Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и предмет. Основные логические приемы образования понятий




Понятие – форма мышления (правильно оформленная мысль), в которой отражаются существенные свойства предметов и отношения между ними.

В естественном языке понятие выражается словом или словосочетанием, например, стол, дом, животное, первый в мире космонавт, победивший на турнире рыцарь, высокий и т.д.

Не следует полностью отождествлять понятие и предмет. Предметом может быть любой объект мысли. Следовательно, понятие универсально и способно отразить все качественное многообразие и единство мира. Понятие относительно самостоятельно в существовании от предмета, так как предмет может исчезнуть, а его понятие сохраняется, передаваясь от поколения к поколению.

С развитием и изменением действительности появляются новые понятия. Возникновение понятий неразрывно связано с развитием человеческого мышления, так как образование понятия сложный процесс, предполагающий активность мыслительной деятельности субъекта и включающий в себя множество логических приемов. Наиболее важные и значимые приемы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Анализ мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез – мысленное соединение признаков предмета в единое целое.

Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

Абстрагирование (отвлечение) – мысленное упрощение предмета путем выделения существенных признаков.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов на основе общих признаков.

Виды понятий

Понятие имеет две основные логические характеристики: содержа­ние и объем.

Содержанием называется совокупность существующих признаков предмета, которая мыслится в данном понятии (например, содержанием понятия «гейзер» является «источник, время от времени выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара»).

Объем понятия – это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия (например, объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Иртыш, Енисей, Волга и др.).

 

Понятия делятся на следующие виды:

Единичные и общие понятия

Единичные понятия – это понятия, в которых мыслится лишь один предмет (явление, событие). Например, город Сыктывкар, Сыктывкарский государственный университет, Самая большая река в мире и т.д.

Общие – это понятия, в которых мыслится совокупность однородных элементов (например, понятие «самый большой город в мире» – единичное, так как таким свойством «быть самым большим городом в мире» может обладать лишь один-единственный предмет. Понятие «город» – общее, так как количество городов на земле, по крайней мере, больше двух).

Общие понятия могут быть регистрирующими, в которых число мыслимых Предметов поддается реальному учету, регистрации (например, «произведения Л.Н. Толстого»); и нерегистрирующими, в которых число мыслимых предметов не поддается реальному учету, регистрации (например, «человек» – все люди, которые жили, живут и будут жить в прошлом, настоящем и будущем).

 

Упражнение

Укажите единичные, общие понятия. Определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими.

 

Сказка; учитель; молодежь; Организация Объединенных Наций; наука; столица России; первый в мире космонавт; декабрист; русский певец Федор Иванович Шаляпин.

 

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретное понятие – это понятие, в котором мыслится предмет или класс предметов в совокупности его признаков (например, понятия «книга», «растение»).

Абстрактное понятие – это понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами (например, «белизна», «любовь», «ответственность»).

 

Упражнение

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

 

Политическая система; гвоздь; невоспитанность; равенство; институт; курьер; валентность; рабочий; героизм; раздражение.

 

Положительные и отрицательные понятия

Положительное понятие – это понятие, в котором отражаются признаки, присущие предмету (например, «долгожитель», «говорящий по-английски»).

Отрицательное понятие – это понятие, в котором указывается на отсутствие признаков у предмета. В отрицательных понятиях признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются (например, «недолгожитель», «не говорящий по-английски»).

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без». В словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой а-, анти-, контр-, диз- и т.д.

В некоторых словах русского языка отрицательные приставки сливаются с корнем, в таком случае понятия становятся положительными (например, «неряха», «невежда»).

 

Упражнение

Укажите положительные и отрицательные понятия.

Неандерталец; аморальный; беззаконие; аквариум; произвол; принципиальность; недра; фашист; ананас; антипатия.

 

Безотносительные и соотносительные понятия

Безотносительное понятие - это понятие, в котором мыслится предмет, существующий самостоятельно, вне связи с другим предметом (например, «студент», «государство»).

С оотносительное понятие – это понятие, в котором мыслится предмет, существующий только в связи с другим. Эти предметы не мыслятся один без другого (например, «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие»).

 

Упражнение

Укажите безотносительные и соотносительные понятия.

Растение; верх; форма; племянник; работа; теория; строитель; автор; авария; защитник.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...