Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вероятность. Видоспецифичное поведение. Визуальный порог. Височные доли. Вкусовая антипатия. Влияние большинства. Внешняя атрибуция




Вероятность

 

Статистическая возможность наступления того или иного события. Вероятность колеблется в пределах между 1 (неизбежность) и 0 (невозможность). В психологических исследованиях вероятностное значение 0, 05 обычно служит порогом, ниже которого возможность того, что данное событие могло привести к полученным результатам, полностью исключается.

Взаимный альтруизм

Биологическое соглашение, при котором один организм (альтруист) помогает другому организму с определенными издержками для себя, ожидая, что эта «услуга» будет возвращена ему впоследствии. Обычно выгода для реципиента гораздо существеннее, чем издержки для альтруиста, поэтому соглашение выгодно обеим

 

 

сторонам. Для развития взаимного альтруизма необходимы опре-деленные биологические условия:

• Низкая степень рассеивания (чтобы животные имели воз-можность для встреч в будущем).

• Большая продолжитсльность жизни (по той же причине).

• Способность отличать альтруистов (для взаимодействия) от обманщиков (для санкций за нарушение).

Вполне очевидно. что при такой системе у некоторых живот-ных возникает искушение поживнться за счет других (принимать услуги, но не оказывать их впослсдствии). Если обман становит-ся нормой, то схема взаимного альтруизма нарушается. Очевид-но, что животные не имеют возможности поддерживать порядок «полицейскими» мерами. Биологический принцип «ты мне, я тебе» заключается в том. что каждое животное просто отзывает-ся на последнюю реакцию другого животного. Так. за сотрудни-чеством следует взаимное сотрудничество, а за обманом (наруше-нием) следует взаимный обман. Таким образом, животное не ос-тается в проигрыше, сохраняя основу для будущего сотрудниче-ства.

 

Вид

 

Категория организмов, обладающих сходными генетическими характеристиками и способных к взаимному скрещиванию. Уста-новлено, что науке известно не более половины всех видов насеко-мых, существующих на земле; их генетические характеристики еще предстоит изучить.

Видоспецифичное поведение

 

Любое поведение, разделяемое всеми представителями данного вида и проявляемое в сходных обстоятельствах. Примером может служить специфическая демонстрация ухаживания у некоторых птиц.

Визуальный порог

Приспособление, используемое для определения восприятия глубины у реоенка. Панель из толстого стекла покрывает глубо-кую и мелкую впадину с неболыпим порогом между ними. Ниж-няя поверхность обеих впадин покрыта одинаковым шахматным

 

рисунком. Младенцы от шести месяцев и старше не пытаются пе-реместиться на «глубокую» сторону, и это считается доказатель-ством восприятия глубины.

Височные доли

 

См. Головиой мозг.

Вич

 

Вирус иммунодефицита человека, который может привести к развитию СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита). Вирус постепенно размножается в организме заражснного человс-ка и в конечном счете разрушает его имунную систему. ВИЧ пере-дается тремя основными способами:

• Половым путем, при отсутствии предохраняющих средств.

• В среде наркоманов, совместно пользующихся своими инст-рументами.

• От зараженной матери к еще не родившемуся ребенку.

Вкусовая антипатия

 

Один из видов иаучеиия, когда у организма формируется ассо-циация между болезненным состоянием и конкретной пищей. В ре-зультате усвоенной ассоциации организм избегает этой пищи в будущем. Такая ассоциация нарушает обычные принципы форми-

 

 

рования условных рефлексов, поскольку она образуется лишь пос-ле установления связи между пищей и недомоганием и почти не поддается торможшию.

Большинство животных с опаской пробуют новую или необыч-ную пищу. Если она оказывается токсичной, животное будет в дальнейшем избегать ее. Организмы, способные быстро создавать новые ассоциации, имеют больше шансов выжить и передать свои гены следующему поколению. Такое поведение формируется в процессе естественного отбора и рассматривается как пример био-логической готовиости.

 

Влияние большинства

 

См. Коііформизм.

Внешняя атрибуция

 

См. Ситуационная атрибуция.

Внешняя валидность

 

Способность экстраполировать результаты эксперименталь-ных исследований на другие ситуации и других участников. По общему мнению, в лабораторной обстановке люди ведут себя не так, как в естественных условиях. После серии лабораторных экспериментов в области повиповения авторитету, проведенных в 1960—1970 гг., Стенли Мильгрем обнаружил, что хотя поведе-ние участников действительно изменялось, когда эксперимент переносился из лаборатории в Йельском университете в старое офисное здание, изменение было явно недостаточным, чтобы бросить тень сомнения на первоначальные лабораторные открытия.

 

Внимание

 

Термин, используемый в когнитивной психологии для обозначе-ния склонности организма сосредоточиваться на отдельных чер-тах окружающей обстановки. Внимание обычно подразделяется на сосредоточенное и разделенное.

Пользуясь сосредоточенным вниманием, организм выбирает (или сосредоточивается) лишь на одном стимуле из окружающей обстановки. Сосредоточенному слуховому вниманию было по-священо больше экспериментальных работ, чем сосредоточенно-

 

му визуальному вниманию. Согласно ранней теории фильтра-ции, при сосредоточенном слуховом внимании для непосред-ственной обработки выбирается лишь один стимул, а остальные ожидают своей очерсди в «сенсорном буфере». В более поздних теориях предполагается обработка всех стимулов, однако те из нпх. которые не прошли через фильтр сосредоточенного внима-ния. обрабатываются в ослабленном (затухающем) режиме. Иногда сосредоточенное внимание сравнивают с лучом прожек-тора. Материал, попадающий в этот луч, подвергается детальной обработке, в то время как другие визуальные стимулы, которые находятся за его пределами, почти не обрабатываются. В зависи-мости от рода задачи «луч внимания» может быть либо широ-ким, либо очень узким. Согласно теории интеграции внешних признаков, те объекты, которые находятся вне «луча внимания», обрабатываются ограниченным образом. Обработка может сво-диться к физическим характеристикам объектов, но их значение не оценивается.

Разделение внимания происходит, когда мы пьпаемся зани-маться несколькими делами одновременно. Все мы знакомы с не-удобствами разделенного внимания — например, когда приходит-ся одновременно управлять автомобилем и поддерживать разго-вор. Опытные водители без труда справляются с этой задачей, в то время как для начинающих водителей она представляет значи-

Различные аспекты внимания

 

 

тельную трудность. Эффективность разделенного внимания опре-деляется следующими характеристиками:

• Сходство задач. Если задачи несходны, как в вышеприведен-ном примере, то возрастает вероятность их успешного одно-временного выполнения. Если обе задачи имеют одинако-вую сенсорную модальность (т. е. обе визуальные или обе слуховые), они выполняются хуже из-за ограниченной обра-батывающей способности организма.

• Трудность задачи. Как можно ожидать, трудность является главным фактором, влияющим на возможность успешного выполнения обсих задач. Уснех особенно проблематичен, когда одна из задач требует усиленного использования ресурсов организма. Рассмотрим приведенный выше пример о разговоре за рулем автомобиля. В нормальных условиях обе задачи могут быть выполнены успешно. Если условия стано-вятся более жесткими (например, при обгоне или на скольз-кой дороге), водителю гораздо труднее поддерживать связ-ную беседу.

• Опытность. Чем опытнее мы становимся, тем лучше можем выполнять оба вида деятельности одновременно. Это проис-ходит в силу нескольких причин. Мы можем разработать лучшую стратегию выполнения задач, когда одно дело не мешает другому (например, разговаривать лишь во время поездки по прямому участку дороги). Требования, выдвигае-мые к уровню нашего внимания, снижаются по мере того, как задачи становятся более привычными. Когда обработ-ка информации происходит в автоматическом режиме, нам почти не приходится привлекать дополнительные ресурсы (сравните напряженность начинающего водителя с гораздо более спокойным поведением опытного водителя).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...