Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кроме этого, существует ролевая структура персонала.




Кроме этого, существует ролевая структура персонала.

Она характеризует коллектив по участию в творческом процессе организации по коммуникационным и поведенческим ролям. Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных решений. Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информации. Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях.

Профессиональная структура персонала организации. Это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т. д. ), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

Квалификационная структура персонала — это соотношение работников различного уровня квалификации (т. е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов — категорией, разрядом или классом.

Социальная структураперсонала – характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Половозрастная структура персонала организации — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60—64, 65 лет и старше.

Более продуктивной является возрастная структура, представленная в виде следующей группировки:

• До 20 лет

• 20—30 лет

• 31— 40 лет

• 41— 50 лет

• 51— 60 лет

• Старше 60 лет

Возрастная структура характеризуется средним возрастом и рассчитывается как сумма возрастов всех сотрудников, разделенная на число занятых в организации. Знание этой динамики позволяет более эффективно управлять процессами планирования потребностей организации в рабочей силе, подготовки резерва, профессионального обучения, компенсации.

Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16—20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива.

Стаж работы удобнее определять методом группировки:

• Менее 1 года

• 1 — 3 года

• 3—5 лет

• 5— 10 лет

• 10— 20 лет

• Свыше 20 лет

Структура персонала по уровню образования (общего и профессионального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование (по уровню подготовки — бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее профессиональное; среднее общее; основное общее; начальное общее. Как вариант:

• Основное общее – 9 кл.

• Среднее общее – 11кл.

• Среднее профессиональное

• Высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура)

• Высшее (подготовка кадров высшей квалификации (кандидат или доктор наук)

Трудовой потенциал работника

Трудовой потенциал работника — это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.

Основными компонентами трудового потенциала работника являются:

• психофизиологическая составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы и др.;

• социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;

• квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;

• личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.

Для каждой организации очень важна подготовленность персонала к выполнению трудовых функций. Она характеризуется наличием:

ПРОФЕССИИ - 1. Совокупность практических навыков, теоретических знаний, опыта, приобретенных в результате специальной подготовки и работе в данной области.

                       2. Род занятий

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ - Способность качественного выполнения профессиональных обязанностей. Пригодность может быть реальной и потенциальной. Это определяется следующими параметрами:  

- Физические данные, здоровье;   

 - Знания, опыт;  

 - Активность;

 - Соответствие требованиям закона;

 - Психические особенности;

 - Личностные качества;

 - Направленность личности;

- Поведение вне работы.  

КВАЛИФИКАЦИИ - Степень профессиональной подготовленности, необходимой для выполнения трудовых функций. Здесь очень важно понимать Работу, т. е. совокупность требований, предъявляемых работой к исполнителю и Работника, который должен обладать совокупностью приобретенных профессиональных качеств.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ -Совокупность знаний и навыков, необходимых в конкретном трудовом процессе. Она может быть:

• Функциональной (профессиональные знания и умение их реализовывать)

• Интеллектуальной (способность осмысленно относиться к работе)

• Ситуативной (умение действовать в складывающихся обстоятельствах)

• Социальной (умение поддерживать отношения, влиять на людей).

Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он может изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда. Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшении здоровья и т. п. Следует признать, что необходимо давать регулярную обратную связь при работе по развитию потенциала сотрудника. Замечено, что кривая производительности сотрудника заметно идет вверх сначала, а затем без подкрепления обратной связи перестает расти или начинает снижаться. Диалог и конкретная обратная связь заметно повышают самооценку и эффективность работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...