Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
Стр 1 из 15Следующая ⇒ ЛОГИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Сыктывкар ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 1. Предмет и значение логики………………………………………………4 1.1. Этимологическое знкачение термина «логика»………………………………….4 1.2. Роль мышления в познании……………………………………………………….4 1.3. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений…………………5 1.4. Логическая форма и логический закон…………………………………………...5 1.5. Язык логики………………………………………………………………………...5 2. Понятие………………………………………………………………..... …8 2.1. Виды понятий………………………………………………………………………8 2. 2. Отношения между понятиями……………………………………………………10 2. 3. Обобщение и ограничение понятий……………………………………………..13 2. 4. Определение понятий…………………………………………………………….15 2. 5. Деление понятий………………………………………………………………….17 3. Суждение………………………………………………………………….20 3.1. Суждение и предложение …………………………………………………………20 3.2. Простые суждения………………………………………………………………….21 3.3. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат……………….24 3.4. Сложные суждения………………………………………………………………....26 4. Законы логики (основные формально-логические законы)……………30 5. Умозаключение……………………………………………………………32 6. Дедуктивные умозаключения (выводы из простых суждений) ………..33 6.1. Непосредственные умозаключения………………………………………………..33 6.2. Простой категорический силлогизм……………………………………………….37 7. Умозаключение (выводы из сложных суждений)……………………….41 7. 1. Условно-категорический силлогизм……………………………………………...41
7.2. Разделительно-категорический силлогизм……………………………………….44 7.3. Леммы и иные виды дедуктивных умозаключений………………………………46 7.4. Сложные и сокращенные силлогизмы…………………………………………….48 8. Индуктивные умозаключения…………………………………………….49 8.1.Полная индукция……………………………………………………………………..50 8.2.Неполная индукция (перечислительная, индукция через анализ и отбор фактов).50 8.3. Научная индукция (Методы Бэкона-Милля)……………………………………….51 9. Умозаключение по аналогии………………………………………………53 10. Доказательство и опровержение…………………………………………..54 10.1. Общая характеристика доказательства…………………………………………...54 10.2. Опровержение……………………………………………………………………...54 10.3. Требование к элементам доказательства…………………………………………55 11. Гипотеза…………………………………………………………………….56 12. Рациональный спор………………………………………………………...58 13. Словарь терминов………………………………………………………….64 14. Список использованной литературы……………………………………...68
ВВЕДЕНИЕ Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. Л.Н.Толстой Изучение логики является важной составной частью образования и формирования логического мышления любого человека. Какой бы деятельностью вы ни занимались, какой бы жизнью ни жили – вам не обойтись без РАЗУМА. А эффективно использовать и развивать его учит ЛОГИКА. Логика – это наука о правильном мышлении, ее изучение способствует повышению логической культуры и расширению мыслительных возможностей человека. Логика есть необходимый элемент того минимума культуры, овладение которым и делает человека человеком разумным. Логическая культура предполагает точность мыслей и правильное их изложение, что необходимо каждому человеку в любой сфере деятельности, в особенности, юристам, политологам, психологам и социальным работникам, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с умением оперировать четкими понятиями, давать ясные определения и точно формулировать проблемы, анализировать свои и чужие рассуждения, кроме того, связана с умением убеждать и обосновывать свои высказывания, а также правильно и корректно вести диалог.
Главная цель изучения логики – формирование у человека навыков критической оценки собственных рассуждений. Только человек, способный критически взглянуть на свои собственные и других людей рассуждения, т.е. обладающий рефлексией, может считаться интеллектуально развитым. С учетом выше изложенного главной задачей курса «Логика» является не столько знакомство учащихся с основами науки логики, сколько стремление привить им логическую культуру и указать путь логически правильного мышления, а также умение применять законы и правила логики, как в учебном процессе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Цель данного пособия заключается в том, чтобы дать краткое конспективное изложение основных вопросов курса логики, показать практические приемы решения типичных логических задач и упражнений, помочь изучающему логику систематизировать знания с помощью структурно-логических схем. Овладение основами логики без решения практических задач невозможно. Поэтому в данном пособии представлено большое количество упражнений по всем разделам курса для организации самостоятельной работы. Решение практических задач избавит от механического заучивания определений, законов и правил логики, поможет активному применению теоретических основ данной науки на практике.
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ Этимологическое значение термина «логика» «Логика» от древнегреческого «logos» – слово, разум, мысль. В настоящее время данный термин употребляется в нескольких значениях. Во-первых, термин «логика» применяется при обозначении закономерностей объективного мира – объективная логика. Например, «логика вещей», «логика фактов» и др. Во-вторых, термин логика используется при обозначении особых закономерностей в связях и развитиях мыслей, то есть при обозначении мыслительного процесса – субъективная логика. Например, «логика мышления», «логика рассуждения» и др.
В-третьих, логикой называют науку о мышлении. Логика – это наука о формах, приемах и законах правильного (познающего) мышления. Мышление – это опосредованный и обобщенный процесс отражения действительности в коре головного мозга. Предметом логики является не все мышление, а лишь те мыслительные процессы, которые ведут к истине процесса познания, т.е. законы, формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.
Роль мышления в познании Познание – это процесс отражения действительности в сознании человека, целью которого является получение адекватных знаний об окружающем мире. В процессе познания можно выделить два способа, которые представляют собой единство: чувственный и рациональный.
I. Чувственный способ познания. Чувственное познание мира имеет три основные формы – ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предмета (цвет, форма, запах…). Ощущение представляет собой первоначальную и непосредственную форму познания объективного мира. Зрительные, слуховые, осязательные и др. ощущения являются элементарной формой познания.
Восприятие – целостное отражение предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, здание СыктГУ.
П редставление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, в даный момент нами не воспринимаемого.
Воспроизводящим (например, образ дома) Представление может быть Творческим, в том числе и фантастическим (например, Баба-Яга, фантастические произведения о жизни на разных планетах и др.)
II. Интеллектуальный (рациональный) способ познания. В мышлении человек выходит далеко за пределы чувственного опыта. Путем чувственного восприятия мы обнаруживаем лишь явление предмета, но не его сущность. Дальнейшее сознание человека направленно на переосмысление чувственного опыта и к проникновению в сущность объективного мира: законы мира, сущность предметов и явлений. Это невозможно без мышления, которое отражает внешний мир в абстракциях.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств предметов и выделение существенных свойств. понятие Формы абстрактного мышления суждение умозаключение
Истинность мысли и формальная правильность рассуждений В процессе логического познания человек стремится достичь истины. Следует различать истинность мысли и логическую правильность рассуждений. Мысль считается истинной, если она соответствует действительности. Например, Город Сыктывкар – столица Республики Коми. Однако для более сложных высказываний необходимо прибегнуть к иным способам обоснования истинности. Например, при использовании логических средств, мы выстраиваем цепь рассуждения, которая приводит к определенным заключениям. Переход от одной мысли к другой осуществляется по законам логики и по определенным формам, нарушения которых ведет к ложности вывода. Формальная правильность рассуждения может привести к ложному выводу, если в основе правильного рассуждения находятся ложные высказывания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|