Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборочная совокупность. Выборочное искажение. Выводковые виды. Выготский, Л. (1896—1934). Вымысел. Выработка инструментальных условных рефлексов




Выборочная совокупность

 

Группа людей, принимающая участие в экспериментальном ис-следовании. Считается, что выборочная совокупность в целом от-ражает состав той популяции, из которой она была отобрана. Из-за ограничений, связанных со временем, материальными затратами и соображениями практичности, психологи не имеют возможности изучать популяцию в целом и вынуждены пользоваться одним из методов выборки.

 

Выборочное искажение

Термин означает неоправданно большое представительство одной категории участииков (женщин, мужчин, студентов, людей определенного возраста, и т. д. ) в аналитической выборке, в ре-зультате чего она неадекватно отражает данную популяцию. Вы-борочное искажение возникает по ряду причин, например:

• Аналитик не уделяет должного внимания методике отбора — например, выбирает только людей, которые оказались в рекреации* во время лекции по психологии (если подумать, то почему они не находятся на занятиях? )

• Когда изучают только добровольцев, возникают вопросы: какие люди обычно вызываются добровольно, типичны ли они для данной группы, и так далее.

• Используются только студенты. Значительная часть иссле-довательских программ США в области социопсихологии

* Рекреация — помещение для отдыха в учебных заведениях.

 

проводится с участием только студентов, большинство из которых являются студентами-психологами.

 

Выводковые виды

 

Животные, которые могут самостоятельно двигаться. кормить-ся и заботиться о себе уже вскоре послс рождсния. Хотя этот тср-мин обычно противопоставлястся птеицовым выдам, оба они отно-сятся скорее к участкам непрерывного континуума. чем к отдель-ным категориям. Так. некоторые молодые животныс лучшс спо-собны заботиться о себе и искать пищу. чем другие, хотя оба вида можно отнести к выводковым.

Выготский, Л. (1896—1934)

Русский психолог, получивший известность благодаря создан-ной им культурно-исторической концепции развития высших псн-хических функций. Согласно теории Выготского, понимание мира у детей в значительной степени формируется благодаря сотрудни-честву с окружающими людьми. Он выдвинул идею зон ближай-шего (проксималыюго) развития — т. е. задач, которые слишком сложны для самостоятельного решения. но становятся доступны-ми для ребенка с помощью взрослых или более умелых сверстни-ков. В результате постоянного общения с этими помощниками, дающими советы и инструкции, а также поощряющими к дей-ствию, ребенок может иитериализироватъ «ноу-хау» поставленной задачи и сделать ее частью своего личного опыта. Это может при-годиться ребенку впоследствии, когда ему придется самостоятель-но решать сходные задачи. Выготский ввел два основных понятия, описывающие этот процесс:

1. Интерсубъективность: два человека (ребенок и помощник) приступают к задаче, имея разные навыки и понимание пробле-мы. По мере того, как каждый из них приспосабливается к перс-пективе другого, помошник может сообщить свое пониманис в доступной для ребенка форме, а ребенок развивает навыки реше-ния задачи.

2. Поддержка, оказываемая помощником, ослабевает по мере того, как ребенок овладевает навыками решения задачи. Помощ-ник постепенно отходит на задний план, а ребенок учится страте-гическому планированию и приобретает компетентность для ре-шения сходных проблем без помощи взрослого человека или более умелых сверстников.

 

Теория Выготского оказала глубокое влияние на методы школьного обучения. Учителя направляют, поддерживают и по-ошряют детей, при этом помогая им развивать стратегии решения проблем, которые можно применять в других жизненных ситуаци-ях. Роль знаюших сверстников подчеркивастся в методическом подходе и обозначается понятием «коопсративное обучение». Этот термин символизирует сам дух теории развития Выготского: дети учатся наилучшим образом не в изоляции, но при взаимодей-ствии с другими людьми, особенно с компетентными сверстника-ми, которые поощряют их к труду и помогают овладевать новыми знаниями.

 

Вымысел

 

Сознательный, а иногда и бессозиательиый процесс, с помощыо которого мы заполняем пробелы в памяти. Это привело многих психологов к убеждению, что память имеет преимущественно ре-конструктивную природу: мы добавляем, удаляем или изменяем части воспоминаний, чтобы получить цельную картину.

 

Выработка инструментальных условных рефлексов

 

Объяснение феномена научения, обычно приписываемое Баруху Скиииеру. Основная идея заключается в том, что последствия той или иной реакции определяют вероятность ее повторения в бу-дущем. Организмы действуют в окружающей среде, а она, в свою очередь, оказывает воздействие на них. Манипулируя аспектами внешней среды (например, в ксшере Скиииера) можно уменыхшть или увеличить вероятность проявления конкретной реакции в бу-дущем. Любое событие, укрепляющее реакцию организма или уве-личивающее вероятность ее проявления, называется полоэісителъ-иьш стимулом. При позитивном подкреплеиии такая вероятность увеличивается. Негативное подкрепление означает устранение аверсивиого состояния, следующего за определенной реакцией. К примеру, в салоне многих автомобилей есть световой индикатор, назойливо мигающий до тех пор, пока вы не пристегнете ремень безопасности. Таким образом, реакция (застегивание ремня) полу-чает негативное подкрепление. Если последствия той или иной ре-акции приводят к умсньшению вероятности ее возникновения в будущем, то говорят, что организм подвергается иаказаиию. Ниже приведена схема различий между позитивным подкреплением (А), наказанием (Б) и негативным подкреплением (В):

 

А. Поведение (за которым следует) приятное событие = закрепление реакции. Б. Поведение (за которым следует) неприятное событие = затухание реакции. В. Неприятное событие (за которым следует) поведение, устраняюшее аверсивное состояние = закрепление реакции.

Скиннер также считал, что организмы учатся вести себя в спе-цифических обстоятельствах. Особая реакция на стимул, которая приводит к желаемому результату в одних условиях, может не при-вести к такому же результату в другой ситуации. Если наблюдать за автомобилями на автостраде, где есть видеокамера для контро-ля над скоростью движения, то можно заметить, что водители притормаживают перед камерой и набирают скорость, когда она остается позади. Когда организм получает подкрепление за реак-цию на один стимул, он может распространить эту реакцию на другие сходные стимулы. В молодости, когда я любил ездить на мотоцикле с мигалкой, похожей на полицейскую, ехавшие впереди водители замедляли ход — нетрудно угадать, почему.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...