Временной срез. Время реакции. Врожденный механизм-релизер. Вспышки воспоминания. Вторичная память. Вторичное подкрепление
Временной срез
Методика коротких периодов паблюдеиия за определенным ко-личеством людей. К примеру, если нам нужно наблюдать за груп-пой из десяти человек в течение одного часа, мы можем наблюдать за каждым человеком в течение десяти тридцатисекундных отрез-ков и составить определенное представление о частоте и последо-вательности специфических видов поведения.
Время реакции
Промежуток времени между стимулом (свет, звук, и т. д. ) и ре-акцией организма. Существуют разные способы измерения време-ни реакции. В простейшем случае, организм должен проявить одну реакцию на один специфический стимул; в других случаях измеряется средний промежуток времени между несколькими сти-мулами и соответствующими реакциями. Врожденный Присутствующий при рождении организма, а не приобретен-ный впоследствии; продукт воздействия генетических факторов. В
рамках этого определения термин имеет два главных значения. Первое относится к признакам, проявляемым всеми представите-лями данного вида, которые не могли быть приобретены в процес-се развития (например, рыбы не учатся плавать, следовательно, умение плавать является врожденным для рыб). Во втором значе-нии имеются в виду генетические характеристики личности. обус-ловливающие ее генетическое отличие от остальных представите-лей данного вида.
Врожденный механизм-релизер
Этологический термин, обозначающий блок или внутреннюю «дверь», удерживающую специфический драйв (например, пове-дение при ухаживании и спаривании, родительское поведение и т. д. ). Эта «дверь» открывается специфическим стимулом, или ре-лизером [стимул, вызывающий осуществление инстинктивного действия], который был приспособлен процессом естествеииого отбора как раз для этой цели. К примеру, когда птенец серебри-стой чайки видит серебристое пятнышко (релизер) на клюве сво-его родителя, он инстинктивно клюет его. В свою очередь, покле-вывание действует как релизер для взрослой чайки, отрыгиваю-щей пищу.
Вспышки воспоминания
Термин, обозначающий воспоминания, которые сопровождают особенно значительные и эмоционально волнующие события. Аналогия с лампой-вспышкой означает, что мы переживаем всю сцену заново, словно она мгновенно освещается вспышкой фото-аппарата. Наиболее известными примерами этого феномена явля-ются события, связанные с гибелью Дж. Ф. Кеннеди и Джона Лен-нона. Многие люди способны очень ясно вспомнить, что они дела-ли, когда услышали новости об этих событиях.
Вторичная память Другое название для долговремеииой памяти.
Вторичное подкрепление
То, что само по себе не имеет силы подкрепить поведение, но приобретает эту силу благодаря ассоциации с чем-то еще. Деньги являются типичным примером вторичного подкрепления, так как, располагая деньгами, мы можем получить различные вещи,
в которых нуждаемся или хотим приобрссти. Мы уже в раннем детствс знаем, что некоторые вещи можно купить за деньги. по-этому они становятся усвоенным, или вторичным положитель-иым стимулом.
Вторичные половые признаки
Генетически наследуемые характеристики, не связанные с вос-производством, однако обусловливающие внешние различие меж-ду полами (волосы на теле или тембр голоса).
Вторичный процесс
Термин психосшализа, используемый для описания мыслен-ных процессов, происходящих на осозиаииом уровне: рацио-нальных, логических и ориентированных на повседневную дей-ствительность. Обычно противопоставляется первичным про-цессам: иррациональным, импульсивным, обусловленным тягой к удовольствиям и уклонением от страданий. Первое ассоции-руется с деятельностыо Эго, а последнее — с деятельностью на-шего Ид. См. также Фрейд.
Выборка
Процесс, с помощью которого психолог старается набрать представительную группу из интересующей его популяции. По-скольку вся популяция слишком велика, чтобы работать с нею, небольшая группа участников играет роль репрезеитативиой вы-борки. Чтобы избежать выборочиых искаэісеиий (чрезмерного пред-ставительства одной категории участников), психологи пользуют-ся разнообразными методами: 1. Случайиая выборка: каждый представитель изучаемой популяции имеет определенные шансы попасть в выбор-ку. 2. Расслоеииая выборка: состав выборки отражает состав попу-ляции — т. е. популяция, где насчитывается 30% мужчин и 70% женщин, определяет такое же соотношение между пола-ми в составе выборки. 3. Выборка по группам: исследователь набирает определенное количество людей, грубо пропорциональное их наличию в популяции (например, выборка по разным возрастным груп-пам). Выборка по группам
См. Выборка.
Выборка по событиям Аспект иаблюдателъных исследований, когда определенное со-бытие регистрируется каждый раз, когда оно происходит. Напри-мер, если мы следим за ходом футбольного матча. то можем реги-стрировать каждый случай, когда конкретный игрок сделал пере-дачу, пробил штрафной удар, получил предупреждение от арбит-ра и т. д. Выборка по событию обычно подразумевает простую регистрацию события (т. е. произошло ли оно, и если да, то сколь-ко раз) без интерпретации поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|