Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Брюнер, Дж. Булимия. «Быстрый старт»




Брюнер, Дж.

 

Когнитивный психолог, считавший, что интеллектуальное раз-витие ребенка во многом зависит от способа, с помощыо которого разум пользуется полученной информацией. Брюнер полагал, что дети пользуются различными способами отображения окружаю-щей обстановки:

• Постановляющий: ребенок отображает мир через сенсорно-моторные действия. Если вы когда-либо пытались описать спиральную лестницу, не прибегая к физическим жестам, то, должно быть, знакомы с этим видом отображения.

• Портретный: процесс мышления, основанный на использо-вании мысленных образов.

•  Семантический: отображение окружающего мира через язык. Это позволяет ребенку приобретать большую часть

 

знаний об окружающем мире и творчески обрабатывать по-лученную информацию. Для Брюнера язык является ключевым ингредиентом. открывающим новые горизонты интел-лектуального развития.

 

Булимия

 

Пищевое расстройство, при котором человек регулярно испы-тывает приступы неконтролируемого обжорства, за которым сле-дует осознанно вызванный рвотный рефлекс или друтис виды ком-пенсаторного поведения. Как и в случае с иервіюй анорексией, больные проявляют анормальную озабоченность размерами сво-его тела и панически боятся растолстеть. По классификации /)5М-/Кдиагнозу «булимия» соответствуют следующие критерии:

• Регулярные приступы обжорства.

• Рецидивные и неадекватные виды компенсаторного поведе-ния с целью предотвратить дальнейшее ожирение. Сюда от-носятся рвота, использование слабительных препаратов (очистительный тип булимии), а также чрезмерные физичес-кие нагрузки (не-очистительный тип булимии).

• Приступы обжорства и компенсаторное поведение происхо-дят в среднем дважды в неделю, в течение трех месяцев или более.

• Неоправданно большое влияние веса и формы тела на само-оценку человека.

• Расстройство не является частью более широкой схемы пове-дения, характерной для анорексии.

Булимия преимущественно является проблемой подросткового возраста и ранней зрелости. Чаще всего ею страдают женщины 16—25 лет (примерно в 90% случаев). На ранних стадиях развитию расстройства способствует депрессия или какое-либо неприятное событие. Позднее обжорство становится запланированным собы-тием, и еда покупается заранее, специально для этой цели.

Приступ обжорства обычно начинается с чувства крайнего на-пряжения, которое временно компенсируется поглощением пищи. Затем следует чувство вины и раскаяние вместе со страхом перед ожирением. Рвота и другие виды компенсаторного поведения ос-лабляют неприятные физические ощущения и уменьшают чувство вины, связанное с обжорством. Цикл «обжорство-очищение» быст-

 

ро развивается, причем больной все чаще испытывает депрессию и стыдится своей тайной жизни. Виды лечения булимии:

Когіштивиая терапыя: попытка изменить отношение больно-го к его весу и форме тела, чтобы избавиться от схсмы мыш-ления, которая усиливает беспокойство и приводит к циклу «обжорство-очищение».

Тератія поведепия включает экспозицию и предотвращснис компенсаторных реакций. Рвота рассматривается как прину-дительное поведение, помогающее преодолеть чувство вины после обжорства. Больному разрешают есть «запретную» пищу, но затем удерживают его от рвоты.

Антыдепрессаііты часто применяются в сочетании с другими видами лечения.

Подавляющее большинство больных проявляет признаки зна-чительного улучшения в результате лечения, однако у некоторых возникают рецидивы с возвращением к циклу «обжорство-очище-ние». На быстроту и природу выздоровления влияют следующие факторы:

• Давно установленный цикл «обжорство-очищение» труднее изменить.

• Выздоровление происходит медленнее, когда цикл «обжор-ство-очищение» занимает место другой, более «нормальной» деятельности — например, общения с друзьями, активного отдыха или секса.

• Изменение сопряжено с дополнительными трудностями, когда больной страдает от жестокой депрессии или испыты-вает другое эмоциональное расстройство.

 

«Быстрый старт»

 

Компенсационная образовательная программа, опробованная в Соединенных Штатах в 1960-е годы. Целыо проекта «Быстрый старт» было устранение последствий депривации в сфере образова-ния у некоторых американских детей, особенно из бедных слоев общества. В проекте был предусмотрен период ускоренного дошкольного образования, однако «Быстрый старт» не оправдал надежд на значительные преимущества раннего интеллектуально-го развития. Для критиков программы это было еще одним дока-

 

зательством того, что генетические факторы преобладают над воз-действием окружающей среды. Для сторонников «Быстрого стар-та» неудача была скорее следствием организационных провалов: нсспособности обеспечить соответствующее качество обучения в требуемые сроки. В наши дни термин «быстрый старт» использу-ется в более общем смысле для описания любой из ряда программ, нацеленных на предоставление компенсационного дошкольного образования для детей из «группы риска». Эти современныс про-граммы дают гораздо более обнадеживающие результаты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...