синдром Творчества: интеграция, применение и инновации.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.