Конформизм (влияние большинства)
Конформизм (влияние большинства) Разновидность социального воздействия, результатом которо-го является стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное подчинение распространенным взглядам, граничащее с коснос-тью». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам об-щественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление. Считается, что конформизм обус-ловлен двумя главными причинами: • Нормативное воздействие: конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребнос-тью в одобрении окружающих. • Информациоиное воздействие: конформизм вызван неуверен-ностью и желанием поступать «правильно». Наиболее известные исследования в области конформизма были проведены в 1950-е годы Соломоном Эшем. До наших дней любая ситуация, в которой большинство оказывает воздействие 10* к Сколько раз каждый участник соглашался с мнением большинства Основные открытия Эша в области конформизма. Участников просили сказать вслух, какая из трех строк совпадает с контрольной строкой. В двенадцати из восемнадцати попыток другие участники (сообщники экспериментатора) единогласно давали неверный ответ. Если кто-то из первой категории участников присоединялся к ним, то считалось, что он соглашается с мнением большинства на взгляды аберрантной* личности, известна как «эффект Эша». Эш обнаружил, что столкнувшись с мнением большинства, отдельные люди выказывают склонность отвергать свидетельства, полученные через собственные органы чувств, и соглашаться с большинством. Дальнейшие исследования показали, что склонность к конформизму резко ослабевает при определенных условиях — например, если к человеку присоединяются другие люди, разделяющие мнение меньшинства.
Однако следует проводить различие между общественной уступчивостью (когда человек делает и говорит то, что говорят окружающие) и частным признанием (когда человек изменяет свои глубинные взгляды и убеждения). Как в экспериментальных условиях, так и в реальной жизни часто случается, что мы уступаем желаниям других людей, не изменяя своих истинных убеждений (нормативное воздействие). Некоторые критики утверждают, что изучение конформизма обусловлено специфическим культурным и историческим контекстом. Потребность в конформизме, по их мнению, не так уж велика (см. также Инновации: влияние меньшинства). * АЬеггаге (лат. ) — заблуждаться, отклоняться от чего-либо (например, от истины). к Концентрированное научение Экспериментальная схема, при которой организм пытается вы-полнить серию задач научеішя без периода отдыха между попытка-ми. Процесс научения становится менес эффективным (т. е. требует большего числа попыток), чем в том случае. когда попытки разде-лены во времсни (распределешюе иаучеіше). Концепция (идея) Внутреннее представление о чем-либо. К примеру, мы можем понять концепцию честности, если каким-то образом представим себе эту идею. Считается, что дети получают идею о предмете, ког-да осознают, что предмет продолжает существовать, даже в том случае, если его не видно. Кора головного мозга Слой серого вещества, покрывающий мозговые полушария боль-шого мозга. Кора головного мозга подразделяется на четыре доли: лобные, затылочные, височные и теменные. Часть коры, покрываю-щая большую часть поверхности полушарий мозга, называется нео-кортексом, так как она сформировалась на заключительных стадиях человеческой эволюции. Неокортекс можно подразделить на зоны в соответствии с их функциями. Разные части неокортекса связаны с сенсорными и моторными функциями; соответствующие участки коры головного мозга участвуют в планировании движений (лобные доли) или связаны с памятью и восприятием (затылочные доли).
Коррелятивная модель умозаключений Аспект теории атрибуции, когда мы пользуемся информацией о поведении других людей и приходим к заключению о том, что они обладают специфическими чертами, которые со временем остают-ся стабильными. Задача выглядит обманчиво простой, но в про-цессе ее решения возникают неясности. Чтобы получить полезную информацию для умозаключения о стабильных чертах характера, рассматривают три фактора: • Поведение должно быть добровольным. Если человека вы-нуждают вести себя определенным образом, его поведение очень мало говорит о нем как о личности. • Поведение должно производить необычные эффекты (т. е. последствия должны быть характерны для данного вида по-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|