Понятие и предмет. Основные логические приемы образования понятий
Понятие – форма мышления (правильно оформленная мысль), в которой отражаются существенные свойства предметов и отношения между ними. В естественном языке понятие выражается словом или словосочетанием, например, стол, дом, животное, первый в мире космонавт, победивший на турнире рыцарь, высокий и т.д. Не следует полностью отождествлять понятие и предмет. Предметом может быть любой объект мысли. Следовательно, понятие универсально и способно отразить все качественное многообразие и единство мира. Понятие относительно самостоятельно в существовании от предмета, так как предмет может исчезнуть, а его понятие сохраняется, передаваясь от поколения к поколению. С развитием и изменением действительности появляются новые понятия. Возникновение понятий неразрывно связано с развитием человеческого мышления, так как образование понятия сложный процесс, предполагающий активность мыслительной деятельности субъекта и включающий в себя множество логических приемов. Наиболее важные и значимые приемы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ – мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез – мысленное соединение признаков предмета в единое целое. Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование (отвлечение) – мысленное упрощение предмета путем выделения существенных признаков. Обобщение – мысленное объединение однородных предметов на основе общих признаков. Виды понятий Понятие имеет две основные логические характеристики: содержание и объем. Содержанием называется совокупность существующих признаков предмета, которая мыслится в данном понятии (например, содержанием понятия «гейзер» является «источник, время от времени выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара»).
Объем понятия – это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия (например, объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Иртыш, Енисей, Волга и др.).
Понятия делятся на следующие виды: Единичные и общие понятия Единичные понятия – это понятия, в которых мыслится лишь один предмет (явление, событие). Например, город Сыктывкар, Сыктывкарский государственный университет, Самая большая река в мире и т.д. Общие – это понятия, в которых мыслится совокупность однородных элементов (например, понятие «самый большой город в мире» – единичное, так как таким свойством «быть самым большим городом в мире» может обладать лишь один-единственный предмет. Понятие «город» – общее, так как количество городов на земле, по крайней мере, больше двух). Общие понятия могут быть регистрирующими, в которых число мыслимых Предметов поддается реальному учету, регистрации (например, «произведения Л.Н. Толстого»); и нерегистрирующими, в которых число мыслимых предметов не поддается реальному учету, регистрации (например, «человек» – все люди, которые жили, живут и будут жить в прошлом, настоящем и будущем).
Упражнение Укажите единичные, общие понятия. Определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими.
Сказка; учитель; молодежь; Организация Объединенных Наций; наука; столица России; первый в мире космонавт; декабрист; русский певец Федор Иванович Шаляпин.
Конкретные и абстрактные понятия Конкретное понятие – это понятие, в котором мыслится предмет или класс предметов в совокупности его признаков (например, понятия «книга», «растение»).
Абстрактное понятие – это понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами (например, «белизна», «любовь», «ответственность»).
Упражнение Укажите конкретные и абстрактные понятия.
Политическая система; гвоздь; невоспитанность; равенство; институт; курьер; валентность; рабочий; героизм; раздражение.
Положительные и отрицательные понятия Положительное понятие – это понятие, в котором отражаются признаки, присущие предмету (например, «долгожитель», «говорящий по-английски»). Отрицательное понятие – это понятие, в котором указывается на отсутствие признаков у предмета. В отрицательных понятиях признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются (например, «недолгожитель», «не говорящий по-английски»). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без». В словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой а-, анти-, контр-, диз- и т.д. В некоторых словах русского языка отрицательные приставки сливаются с корнем, в таком случае понятия становятся положительными (например, «неряха», «невежда»).
Упражнение Укажите положительные и отрицательные понятия. Неандерталец; аморальный; беззаконие; аквариум; произвол; принципиальность; недра; фашист; ананас; антипатия.
Безотносительные и соотносительные понятия Безотносительное понятие - это понятие, в котором мыслится предмет, существующий самостоятельно, вне связи с другим предметом (например, «студент», «государство»). С оотносительное понятие – это понятие, в котором мыслится предмет, существующий только в связи с другим. Эти предметы не мыслятся один без другого (например, «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие»).
Упражнение Укажите безотносительные и соотносительные понятия. Растение; верх; форма; племянник; работа; теория; строитель; автор; авария; защитник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|