Репрезентативна-я выборка
р Редукционизм Осознаваемая или неосознаваіемая методологическая установ-ка. направленная на сведение явшений одного порядка к явлени-ям качественно иного порядка (ніапример, психических — к физи-ологическим, биохимическим). Редукционизм игнорирует или отрицает наличие психологичесжих закономерностей и механиз-мов, лишая психологию статуса самостоятельной науки. Типич-ным примером редукционизма яівляются биохимические и физио-логические объяснения шизофретии, а также социобиологические объяснения агрессии и сексуалыного поведения. Изучение слож-ного общественного поведения вз лабораторной обстановке мож-но назвать эксперимеиталъиым рэедукционизмом. Исследование таких феноменов, как поведение постороииего и повиновение может дать нам определенное понятие о некоторых ас-пектах человеческой личности, н< о почти не говорит об индивиду-альном поведении человека за пределами лаборатории. Аргументы в пользу редукциошизма при изучении человеческой психики: • Благодаря более высокому істатусу и надежности физических наук (физиология, химия и т. д. ), редукционистские объясне-ния часто кажутся более привлекательными и «несомненны-ми», особенно на постороніний взгляд. • Редукционистские объясненшя легче подтвердить (или сфаль-сифицировать), поскольку,. чем сложнее психологические объяснения, тем достовернеее они кажутся. Аргументы против редукционшзма при изучении человеческой психики: • Большинство психологов полагают, что поиск единственного причинно-следственного обіъяснения различных видов чело-веческого поведения являетгся тщетным и бесполезным заня-тиям. Когда мы рассматриюаем психические расстройства из перспективы физиологичесжой дисфункции, то игнорируем возможное воздействие сощиальных и культурных факторов.
• Редукционисткие взгляды чіасто отвлекают внимание от дру-гих возможных объясненим. Если мы говорим об агрессии как о «неизбежном аспекте человеческой природы», то вряд ли сможем найти конструктгивные способы ее преодоления. р Резистентность Хотя в психологии термин иногда используется в широком смысле (например, сопротивление внешнему воздействию или не-желание выполнять приказы). в психоаналызе он имеет особое значение. Здесь «резистентность» означает процесс, посредством которого мысли и воспоминания. хранящиеся в бессознательном разуме. удерживаются там. не проникая на осознанный уровень. В рамках психоанализа термин также обозначаст стойкое несог-ласие аиализанта с интерпретациями, предлагаемыми психоаиа-литиком. Рейтинговая шкала Оценка личности или поведения по измерительной шкале с дис-крстными интервалами. К примеру, в школах часто составляются рейтинги успеваемости учеников по отдельным предметам, в зави-симости от приложенных усилий:
Рекапитуляция Ничем не подтвержденное предположение о том, что мы вос-создаем генетическое развитие нашего вида (сфилогеиез) в нашем индивидуальном развитии (онтогепез). Таким образом, этапы на-шего жизненного развития рассматриваются в контексте эволюци-онного развития нашего вида. Реклама По существу. реклама является попыткой изменить поведение потребителя. Исследования установили, что такое изменение бо-лее вероятно, когда рекламная информация содержит привлека-тельные образы наряду с элементами компетентности и авторите-та. Существуют противоречивые мнения о роли психологии в фор-мировании рекламного поля, но можно выделить два вполне дос-товерных открытия:
р • Сообщения, связанные с приятгными чувствами, чаіще оказьі-ваются эффективными (наприімер: «Псйте это, и вьи тоже бу-дете довольны и счастливы»).. • Обращения к страху могут біыть эффективными, но лишь в том случае, если получателно сообщения предоставляется шанс избежать этой эмоции вз будущем. В качестве примера можно привести рождественсскую рекламу, предоютерегаю-щую водителей от езды в нетиэезвом состоянии. Открытие подсознателыюго вос: приятия привело к созданию новых рекламных приемов. Рекламюдатели стали помещать свою информацию на киноэкранах в течіение очень короткогсо времени (около 1/3000 секунды). За этот гпериод сообщение (например, «пейте кока-колу») успевало проншкнуть в подсознаниіе, хотя и находилось ниже порога визуальнсого восприятия. Аргументы о пользе или вреде «подсознательнош рекламы» в основном носят академический характер, так как: она запрещена в Англии и США. Газеты Телевидаение Радио Средства массовзой информации Эффективность политической ренкламы в средствах маюсовой информации. Процент воспоминанию выше, когда участншки читают сообщения, чем когда смотрят его > по телевидению или юлушают по радио (Гюнтеро и др., 1986) р Репликация Повторение конкретыого открытия в области психологии в других ситуациях и с учаістием других людей. Мы склонны больше доверять экспериментальным открытиям, если они подтверждают-ся другими исследоватешями. Репликация того или иного откры-тия другим психологом шмеет жизненно важное значение для фор-мирования научной теории. Репрезентативна-я выборка Группа участников, бюлее или менее точно представляющая со-став изучаемой популяцши. Выборка может отражать распределе-ние по возрастным и пошовым признакам, а также любые другие характеристики, влияюпцие на результат эксперимента с точки зре-ния исследователя (см. Шыборка). Респондент Человек, отвечающиій на вопросы в анкете, личностном опрос-нике или во время интержью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|