Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 12. Подходы для развития ОТТ




В настоящее время в описа­нии творчества принято отдавать предпочтение интегра-тивному подходу. Тем не менее, до сих пор в научном знании отсутствует Общая Теория Творчества (ОТТ). Причина этого ясна. В основе научного мышления лежит логика – квинтэссенция рационального знания, а характерными чертами творческого процесса являются антиподы логики и рационального знания – иррациональность и интуитив-ность. Соединить несоединяемое предлагают сторонники метаподхода (Кобляков А. А., 2003; Гарбер И. Е., 2010).

Особенно обстоятельно к идее создания ОТТ подошел современный психолог из Киева Сергей Леонидович Марков. Проанализировав всевозможные имеющиеся теории во всех областях знаний и искусства, он пришел к выводу, что т еория должна быть общей, единой, системной, многофакторной, синтетиче­ской (С. Марков, 2011, 2012).

С. Л. Марков выдвинул следующие методологические принципы, которые должны являться базовыми:

1. Творчество как комплексное, интегративное, многофакторное и полисферное явление, как феномен отдельных его компонентов и способов их взаимодействия.

2. Определение единого, универсального, базового основания, обусловливаю-щего и пронизывающего все формы проявления творчества.

3. Выявление и построение системы единых, инвариантных и универсальных механизмов творчества.

 

С. Марков работал в качестве ученого в Калифорнийском государственном университете (Фуллертон, США), где и создал свою теорию. Сейчас он является профессором психологии в Университете экономики и права "КРОК" (Киев, Украина ). http://geniusrevive.com/essentsialnye-teorii/universnye-teorii.

 

При раскрытии высшей, универсальной «матрицы сущностей» творчества он представил фундаментальные параметры измерения творчества в виде Пентабазиса, состоящего из двух взаимосвязанных пар первосущностей: «Взаимодействие – Целое» (Бытие) и «Возможность – Свобода» (Ничто),которые объединяются, взаимосогласовываются и балансируются предельной сущностью – Абсолютом. При этом каждый феномен и переменная проявленной творческой реальности должны с необходимостью проходить процедуру локализации, хронологизации и соотнесения с центральной первосущностью и ее фундаментальными измерениями. Пентобазис объединял предметный и символический, внутренний и социальный миры, а также культуру как центр их интеграции.

Подступы к созданию ОТТ, предлагаемые Марковым С. Л., опирается на многочис-ленные теории общего и частного характера, которые в той или иной мере при создании теории необходимо учитывать. Рассмотрим некоторые из них.

 

Единая теория творчества, построенная на закономерностях художественного творчества и законе Р. Авенариуса, а также работе Э. Маха «Экономии сил в мышле-нии» (А. А. Потебня, 1862; А. Н. Веселовский, 1904; Д. Н. Овсянико-Куликовский, 1909).

Предположение о единстве психологических механизмов поэтического творчества, детской игры, сновидений и остроумия, исходя из психоанализа З. Фрейда («Творческий писатель и грезы», 1908; «Художник и фантазирование», 1912).

Всеобщая теория творчества, основанная на закономерностях художественного литературного творчества, созданная группой авторов (А. И. Белецкий, П. И. Лапшин, А. Л. Погодин, В. И. Харциев, Т. И. Райнов и др.) и изложенная в труде «Вопросы теории и психологии творчества», выпущенного в 1907–1923 годах в Харькове под редакцией историка литературы, литературоведа, лауреата премии им. А. А. Потебни Бориса Андреевича Лезина (1880 –1942).

Создание единой теории творчества «эврилогии», объединяющей техническое, научное и художественное творчество. Связь природы творчества с универсальными законами Вселенной и общей эволюцией природы (П. К. Энгельмейер,1910; М. А. Блох, 1920).

 

Вариант самостоятельной теории творчества, основывающейся на универсальных методологических принципах и обладающей своим собственным специфическим методом (С. О. Грузенберг, 1923).

Творчество как реализация врожденных структур и механизмов Мифологическое мышление» (К. Леви-Стросс, 1931); «Врожденные структуры языка» (Н. Хомский, 1955); «Архаическое мышление» (М. Элиаде, 1963); «Бессознательное структурируется как язык» (Ж. Лакан, 1979); «Скрытые, бессознательные механизмы и закономерности человеческого познания! (М. Фуко, 1966), Примитивное, «премордиальное» мышление (С. Martindale, 1976, 1990).

 

Универсальная модель построения теории творчества, в основе которой лежат четыре фундаментальные условия существования человека – «логика жизни».

В наиболее широком смысле творчество определяется как способ существования некоторой абсолютной, изначальной и безусловной первосущности, которая консти-туируется и проявляется с помощью изначальных универсалий: свободы, возможности, целого и взаимодействия.

Росс Муни (R. Mooney) в работе «Концептуальная модель интеграции четырех подходов к определению творческого таланта» также предложил рассматривать творче-ство через призму модели 4 Ps (процесс, продукт, личность, среда) (R. Mooney, 1963).

 

Концептуальная интеграция (Conceptual Integration, 1993, 1998) или концеп-туальное смешение (Conceptual blending) рассматривается как теория познания, согласно которой элементы различных областей смешиваются, в результате чего происходит смешение ментальных пространств в подсознании человека. Эта теория, предложенная профессорами когнитивной науки Жилем Фоконье (Gilles Fauconnier; род. 1944) и Марком Тернером (Mark Turner), предоставила новые возможности исследования для следующих теорий: теории метафоры, теории аналогии, концептуальной комбинации, грамматикализации, теории решения абстрактных задач и многих других.

 

Гипотеза о единстве механизмов художественного, изобретательского творчества и остроумия на основе целостной модели творчества: 4 Ps, пред-ставляющей собой взаимодействие 4-х факторов – процесса, продукта, личности и среды (J. М. Rhodes,1961); 4Рs (process, product, person, place) (R. Mooney,1962; S. E. Golann, 1963). Авторы выделили универсальный механизм «бисоциации» (творческая комбинация), лежащий в основе всех форм творческой активности личности (А. Кёстлер, 1964).

Социальная, контекстная теория творчества, представляющего многофактор-ное пространство взаимодействия личности с миром (S. Arieti, 1976; D. K. Simonton, 1975, 1990; T. Amabile, 1983; М. Чиксентмихайи, 1988, 1993, P. Goldfarb, S. C. Brackfield, 1990; R. W. Woodman, L. F. Schoenfeldt, 1989, 1990); Д. Харрингтон, 1990; Г. Гарднер,1993).

Трансгрессивная теория творчества: творчество как пересечение, преодоление материальных, общественных и символичных границ (Ю. Козелецкий, 1987, 1997).

Системная теория творчества, творчество как единство трех систем: области культуры (domain), сообщества ценителей (field), личности (person) (М.Чиксент-михайи (1988, 1993, 1999), Г. Гарднер, 1993; М.Чиксентмихайи, Д. Фелдман, Г. Гарднер, 1994).

Синергетическая теория творчества, как трансформация хаоса в порядок: Синергетический подход к творчеству (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, 1988, 1992; Д. Чернавский, 1990; И. С. Добронравова, 1991); Творчество как универсальный процесс самоорганизации (S. Kauffman, 1993, 2008); Творчество как взаимопроникновение диалектических тенденций к беспорядку и порядку (Ф. Баррон, 1995), Теория нелинейных динамических систем (D. Schuldberg, 1999). Творчество как преодоление хаоса, объединение порядка и беспорядка и создание качественно новых паттернов.

 

Инвестиционная теория творчества («покупать дешево, продавать дорого» или разработка непризнанных, но потенциально богатых идей и их доступное предложение обществу). Наличие шести специфических, но взаимосвязанных ресурсов: интеллекту-альных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотивации и окружения (среды) (Р. Стернберг, Т. Любарт, 1995).

 

Стернберг и Любарт рекомендуют для развития творчества:

· Пересмотреть проблему

Быть готовым проблему сформулировать по-новому. Даже великий ученый лорд Кельвин думал, что летающие машины – это невозможно. К счастью, братья Райт не обращали на это внимания.

· Надо увидеть то, что другие не видят.

Автор романа Гэри Вульф, который позже стал основой для фильма «Кто подста-вил кролика Роджера?" был вдохновлен необычным показом персонажей. Картина примечательна тем, что в ней в объёме всего фильма скомбинирована рисованная ани-мация и игра живых актёров. Действие фильма происходит в 1947 году в вымышленном Лос-Анджелесе, где анимационные персонажи (именуемые «мультяшками», англ. toons) представлены как реальные существа, которые живут в настоящем мире рядом с людьми.

Примерно этот же метод усовершенствован в "Рождественской истории" режис-сером Земикисом. Сыграть сквалыгу Скруджа, мальчика Скруджа, юношу Скруджа, призрак его компаньона Марли и трех призраков Рождества режиссер Земекис пригласил Джима Керри, актера с гуттаперчевым лицом.

О присутствии Керри в "Рождественской истории" свидетельствуют только титры – актера не разглядеть в подвижных компьютерных куклах с отваливающимися челюстями и выпадающими зубами. В кадре же их заменить можно кем угодно, включая Александра Филиппенко, который озвучил Джима Керри в русской версии фильма. Перед нами сугубо анимационное кино, где игра актеров полностью заменена игрой фантазии художников. Возможно, частично ее инспирировала, но не более того.

 

Наверное, следующим этапом кинотехнического прогресса станет полный отказ от услуг звезд. Они становятся элементом лишним и даже обременительным – дороги и капризны. Так что фильм Земекиса в какой-то степени можно считать призраком будущего кинематографа.

· Научится видеть слабые места в своих идеях.

Необходимо критически мыслить и уметь увидеть слабые места своей идеи. Будьте готовы принимать обратную связь от здравомыслящих людей, чье мышление вы уважаете.

· Невозможно знать все, чтобы стать творческим

Вы должны достичь определенного уровня опыта или знаний. Психолог Михай Чиксентмихайи, в своей книге потока: Психология оптимального опыта, и даже Стернберг при обсуждении творческой интеллигенции, согласны с тем, что определенный минимальный уровень знаний в данной области является трамплином для выхода за рамки простого компетенции в творчестве. Если вы не владеет французским языком, вы не можете писать французские стихи. Даже Пикассо постигал азы живописи, прежде чем уходить и делать свои дико творческие вещи. Но следует учитывать, слишком много знаний может препятствовать пересмотру проблемы и представления ее в новом ракурсе.

 

· Развивайте картину

Некоторые люди имеют новые и потенциально полезные идеи, но только на уровне деталей. Те, у кого более глобальный стиль – люди, которые способны сделать шаг назад и получить более широкую картину, как вещи работают, имеют больше шансов на решение в целом романа к этой проблеме. В области тестирования IQ многие психологи имели полезные идеи для новых элементов в тестах, но Стернберг и его коллега психолог Говард Гарднер и отступил назад и задал вопрос: есть ли больше интеллекта, чем то, что эти тесты измеряют?

· Будьте готовы преодолевать препятствия, принимать разумные риски и быть готовыми к росту.

· Откройте для себя и подключитесь к внутренней мотивации, а не только за вознаграждения.

Выясните, что вы действительно любите, и сделайте это. Разрекламированное «Делай то, что любишь, а деньги будут следовать" может или не может оказаться правдой, но если вы творчески счастливы, денежное вознаграждение имеет гораздо меньшее значение

· Ресурсы, необходимые для творчества являются интерактивными, а не добавки.

Чтобы быть творческим, вы должны иметь некоторые необходимые внутренние ресурсы. Компенсация за отсутствие некоторых из этих ресурсов работает только до определенного момента.

 

· Найдите или создайте среду, которая вознаградит вас за то, что вы хотите сделать.

Когда обязанностям ваших нынешних условий тянут вас вниз, то, что вы делаете? Дайте и просто тихо страдаете? Или вы спрашиваете себя, как вы можете переопределить ситуацию? Если вы нашли себя в скучной, бесперспективной работе или отупляющей интеллектуальной среде, готовы ли вы пойти на риск, чтобы найти новую работу или новый набор друзей или видов деятельности? Вы должны признать, что у вас есть контроль над окружающей средой.

· Сделайте сознательное и преднамеренное решение об образе жизни, который способствует творчеству.

«Многие ресурсы для творчества нужно, чтобы стать творческими становятся доступными, когда человек решает сделать их доступными", пишет Стернберг и Любарт. "Хотя возможность пересмотреть проблем не зависит от решения, открытость для пересмотра проблем". Момент они делают, одно разделяемое многими психологами, является то, что ваши убеждения и ваши отношения имеют огромное влияние на ваше поведение. Вы можете сделать выбор, чтобы быть более творческим, если хотите, нести ответственность за свое творчество.

и. т.д.

Лекция 13. ИНТЕЛЛЕКТ

Природа интеллекта. Методологические подходы развитие подходов Спирмена и Терстоуна. Структура интеллекта Гилфорда. Современные представления интеллектуальной одаренности. Виды интеллекта человека. Эмоциональный интеллект. Структура по Гоулману. Искусственный интеллект. Работы Тихомирова. Подход Борцова. Тестология интеллекта. Структура тестов Амтхауэра и Векслера. Опросники эмоционального интеллекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...