Лекция 1, 2. Установочная. Введение в предмет
Задачи: 1) Рассмотрение предмета в историческом развитии. 2) Механизмы, управляющие творчеством. 3) Способность к творчеству, развиваемая в онтогенезе. Воспитание и творчество. Художественное и эстетическое. Эстетическое в любой деятельности. Пример рассмотрения развития ребенка на художественном творчестве. Что шире одаренность или творчество? Может ли быть творчество как продукт одаренности? Что такое талант? Гений? Отличи гениальных творцов в одном и разных видах деятельности. Теория психологии любого творчества неотделима от ОТТ. История развития. Аристотель. Эпоха Возрождения (Хуан Уарте). Философы 19 века (Баумгартен и др.) Эстетическое и природа. Эстетическое отношение (ЭО). С.О. Грузенберг (1923): аспекты творчества – естественный (интуиция) и патопсихологический (гениальность и помешательство). Наука о творчестве: Л.С. Выготский. Задатки. Б.М. Теплов. Среда и воспитание. Современный подход как продуктивное развитие. Творчество для взрослых и детей. П. К. Энгельмейер (три акта интеллектуального развития). Качества творческой личности. Одаренность. Виды. Уровни. Возраст. В. Н. Дружинин. Педагогика и одаренные дети. Критерии творческого развития (Я. А. Пономарев). Структура ХТС. А.А. Мелик-Пашаев. Промежуточный комплекс ХТС. Творческая энергия. Художественное восприятие (Юзвак Ж.). Развитие ЭО к миру. Психологические механизмы творчества. Развитие в онтогенезе.
Распределение тем докладов: 1. Рабочая концепция одаренности, содержание, значение. 2. Художественная одаренность. Особенности. Работы Мелик-Пашаева А.А. 3. Анализ труда Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство» 4. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. 5. Анализ работы Российской школы для одаренных «Сократ»
6. Обучение и развитие одаренных детей. 7. Наивная и культурная креативность. 8. Психология развития творческого потенциала. 9. Перспективы исследования в области психологии способностей 10. Шадриков В.Д. Духовные способности. 11 Дружинин В.Н. Проблемы психологии способностей. Общие интеллектуальные способности. 12. Тем же. Диагностика интеллекта. Развитие интеллекта. 13. Там же. Интеллект в структуре психики. Имплицитные теории способностей. 14. Там же. Общие творческие способности. Развитие творческих способностей. 15. Там же. Структура общих способностей. Послесловие. 16. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. 17. Савенков А.И. Одаренный ребенок в детском саду и школе. 18. Тихомиров О.К. Психология мышления. 19. Креативность: пути развития и тренинги. 20. Маслоу А. Мотивация и личность. 21. Технология творческого мышления. 22. Психология юмора. 23.Творческая природа психики человека 24. Лук А.Н. Психология творчества. 25. Через игру к творчеству. 25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. 26. Холодная М.А. Перспективы исследования в области психологии способностей 27. Анализ работы школы «Сократ». Лекция 3. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Какая деятельность считается творческой? Взгляды Бернштейна Н.А., Томаса Э., Лазурского А.Ф., Волкова Н.Н. Реализация собственной индивидуальности (Яковлева Е.Л.). Работы Сумбаева И.С. о соотношении форм мышления в науке и в искусстве. Метод креативного поля Богоявленской Д.Б. Теория «неадаптивной активности» В.А. Петровского, его концепция «экология творчества». Подход Максимовой С.В., Томилина К.Г. Виды творческой деятельности. Особенный взгляд на проблему видов творчества Кагана М.С. Подходы изучения творчества: Психоаналитический (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.А. Брилл). Гуманистический (А. Адлер, Г. Салливан, А. Маслоу, В.Э. Франкл, И. Ялом, Р. Мэй и др.
Феноменологический (Условия творчества по К. Роджерсу). Богоявленская, Медник. Личностный (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев) и др. Персоналистическое направление (А.В. Петровский, У. Штерн). Теория развития творческой личности (Г.С. Альтшуллер). Виды творчества. Уровни творчества (Р. Крачфилд). Подход А.Л. Галина. Мотивация творческой деятельности (примеры из книги Ломброзо). Управление творчеством. Факторы, мешающие творчеству. Творчество и компетентность (Коломинский, Реан, Гришечко).
Лекция 4. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Подход П.К. Анохина. Схема функциональных систем мозга. Этапы творческого процесса (Б.А. Лезин). Стадии творческого мышления (Г. Уоллес). Схема психологического механизмов мышления по Я.А. Пономареву. Схема процесса по А.Л. Галину. Инсайт и его природа. Типы творцов и стили творческой деятельности. Примеры. Эвристический подход А.В. Хуторского. Методы изучения творческого процесса. Мышление как инструмент творчества. (Скиннер, Леб). Репродуктивное и продуктивное мышление (П.П. Блонский, Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе и др.). Стимулирование мышления: мозговой штурм, синектика, маевтика, индуцирование, ментальные карты, шесть шляп мышления Э. де Боно, морфологический анализ и др.
Лекция 5. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ Общие сведения. А. Шопенгауэр: синтез рационального и интуитивного. Формы неосознанной активности мозга: П.В. Симонов, Е.И. Замятин, В.В. Петухов и др. Интуиция. Три пути познания мира по У. Холлу. Избирательность восприятия в бессознательном. Катализатор бессознательных идей. Интуитивный опыт. Роль практического опыта для интуиции (пример Г.А. Саймон о шахматисте). Соотношение интуитивного и аналитического стилей интуиции. Влияние мышления. Эвристическая интуиция. Объяснения интуиции учеными и философами (Фрейд, Гуссерль, Шелер, Бергсон). Подход Б.М. Кедрова, Д.Голдберга. Таситное знание.
Лекция 6. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Воображение как процесс. Формирование воображения в творчестве. Воображение и личность человека. Мнение К. Леонгарда. Сущность воображения. Основные методические подходы изучения воображения. Мнение Э.В. Ильенкова. Функции воображения: защиты, когнитивная, становления личности. Работы Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой. Виды воображения – О.М. Дьяченко. Пассивное и активное воображение. Приемы воображения. Возрастные особенности воображения.
Феноменология воображения (К.К. Платонов, Б.И. Додонов). Воображение и познавательные процессы. Примеры. Механизмы для создания образов (Ильин Е.П.). Воображение и возраст: Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, Б. Клопфер.
Лекция 7. ТВОРЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Творчество и эмоции (Ермолаева-Томина, Верещагин). Интеллектуальные эмоции (Гербарт, Декарт, Бэн, Ушинский, Спиноза, Тичнер, И.Васильев, Изард). Любопытство (Ковалев, Левитов, Васильев). Удивление: причины, значение, природа (Аристотель, Декарт, Джемс, Кант, Рибо, Ушинский, Васильев). Недоумение. Изумление. Вдохновение (Примеры). Маслоу о «вершинном» переживании. Чайковский, Лермонтов. Творцы двух типов. Удовлетворение (восхищение, восторг), радость (сильное удовлетворение), воодушевление (подъем духа, повышение силы мотива. Сомнение. Тревога. Фрустрационные эмоции (крушение планов, расстройство). Разочарование. Досада. Отчаяние.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|