Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликт типа «приближение-приближение»




к

использовании качсственного анализа (см. Фемиішаѵ ские методы исследовшшй).

Квазиэксперимент

Разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказы-васт непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существуюшими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь инте-ресуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе. он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным ме-тодам (квазиэксперимент). Оба способа позволяют исследователю прийти к определенным выводам, но при этом выводы, получен-ные в результате квази-эксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами воз-можного воздействия.

Кинестетический*

Термин используется для описания обратной связи между ощу-щениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь име-ются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.

Классическое формирование условных рефлексов

Известно также как выработка условных рефлексов по Павлову, в честь Ивана Павлова, первооткрывателя условных рефлексов, эк-спериментально доказавшего свою теорию. В общем и целом, это объяснение процесса паучеиия, при котором один стішул или собы-тие предопределяет появление другого стимула или события.

В действительности, при классическом формировании условных рефлексов создается новая ассоциация между первоначально нейт-ральным стимулом (НС) и существующей реакцией. Если пользо-ваться языком парадигмы классического формирования условных рефлексов, нейтральный стимул сочетается с безусловным стимулом (БС), который уже производит желаемую реакцию (безусловную реакцию, или БР). При многократном повторении сочетания безус-ловного и нейтрального стимулов нейтральный стимул (теперь ставший условным стимулом, или УС) воспринимает качества бе-

* То же, что кинестезический.

9*

к

зусловного стимула и может вызывать ту же самую реакцию, хотя теперь она называется условной реакцией, или УР. Ассоциация БС-БР является естественной, в то время как ассоциация УС-УР являет-ся усвоенной в результате связи мсжду новым и старым стимулом. К примеру, когда мы пережевываем пищу, во рту обычно выделяется слюна. Это рефлскторное (см. Рефлекс) действие, способствующее пищеварению. Если нское событие (например, звонок к обеду) пред-шествует получению пищи. то через некоторое время у нас начинаст выделяться слюна при одном звуке звонка. В данном примере зво-нок является нейтральным стимулом, пища — безусловным стиму-лом, а выделение слюны — безусловной реакцией. До формирования условного рефлекса:

БС (пища во рту) —> БР (слюна)

НС (звонок)                       Слюна не выделяется

Во время научения:

НС+УС                —> УР

После формирования условного рефлекса:

УС (звонок)          —> УР (выделение слюны)

Порядок сочетания НС и БС является важным фактором. Наи-более эффективное научение происходит, если НС предшествует БС; при одновременной стимуляции эффективность резко снижает-ся. В некоторых случаях формирование условного рефлекса может иметь место, если НС следует за БС (отставлеиное обусловливание), но этот феномен обычно быстро исчезает. Наиболее важным аспек-том условного стимула является то, что он помогает организму предсказывать появление безусловного стимула. Поскольку ассоци-ация УС-УР является усвоенной, она может быть утрачена, если УС больше не нредшествует появлению БС. Если звонок продолжает звонить, а пища не подается, связь между стимулами постепенно ослабевает, а затем исчезает. Если звонок опять зазвонит через неко-торое время, может произойти слабое слюноотделение (споитстное восстановлепие), но когда вся процедура (УС+БС и т. д. ) повторяет-ся, научение происходит гораздо быстрее, чем раньше. Когда орга-низм научен реагировать на один УС, он может выказывать сход-

к

ную реакцию на сходные стимулы (обобщение стимулов). Это мож-но рассматривать как фактор надежности при научении. Чем боль-ше сходства между двумя стимулами, тем больше вероятность оди-: наковой реакции на них. Если это не входит в задачу эксперимента. организмы можно научить реагировать лишь на одну категорию сходных стимулов (разделение стимулов).

Клаустрофобия

Навязчивый страх перед замкнутыми пространствами — лиф-тами, тесными комнатами и т. д. Один из видов психических рас-стройств. известных как специфические фобии (см. Фооиы).

Клиническая психология

Область психологии, связанная с диагностикой и лечением сшормалыюго поведепия или недостаточной приспособлясмости.

Клиническое интервью

Метод получения информации с помощью устного опроса кли-ента и проведения терапевтической беседы при оказании психоло-гической, психиатрической и терапевтической помощи. Благодаря своей гибкости дает клиенту возможность осознать его внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения, что было бы менее вероятно при использовании других методов. Каждое интервыо по-своему неповторимо, так как специалист, проводя-щий интервью, руководствуется нс только содержанием ответа участника опроса, но и его поведенческими реакциями.

Когнитивная наука

Любая научная дисциплина, изучающая работу человеческого разума. Сюда относятся компьютерные модели мышления, разра-ботки в области искусствепного разума, лингвистика, нейропсихо-логия и другие области исследований.

Когнитивная психология

Область психологии, пытающаяся изучить и понять действие когнитивных процессов. Когнитивные психологи пользуются этим

(знанием для объяснения многих аспектов нашего повседневного поведения — от дорожно-транспортных происшествий (объясне-ния, связанные с вииманием и восприятием) до навыков обучения (объяснения, связанные с памятыо).

к

Когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия

Подход к лечению психических расстройств, сочетающий ког-нитивные и бихевиористскис методики. К примеру, при лечешщ тревожпых растройств терапевт может применить методику при-выкаиия, когда пациента просят в течение длительного времени со-знательно вызывать свои навязчивые мысли. После многократно-го повторения эти мысли постепенно становятся все менее тревож-ными, что приводит к коррекции связанного с ними компулъсивио-го поведеиия.

Когнитивные карты

Термин, описывающий образы ситуаций знакомого простран-ственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Это представление противопо-ложно бихевиористскому убеждению, что животные (например, крысы) способны пройти через лабиринт лишь потому, что они получают попожитепъиый стшіул за правильные реакции. Экспе-риментальные свидетельства теории латеитиого иаучеиия поддер-живают первую точку зрения.

Когнитивные процессы

Аспекты умственного «поведения», которые относятся к абст-рактным манипуляциям с материалом. Термин обычно использу-ется применительно к таким понятиям, как мышлеиие, памятъ и восприятие.

Когнитивные терапии

Ряд терапий, основанных на предпосылке, что человеческие эмо-ции и поведение во многом обусловлены рассуждениями людей о своих переживаниях. Когда человек осознает ошибочность своего образа мыслей, он может изменить его и таким образом устранить проблему. Рационально-эмотивная терапия, разработанная Альбер-том Эллисом, основана на идее о том, что эмоциональные расстрой-ства и аиормалыюе поведеиие являются следствием иррациональных убеждений. Терапевт расспрашивает пациента об этих убеждениях по мере их выявления в процессе лечения и направляет его к более эффективному образу мыслей и действий. Когнитивная терапия Аарона Бека широко используется при лечении депрессии и тре-вожных расстройств. Предполагается, что эти психологические

к

расстройства развиваются из-за иррационального мышления, которое Бек называет «когнитивным искажением». Терапевт помогает пациенту осознать причины своего искаженного и иррационального мышления, а затем показывает ему, как заменить их более конструктивными схемами мышления и поведения.

Когнитивный диссонанс

Неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса:

• Когда две установки так или иначе не согласуются друг с другом, например «мне нравится этот человек» и «мне не нравятся политические взгляды этого человека».

• Когда люди совершают поступки, которые они не намеревались совершать, либо ведут себя в противовес высказываемым установкам. Например, человек пропагандирует выгоды от

Два примера изменения установки в результате когнитивного

диссонанса

к

вегетарианства, а потом заказывает себе бифштекс с кровыо (см. также Обратиоуапаиовочное поведение).

Чем меньше оснований для подобного поведения имеет чело-век, тем сильнее будет ощущение диссонанса и мотивации на изме-нение базовой установки ради восстановлсния соответствия между установкой и поведением. К примеру. наш всгетарианец мог иметь богатый выбор продуктов, но выбрал бифштекс (слабый довод). или был вынужден съесть бифштекс под дулом пистолета (силь-ный довод). В первом случае возникновение когнитивного диссо-нанса гораздо более вероятно, чем во втором. Тсория когнитивно-го диссонанса подразумевает, что поведение, не соответствующее нашим установкам, заставляет нас изменить их, чтобы избавиться от негативных ощущений.

Кодекс психолотической практики

Свод этических принципов, публикуемый такими психологи-ческими организациями, как Британская ассоциация психологов и Американская психологическая ассоциация. В нем содержатся ос-новные положения, касающиеся этики практикующих психологов и экспериментальных исследований в области псыхологии. Кодекс психологической практики отражает вопросы, которые считаются наиболее важными в культурном, религиозном и профессиональ-ном контексте; они постоянно обновляются в соответствии с меня-ющимися общественными приоритетами. Каждая страна имеет свой кодекс психологической практики, но существует тенденция к созданию общего кодекса, отражающего приоритеты государств-участников.

Кожно-гальваническая реакция (КГР)

Изменение электрической сопротивляемости кожного покрова. КГР широко используется при измерении уровня активации и обычно ассоциируется с идеей детектора лжи.

Колбочки

Клетки-рецепторы в сетчатке глаза, позволяющие нам видеть цвета. Большинство колбочек сосредоточено в ямках (фовеолах) на периферии сетчатки. Из-за более высокого порога восприятия (по сравнению с монохроматическими псілочксши) колбочки функ-ционируют лишь при нормальном освещении. Они позволяют че-

к

ловеку максимально использовать зрительную способность, и мы автоматически фиксируем внимание на точке таким образом, что-бы фокусировать отраженный от нее свет на периферии сетчатки. Смещая точку фиксации в сторону от фовеол. мы вызываем соот-ветствующее снижение остроты зрения.

Коллективизм

Тип социального устройства, где благо группы людей или об-шества в целом считается более важным, чем благо отдельной лич-ности. При сравнительном исследовании 53 национальных и реги-ональных кулътур, Хофстейд (1983) обнаружил, что наиболее вы-раженные признаки коллективизма существуют в таких странах, как Гватемала, Эквадор и Панама, в то время странами с наиболее выраженными признаками иидивидустизма являются Австралия, США и Великобритания.

Коллективное бессознательное

Термин, введенный Карлом Юнгом и означающий, что часть бессознательного опыта каждого человека является общей для всех представителей рода человеческого. Коллективное бессозна-тельное является генетически унаследованным опытом и определя-ет глубинные особенности поведения, мышления и чувствования, запечатленные в процессе филогенетического развития человече-ства. См. также Юнгианский.

Кольберг, Л.

Наиболыную известность Кольбергу принесла его теория прав-ственного развития, предполагающая существование универсаль-ных этапов нравственного становления, и неразрывно связываю-щая понимание нравственности с когиитивиым развитием челове-ка. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что существенным для нравственного разви-тия является не столько решение дилеммы, сколько ход рассужде-ний, предшествовавших этому решению. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому:

к

• Неравновссное состояние: ребенок сталкивается с мораль-ной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней. В этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно роди-телей.

• Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают спо-собность рассматривать проблемы из перспективы других людей. Ребенок, который находится на доконвенционном уровне развития рассматривает проблему из перспективы сс последствий лично для себя, в то время как ребенок, достиг-ший конвенционного уровня, способен рассматривать про-блему из перспективы других людей.

Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

• Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людсй. Если посту-пок ведет к наказанию, то он плохой. Если поступок вознаг-раждается, то он должен быть хорошим. Кроме того, выбор между «плохим» и «хорошим» часто делается в контексте личной выгоды.

• Конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, осно-ванная на принципах взаимной общности и социального по-рядка, считается наиболее желательной, и, следовательно, оп-ределяет наши взгляды о «правильном» и «неправильном».

• Постконвенционный уровень. На этом уровне понятия о правильном и неправильном основаны на личном понима-нии универсальных этических принципов. То, что считается морально присмлемым в любой данной ситуации, должно соответствовать этим принципам. Они часто бывают абст-рактными и неопределенными, но включают в себя сохране-ние жизни любой ценой и важность значения человеческого достоинства.

Компетентность

Этическое требование, согласно которому каждый психолог должен убедиться, что он работает в рамках своей компетенции. Это обязывает его отправлять людей, ищущих помощи, к тем спе-циалистам, которые могут оказать ее наилучшим образом.

к

Комплекс

Используемый в психопатологическом смысле, этот термин обозначает группу идей или представлений, обладающих опреде-ленным эмоциональным зарядом. Иными словами, человек с тем или иным комплексом «зацикливается» на чувствах или идеях. ха-рактеризующих этот комплекс. и испытывает эмоциональное рас-стройство. когда пытается разобраться в них. Наиболее известны-ми для студентов-психологов являются Эдипов комтекс и комтекс Электры. В качестве хорошо известного примера можно назвать комплекс неполноценности — термин, введенный в употребление Альфредом Адлером.

Комплекс кастрации (кастрационный комплекс)

Термин пеихоанстіза, который используется для обозначения своеобразной детской реакции на приписываемое отцу сексуальное апугивание или подавление раннеинфантильной сексуальной дея-ельности. Считается, что комплекс кастрации возникает как часть дипова комплекса, когда мальчик видит обнаженную женщину и, озможно, впервые в жизни осознает, что женщина не имеет пениса. Из-за соперничества с отцом у ребенка развивается страх, что то же самое может произойти и с ним (что понятно, учитывая важность пениса на фаллическом этапе психосексуального развития). Подав-ляя свое влечение к матери и отождествляясь с отцом (см. Отоэісде-ствлеиие с агрессором), он избегает возможности ужасного события. Тот факт, что очень немногие люди имеют какие-либо воспомина-ния об этом эпизоде, не представлял проблемы для Фрейда. Во-первых, он утверждал, что вся драма разыгрывается на уровне под-созпатт, а во-вторых, в возрасте приблизительно шести лет у че-ловека развивается детская амнезия, в результате чего многие вос-поминания раннего детства оказываются забытыми.

Комплекс Электры

Женская разновидность Эдипова коміпексо, когда девочки в возрасте четырех-шести лет завидуют отцу, обладающему пени-сом, которого они лишены. Когда девочка обнаруживает у себя отсутствие пениса, она винит в этом мать и переносит свою привя-занность на отца. Поскольку (согласно Фрейду) как мальчики, так и девочки высоко ценят пенис, дочь выбирает отца в качестве пер-вичного объекта любви. В конце концов, он обладает пенисом, которого у нее нет. По мере осознания неравенства сил в борьбе за

к

обладание отцом девочка должна отвергнуть эти чувства и отож-дествиться со своей матерью. В этом заключается фундаменталь-ная проблема. Мальчики отвергают свои чувства к матери из-за колтлекса кастрации, однако Фрейд предполагал, что это не так в случае с девочками. которые уже были «кастрированы» своей ма-терыо. Фрейд считал. что комплекс Электры попросту исчезает с окончательным осознанием того, что дочь никогда не сможет об-ладать своим отцом. Тем не менее, поскольку угроза наказания через кастрацию у девочек отсутствует, они не подвержены такому же давлению с целью отвергнуть свои чувства и отождествиться с моральными принципами матери. По мнению Фрейда, вследствис этого у девочек формируется более слабое Супер-Эго, что рассмат-ривается как свидетельство их моральной неполноценности (см. также Алъфа-предпочтеные).

Компульсивность (навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо)

Устойчивая схема поведения, заставляющая человека совершать определенные поступки, чтобы предотвратить некое ужасное собы-тие. Связь между компульсивным поведением и его очевидной це-лью обычно бывает нелогичной, а само поведение выглядит нелепо. Несмотря на то, что больной может осознавать иррациональность своих действий, он выполняет их с величайшей тщательностью и ре-гулярностью, чтобы избежать воображаемых последствий. Такос поведение на короткое время ослабляет чувство тревоги, но сами действия не доставляют человеку никакого удовольствия.

Конация

Умственный процесс; конкретнее — часть установочного про-цесса, связанная с действием или актом воли. Применительно к ус-тановке, относится к тому ее аспекту, который предрасполагает нас к определенным действиям. К примеру, если мы имеем преду-беждение против Америки и американцев, то едва ли поедем на каникулы в США.

Конвергентное мышление

Вид мышления, обычно ассоциируемый с решением проблем и интеллектом или с любым другим типом задач, когда человек ра-ботает над получением одного правильного ответа. Термин про-тивопоставляется дивергентному мыитепию, когда человек разра-

к

батывает новую и оригинальную линию мышления, которая мо-жет содержать ряд возможных решений проблемы.

Конгенитальный

Термин означает «присутствующий при рождении». Он часто и ошибочно используется как синоним тсрмина «врождеиный», хотя не подразумевает передачи наследственных признаков. Если плод подвергается вредному воздействию, находясь в утробе, ребенок может родиться с конгенитальными дефектами или отклонениями.

Консенсус

Термин обозначает нашу осведомленность об установках или поведении других людей. Если мы обнаруживаем, что большин-ство людей чувствует или ведет себя подобно нам по отношению к определенному объекту или вопросу, то мы имеем высокий кон-сенсус. Если мы одиноки в своих действиях или убеждениях, то имеем низкий консенсус с обществом. В рамках теории атрибуции мы более склонны к ситуационной атрибуции при высоком консен-сусе. Даже если мы не располагаем достоверной информацией, су-ществует склонность предполагать, что люди, похожие на нас, бу-дут думать и действовать точно так же, как мы сами (см. Эффект лоэісного консенсуса).

Консолидированная группа

Любая группа, членами которой мы себя считаем. Наше пред-ставление может быть основано на глобальных параметрах, таких как раса, религия или общественный класс, либо на более специ-фичных параметрах, таких как дружба или субъективный выбор. Термин обычно противопоставляется идее других (людей, не вхо-дящих в нашу группу) и характеризует разделение «мы/они», при-сутствующее во многих аспектах нашего социального взаимодей-ствия. Принадлежность к консолидированной группе подразуме-вает имплицитное чувство «элитарности»; благодаря этому мы испытываем позитивное предубеждение по отношению к нашей группе и негативно настроены по отношению к другим (см. Мини-мстъпые группы).

Конспецифичное животное

Любое животное, которое является представителем того же вида. К примеру, моя кошка конспецифична кошке моего соседа.

к

Конституционная теория

Термин, используемый для обозначения любой теории, где предпринимаются попытки связать физическую конституцию че-ловека (например. тслосложение) и некие психологические харак-теристики (например, черты лычиости или душевное здоровье). Среди подобных тсорстиков наиболее известны Кречмер и Шел-дон. Кречмер основал свою теорию на психиатрических наблюде-ниях, утверждая. что астеники (истощенные и возбудимые люди) подвержены шизофретш, а «пйкники» (коренастые толстяки) под-вержены маииаксілыю-депрессивііъш психозам. Лишь атлетичные (мускулистые, пропорционально сложенные) люди считались предрасположенными к душевному здоровью. Все эти утвержде-ния слабо подкреплены реальными доказательствами.

Шелдон предложил три типа телосложения и три основных темперамента. Попытки соотнести одно с другим провалились из-за отсутствия убедительных научных свидетельств.

Тип телосложения Типы темперамента
Эндоморф Висцеротония
(крупный, но неразвитый) (любящий и общительный)
Мезоморф Соматотония
(предприимчивый (авантюрный и сильный)
и разносторонний)  
Эктоморф Церебротония
(худощавый, тонкокостный) (сдержанный и застенчивый)

Конструкт

В наиболее распространенном психологическом смысле термин обозначает нечто недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логическим путем на основе наблюдаемых призна-ков. Примером может служить понятие иителлекта, существова-ние которого подразумевается при объяснении различий в поведе-нии людей.

Конструктивные теории восприятия

Объяснения восприятия, основанные на принципе обратиой об-работки. Восприятие рассматривается как набор конструкций, по-зволяющих воспринимающему упорядочивать сенсорные стиму-лы. Это происходит через догадки и заключения, основанные на предыдущем опыте и воспоминаниях. Хотя между конструктивны-

к

ми теориями сушествуют определенные различия, они основаны на общих предпосылках о процессе восприятия:

• Восприятие является одновременно активным и конструк-тивным.

• Восприятие не является прямым эквивалентом сснсорных данных. Они составляют основу для ожиданий и гипотсз об окружающем.

• Из-за необходимости гипотез и умозаключений восприятие подвержено ошибкам. Перцептуальные иялюзии возникают, когда мы неадекватно прилагаем уже имеющиеся знания и ожидания к воспринятым сенсорным стимулам.

Эта последняя предпосылка является одним из главных недо-статков конструктивного подхода. Восприятие обычно бываст точным, следовательно, сенсорные данные должны нести гораздо болыие информации, чем предполагается.

Конструктная валидность

См. Всілидиость,

Контактная группа

Методика гуманистической психологии, при которой небольшая группа сходных по характеру людей проходит через ряд интенсив-ных переживаний с целью развития самосознания и улучшения навыков человеческих взаимоотношений.

Контент-анализ

Общий термин, обозначающий не прямое, а косвенное изучение человеческой психологии (путем анализа специфических характери-стик текстов и других носителей информации — например, полити-ческих речей, литературы и т. д. ). Существует возможность полу-чить некоторое представление о психологическом состоянии чело-века или даже культуры, носителем которой он является, благодаря внимательному изучению таких артефактов. Подробное исследова-ние речей экс-президента США Рональда Рейгана предоставило в распоряжение психологов свидетельства ошибок речи, типичных для прогрессирующего умственного расстройства, болезии Алъцгей-мера. Сходным образом анализ телерекламы может дать интерес-ные сведения о стереотипах общественного сознания.

к

Контрольная группа

При проведении эксперимента это группа участников, по воз-можности точно копирующая эксперішеитсілъную группу, но не имеющая независшюй перемеипой. Если результат, полученный в экспериментальной группе, значительно отличается от конт-рольной группы, экспериментатор может отнести разницу за счет независимой переменной. Для проверки лечебных свойств нового препарата психологи пользуются контрольной группой, получаю-шсй не сам препарат, а тацебо. Если в экспериментальной группе наблюдается значительное улучшение по сравнению с конт-рольной, то положительный результат приписывается непосред-ственному воздействию лекарства.

Контрперенос

При проведении психоаистиза терапевт может неосознанно про-ецировать на пациента чувства или конфликты, возникающие в его собственной жизни. Абсолютно необходимо. чтобы терапевт осознавал такую возможность и не допускал ее осуществления.

Конфиденциальность

Этическое требование, применяющееся как в эксперименталь-ных исследованиях, так и в психотерапии. Согласно этому требо-ванию участники или пациенты имеют право на то, чтобы инфор-мация, собранная во время исследования или сеанса лечения, не предавалась огласке без их согласия. Это не так просто, как кажет-ся, особенно в отношении психотерапии. Терапевты считают, что если клиент не уверен в конфиденциальности лечения, то он не может открыто выражать свои мысли и чувства, и некоторые вы-годы от терапии оказываются утраченными. Однако терапевты, работающие в Великобритании, обязаны сообщать своим пациен-там после сеанса терапии, что любая информация, которая по юридическим причинам не может оставаться конфиденциальной, будет предана огласке.

Конфликт

Термин, очень широко используемый в психологии и обычно означающий любую ситуацию, в которой организм (человек или животное) испытывает противоречивые чувства или импульсы. К примеру, мужчина может испытывать внутренний конфликт, раз-мышляя о том, стоит ли ему на рауте подойти к привлекательной

к

незнакомке (рискуя оказаться в неудобном положении) или ос-таться в обществе своих друзей (и упустить благоприятную воз-можность). Это называется конфлштом типа «приближеиие-избе-ганые». Термин также может использоваться в сізрейдистском смыс-ле; одним из наиболее знаменитых внутренних конфликтов, вдох-новленных теорией Фрейда, является Эдипов компжкс.

Конфликт «дети-родители»

В биологии термин означает конфликт между кормящими ро-дителями и их потомками, который заключается в том, что потом-ки, пытающиеся максимально удовлетворить свои интересы, начи-нают манипулировать родителями с целыо получить дополнитель-ные ресурсы. Причины этого конфликта считаются геиетическими. Поскольку каждый из родителей разделяет 50% генов со своими потомками и старается равномерно распределять ресурсы между ними, отдельные детеныши неизбежно пытаются захватить как можно больше пищи для себя; иногда они даже нападают на дру-гих особей из выводка и убивают их (см. также Иифаіітицид).

Конфликт между родителями и детьми в соотношении «цена для родителей/выгода для потомства»

10 1066

к

Классическим примером конфликта «дети-родители» является выкармливание. Мать старается отучить детеныша от молока, а он, в свою очередь, пытается продлить срок молочного вскарм-ливания. Период лактации (во время которого мать кормит свое потомство молоком) крайне тяжел для самки в физическом отно-шении, и она не может приступить к восстановлению своих ре-сурсов для следующего выводка, пока не завсршит этот период. Таким образом, в ее интересах не затягивать период лактации без необходимости. Диаграмма на с. 145 демонстрирует суть проблс-мы.

После рождения потомства родители получают большее биоло-гическое преимущество от кормления детеныша, чем от его игно-рирования. По мере взросления, детеныш достигает того возраста, когда он может прокормиться самостоятельно не хуже, чем с по-мощью родителей. Конфликт возникает вокруг наступления этого момента. Для родителей, учитывая их потребность в пополнении ресурсов для следующего выводка, он должен наступить раньше, чем для детеныша. Заштрихованный участок на диаграмме обо-значает тот период, когда один из родителей пытается завершить период кормления, а детеныш пытается продлить его. Подобный конфликт должен заканчиваться победой родителей. Для этой предпосылки есть два основания:

• Если у детеныша имеется ген, позволяющий успешно мани-пулировать родителями, то этот ген будет передан по на-следству его потомкам, которые, в свою очередь, повторят с ним ту же процедуру. Таким образом, хотя детеныш выиг-рывает в краткосрочной перспективе, он проигрывает в дол-говременной перспективе.

• Родители крупнее и сильнее детеныша; следовательно, они могут успешно противостоять попыткам получить больше пищи. Иногда детеныш пытается обмануть родителей уси-ленными просьбами, но дополнительная энергия, необходи-мая для этого, нейтрализует преимущества от любых допол-нительных ресурсов, которые он может получить.

Конфликт типа «приближение-избегание»

Конфликт, испытываемый организмом, когда специфический вид поведения ассоциируется как с приятными, так и с неприятны-ми последствиями. Если крысу обучают пробегать через лабиринт,

к

чтобы получить пищу, а впоследствии бьют электрическим током за достижение той же цели, она начинает проявлять конфликтнос поведение. Крыса доходит до середины лабиринта, останавливает-ся, бежит назад, снова останавливается и поворачивает обратно. Животные, испытывающис конфликт типа «приближение-избега-ние», также проявляют признаки смещеииого поведения, когда со-ответствующие действия происходят в несоответствующее время. К примеру, во время ухаживания самец птицы одновременно тя-нется к самке и боится ее (она может напасть на него). Это приво-дит к смещению конфликта и демоистрации умиротвореиия, когда самец начинает прихорашиваться перед самкой — действие, кото-рое со временем становится традиционной частью ритуала ухажи-вания этого вида.

Конфликт типа «приближение-приближение»

Разновидность конфликта, возникающего, когда организм на-ходится перед двумя равно привлекательными, но несовместимы-ми возможностями. По мере того, как организм приближается к одной из двух возможностей, ее привлекательность возрастает, и конфликт разрешается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...