Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соперничество через заіщиту ресурсов




с

реагируют на происходящие событгия (свободная воля). Вера в на-уку как прямой путь к познанию сэбычно является аргументом де-терминистов, исходящих из предпоссылки, что каждое событие име-ет свою причину. Идея «чистой» ісвободной воли подразумевает, ■ что события беспричинны или прогисходят случайно. Считается, что поведение человека не детерминирсовано внешними событиями (та-кими как формирование условных ірефлексов), но определяется его решениями в соответствии со склашом характера (мягкий детерми-низм). Таким образом, свобода всоли рассматривается как любое действие, свободное от внешнего прринуждения. Если вы отдаете все свои деньги прохожему на улице, этго можно рассматривать как при-знак щедрости, но не в том случае;, если вас держат под прицелом пистолета. Оба действия детерминиірованы, но если первое является актом свободной воли, то второе — актом принуждения. Аргументы в пользу свободной воли:

• Главный аргумент связан с шдеей моральной ответственнос-ти. Мы должны распоряжатгься своими поступками, чтобы иметь возможность отвечать за них.

• Такие гуманистические подхсоды, как психотерапия, центри-роваипая на псщиеите, основашы на предпосылке свободной воли. Терапевт помогает пащиенту пользоваться свободной волей таким образом, чтобы. 1 распоряжаться своей волей с максимальной эффективностіью.

Аргументы против свободной вюли:

• Вера в свободную волю не согласуется с научными представ-лениями, т. е. каждое событше должно иметь причину.

• Существует значительная неошределенность в самом понятии свободной воли. Предположеіние о том, что любое поведение беспричинно или хаотично, яівляется неприемлемым; предпо-ложение о влиянии свободнсой воли на поведение человека поднимает вопросы, на которьые науке еще предстоит ответить.

Аргументы в пользу детерминиззма:

• Идеи детерминизма согласу/ются с успехами современной науки. Научные знания даютг нам возможность предсказы-вать поведение, а в конечномі счете и управлять им.

с

Аргумснты против дстерминизма:

• Детерминизму свойственна логическая неопровержимость. Если причину нельзя обнаружить путем изучсния нскоторых аспектов поведения, это нс значит, что причины не сущс-ствует. просто она ещс нс установлена.

Своекорыстное атрибутивное искажение

Склонность относить успех за счет характерпых атрибутивных факторов, а неудачи — за счет сіітуациоіиіых атрибутивных фак-торов. Если мы в чем-то преуспели, то можем считать, что успех обусловлен нашими способностями или степеныо приложенных усилий. Если мы терпим неудачу, то виним в этом внешние факто-ры («не повезло» или «плохие учебники»). Своекорыстное атрибу-пшвиое искажеиие может возникать по нескольким причинам:

• В когнитивных объяснениях подчеркивается тот факт, что если мы настроены на достижение успеха, то скорее всего будем связывать успех с нашими усилиями и относить неуда-чу за счет внешних причин.

• В мотивационных объяснениях подчеркивается наша по-требность сохранять высокое мнение о себе и позитивную самооценку. Атрибутивное искажение позволяет нам сохра-нять хрупкое чувство собственного достоинства.

• Согласно теории управления впечатлением, своекорыстное атрибутивное искажение возникает в силу нашей потребнос-ти производить впечатление компетентности и уверенности в себе. Неудача угрожает разрушить это впечатление и, сле-довательно, относится за счет внешних факторов.

Классические примеры своекорыстного атрибутивного искажс-ния можно встретить в выпусках спортивных газет. Футбольные ко-манды часто проигрывают из-за плохого судейства или недостаточ-ной финансовой поддержки клуба, но неудача редко объясняется плохой подготовкой игроков или недостаточной волей к победе.

Сдвиг к рискованным решениям

При изучении грутювой поляризации было сделано открытие, что люди более склонны принимать рискованные решения, когда они действуют в составе сплоченной группы, а не самостоятельно.

19 1066

с

Однако некоторые исследования показали, что в группах такясе может происходить сдвиг к чрезмерной осторожности. В общем ц целом, группы поляризуются (высказывают категорические сужде-ния) в соответствии с установками (отиошеиием), разделяемыми их представителями до принятия группового решения. Таким об-разом, если большинство членов группы склонялось к рискован-ным рсшениям до общего обсуждения, то в групповом решения обнаруживается выраженный сдвиг в сторону риска. С другой сто-роны, если большинство членов группы склонялось к более остро-жному решению до общего обсуждения. то групповое решение будет отражать еще более острожную позицию.

Сексизм

Предрассудок по отношению к другим людям. основанный на по-ловых признаках. Человек имеет жесткие установки (отиошеиия) или убеждения о представителях противоположного пола, оправдываю-щие его предрассудок. В более общем смысле термин обозначает дискршшиацию представителей одного пола представителями дру-гого пола (в области образования, профессиональной сфере и т. д. ). Хотя все это применимо к любому полу, термин обычно использует-ся в смысле мужской дискриминации по отношению к женщинам.

Селективная оптимизация

Предположение о том, что пожилые люди стараются поддержп-вать свои интеллектуальные способности. сосредоточивая свои ре-сурсы на тех вещах, которые у: них по-прежнему хорошо получаются.

Селективное внимание

См. Вшшаиие.

Селективное скрещивание

Методика спаривания животных для получения потомства с особыми генетическими характеристиками.

Семантическая память

См. Эпизодическая пстять.

Семантический дифференциал

Иногда называемый «семантическим дифференциалом Осгу-да», по имени его изобретателя Чарльза Осгуда, это метод оценки

с

смысла отдельных понятий для участиыков эксперимента. Участ-■ ики оцснивают смысл каждого слова по ряду противоположных Ьрамстров, таких как «слабость-сила». «грязный-чистый» и т. д. Хаким образом можно выяснить отношение человека к отдельным объектам на разных уровнях (скажем. позитивное или негативное).

Сензитивные периоды

Термин описывает периоды развития, в которые развивающий-ся организм бывает особснно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптималь-ных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно ска-заться на психическом развитии, так же как и очень позднее нача-ло. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязшіности, овладение языковыми навыка-ми и т. д.

Сенсибилизация

Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. Обычно сопровождается одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптпции. При использо-вании в качестве объяснения феномена паучения у животных, тер-мин обозначает усиление реакции на часто повторяющиеся и важ-ные стимулы — например, нападение хищников. Если лиса напа-дает на выводок цыплят и уносит одного среди общей суеты, то другие цыплята становятся более алертными и осторожными, тем самым повышая свои шансы на выживание, если лиса появится снова.

Сенсорный дефект

Изъян или врожденный недостаток одного из главных органов чувств — например, зрения или слуха. Можно сказать, что слепые или люди с частичной потерей зрения имеют сенсорный дефект. В таких случаях положение человека часто оказывается вдвойне не-выгодным: он страдает от самого изъяна и от негативного отно-шения к себе со стороны окружающих. В наши дни чаще использу-ются термины «инвалидность» или «функциональное нарушение».

Сенсорный нерв

См. Афферентный нейрон.

19*

с

Серийная обработка

Вид обработки информашш. когда данные обрабатываются поэтапно. Большая часть информации, которая проходит через со-знание, обрабатывается именноі таким образом.

Серийное объединение

Способность ребснка к поншманиго пространствснно-времепных связей. Так. ребенок может упорядочить объскты по длине. высотс или сотласно очередности их появления. Создание личной временной линии («что случилось со мной и когда это случилось») является од-ним из первых шагов ребенка в; усвоении концепции исторического развития. Серийное объединение также помогает ребенку решать проблемы, связанные с логическими умозаключения. К примеру, если предлагается установить связь ме; жду двумя палочками разного раз-мера (скрытыми от наблюдения), ребенок может воспользоваться третьей палочкой, промежуточного размера по отношению к первым двум. Если ребенку говорят, что піалочка А длиннее палочки Б, кото-рая, в свою очередь, длиннее лалючки В, то это значит, палочка А должна быть длиннее В. Чтобы ре; шить подобную проблему, ребенок должен сохранять в памяти всю ишформацию о связях между А, Б и В, чтобы логическим путем вывести заключение о связи между А и В. Жан Пиаже утверждал, что рейенок не может этого сделать, пока не достигнет операционной стадиш интеллектуального развития.

Серия

Помимо общеупотребительнстго значения (ряд объектов или событий), в психологии этот тер. мин (зеі) обозначает любую тен-денцию к проявлению специфич< еской реакции. Такие установки следует отличать от осознанных у/становок (аігішсіе), выражающих наше отиошение к объектам и соібытиям:

• Перцептуальная установка: склонность воспринимать объекты определенным обр; азом. Пища неизменно выглядит более привлекательной, ког; да мы голодны.

• Двигательная установка: ск: лонность выполнять определен-ное действие так же, как раньше, несмотря на осознанное на-мерение изменить его.

• Функциональная установк: а: склонность рассматривать объекты и пользоваться ими только одним способом (см. Фуикционалышя фиксация).

с

Хотя эти эффекты ограничивают разнообразие наших реакций Бо вссх вышеперсчисленных примерах, их воздействие обычно бы-вает врсменным, несмотря на тенденцию к повторному проявле-Іцю.

Серотонин

Нейротрсшсмиттер, который обычно оказывает тормозящий эффект на центральную нервную систему. Играет определенную роль в регулировке поведения (релаксация) и сдерживании агрес-сии. Такис препараты, как ЛСД, подавляющие дсйствие серотони-на чсрсз блокировку рецспторных зон. могут привести к длитсль-ным периодам сна и даже к галлюцинациям в бодрствующем со-стоянии. Серотонин входит в состав многих антидепрессаптов.

Сетчатка

Внутренняя свсточувствительная оболочка глаза. Состоит из зрительных рецепторов в виде пачочек и колбочек. Преобразует световое раздражение в нервное возбуждение и осуществляет пер-вичную обработку зрительных сигналов.

Сигнал тревоги

Способ звуковой коммуникации, используемый животными для оповещения других членов группы о появлении хищника. Животное, подающее сигнал тревоги. привлекает внимание к себе и подвергается большей опасности. Такое поведение благотворно для вида в целом. так как отвлекает хищника или заставляет его отказаться от нападения (см. Родствеииый отбор).

Сигнализация

Любое поведение, с помощью которого одно животное воз-действует на органы чувств другого животного таким образом, чтобы изменить поведение этого животного. При этом считается, что между двумя животными происходит нечто вроде общения. Существует два основных взгляда на природу общения между животными:

1. Сигналы позволяют животному-«отправителю» манипули-ровать поведением животного-«адресата». Это дает отпра-вителю эволюционные преимущсства. К примеру, животное может посылать ложные сигналы, либо заманивая добычу,

либо позволяя другим животгным скрыться от хищников (см. Мимикрия). 2. И «отправитель». и «адресатх» получают выгоду от участия в общении. Силы отбора воздеействуют на обоих животных и, возможно, подталкивают ихс в одном направлении, т. е. к развитиго эффективной сигшальной систсмы. «Чсстнос» об-щение имеет жизненно важноэ значение при ухаживании, вза-имодействии между родителяями и потомством и т. д.

Существует несколько сенсорньмх каналов. по которым сигнал передается от одного животного к: другому. К ним относятся:

1. Зрение. К примеру, окраска, гпоза или плюмаж животного яв-ляются аспектами визуальной демонстрации, которую мож-но использовать для передачш информации, связанной с уха-живанием, угрозой или готовзностью к спариванию. Визуаль-ные демонстрации гораздо бэолее эффективны на открытоіі местности и при свете дня, а не в темноте.

2. Звук может использоваться для подачи сигналов тревоги, призывов о помощи или в бррачный период для оповещения о готовности к спариванию.. Звук имеет преимущества, так как передается на большие раасстояния, через плотную расти-тельность и может быть усльмшан в темноте. Звук лучше пе-редается по воде, чем по возздуху, а низкочастотные вибра-ции могут распространяться на очень болыхше расстояния. Существуют многочисленныее доказательства обмена сигна-лами между горбатыми китаіми с помощью инфразвука.

3. Феромоны — химические сиггнальные вещества, выделяемые одним животным и воспришимаемые рецепторами другого животного, чье поведение иззменяется соответствующим об-разом. Наряду с эффективныш действием в темноте и плот-ных зарослях, феромоны имееют дополнительное преимуще-ство, так как запах сохраняеется достаточно долго. Многие животные помечают гранишы своей территории или обща-ются с потенциальными партгнерами для спаривания с помо-щью феромонов.

Сила принуждения

Власть, приобретаемая человексом над другими людьми благо-даря возможности наказывать их зга неповиновение. Эта разновид-

с

ность социального воздействия проявляется в любом поведении, обусловленном угрозой наказания. См. также Соцыачыюе влияние.

Симбиоз

Л штельныс отношения между двумя животными, обычно при-носяшпс пользу обеим сторонам. Характерным примером симбио-за является поведение губана-чистильшика и более крупных хищ-ных рыб, обитающих в коралловых рпфах. Чистильщик вычищает паразитов с чешуи крупной рыбы, которая, в свою очередь. не пытается нападать на него. Отношения выгодны для обоих видов: чистильщик получает пищу, а более крупная рыба избавлястся от паразитов, которые в противном случае могли бы причинить ей значительный ущерб. Однако следует заметить, что симбиотичные отношения не считаются взаимовыгодными (см. Взаимиый сілътру-изм): каждое животное вырабатывает схему поведения, выгодную исключительно для себя.

Симпатическая нервная система

См. Автономная нервная система.

Симптом

В широком смысле — некое событие или внешний признак, указывающий на существование определенного расстройства.

Симультанное (одновременное) формирование условных рефлексов

Процедура, используемая при классическом формырованыи ус-ловных рефлексов, когда безусловный (БС) и условный (УС) стиму-лы представляются одновременно. В обычной последовательности безусловный стимул предшествует условному.

Синапс

Промежуток между окончанием аксона одного нейроиа и депд-рытом другого нейрона. Иногда называется еще синаптическим промежутком или синаптическим зазором.

Синаптическая трансмиссия

Процесс, с помощыо которого нервный импульс проходит через синаптический зазор от одного иейрона (предсинаптического) к дру-гому нейрону (постсинаптическому). Когда потеіщысш действыя (не-

с

рвный импульс) достигает окончанияя одного нейрона, он открывает микроскопические капсулы (синаштические везикулы), выделяющие вешествь-нейротраисмиттеры. ЭЭти вещества преодолевают си-наптический зазор и достигают деидррита следующего нейрона, где захватываются специальными рецепт< горными зонами. В зависимости от активации рецепторных зон этсо может привести к возбуждению или торможению соседнего нейррона. Чрезмерное возбуждение приводит к «сгоранию» нервной клеттки, поэтому тормозящие импульсы имеют жизненно важное значиение. Вероятность «сгорания» принимающего нейрона обусловлена л количеством стимулируемых рецепторов, которое, в свою очередь.,, зависит от частоты и интенсивности поступающих нервных импуульсов.

Синдром Дауна

Хромосомная аномалия, ведущая к< умственной отсталости. Согласно оценкам, один из каждой тысяячи детей рождается с разновидностью синдрома Дауна, хотя у жкенщин, рожающих после 45 лет, это значение может возрасти до оддного из сорока. При наиболее распространенной разновидностей синдрома Дауна ребенок рождается с одной лишней хромосомсой в 21-й паре. Большинство детей, страдающих синдромом Даунаа, имеют коэффициент умственного развития между 35 и 55 едшницами.

с

Синдром Корсакова

Разновидность амнезии, обычно проявляющаяся у хронических алкоголиков. Пациент утрачивает воспоминания о недавних событиях, однако память о более ранних событиях остается нетронутой. Синдром Корсакова служил одним из основных доказательстве разделения памяти на кратковременную и долгосрочную (см. Модель памяти Апжипсона-Шиффрина).

Синдром ложной памяти

См. Восстановленные воспоминания.

Система ключевых слов

Способ улучшения эффективности памяти через ассоциацию запоминаемых вещей с «ключами» (например, с разными местами, как в методе фокусировки). Чаще используется ассоциация каждого порядкового пункта с ключевым словом, подобранным в рифму. Еще один способ повышения организационной эффективности — предложения, где ключом к запоминаемому перечню служат начальные буквы слов, образующих предложение (например, для запоминания цветов спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Система коммуникаций

Система коммуникаций, которая может быть физической или организационной, определяет структуру общения в пределах группы. К примеру, в системе «колеса» все члены на периферии группы должны общаться через центральную личность, а в «многоканальной» системе каждый член группы может обращаться к любому другому члену, не посылая свое сообщение через посредника.

Некоторые схемы коммуникации

с

Систематическая десенсшбилизация

Разновидность терапии поведеииия, направленная на уменьше-ние чувства тревоги, испытываемоее человеком в присутствии пуга-ющего объекта. В соответствии с процедурой, пациента сначала учат расслабляться (см. Методики / релаксации), а затем постепенно подвергают воздействию пугающсйй ситуации. Идея заключается в том. что релаксация подавляет троевогу, возникающую в присут-ствии пугающего объскта. Пациентт сначала мысленно представля-ет этот объект, а затем учится дейсствовать в реальных ситуациях, ранее вызывавших бесконтрольнуіш тревогу.

Системное различение

Процесс визуального восприятияя, позволяющий нам различать двухмерные стішулы (например, сглова на этой странице) и трех-мерные стимулы (окружающие оббъекты). Было выдвинуто нс-сколько тсорий, объясняющих мехаанизм этого различения:

• Шаблонная теория: поступакющие стимулы сравниваются с готовыми образами (шаблоннами), хранящимися в памяти. Стимул распознается при блиизкой степени совпадения.

• Теория прототипов: поступавющие стимулы сравниваются с «типичными» образами этогсо класса стимулов. К примеру, если нас просят представить. дом, большинство европейцев обнаружит, что у них имеютсяя сходные представления о том. как должен выглядеть дом. Вйсе, что соответствует этому об-разу — т. е. обладает сходньшми чертами, — будет опознано как дом.

Ситуационная атрибуция

Атрибуция собственного или чуяжого поведеиыя к внешним фак-торам, не находящимся под прямымѵ і контролем человека. Мы про-изводим ситуационную атрибуцию,, когда приходим к выводу, что данное поведение было вызвано, ннапример, сложностыо задачи, случайными факторами (удача илки неудача) либо другими вне-шними воздействиями (см. также Хіарактериая атрибуция).

Скиннер, Б. (1904—1990)

Американский психолог, автор ьконцепции «оперантного бихе-виоризма», одним из центральных шонятий которой является «опе-рантное обусловливание». Это пошятие обозначает особый путь

с

образования условных рефлексов, заключаюшийся в подкретеі ши спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не апимула (в отли-чие от «классического» павловского пути). Известен благодаря своим работам о вырабитке ипструмепталыіых (операітѵ іых) ус-ловиых рефлексов, а также созданию оригинальных эксперимен-тальных методик. в частности «камер Скишіера».

Слабоумие

Расстройство, характеризуемое серьезным ухудшением ум-ственных способностсй. особенно потсрсй памяти, наряду с по-вреждением по меныией мере одной когииппівиоГі функции. Чело-век, страдающий слабоумием, утрачивает знания об окружающем мире и даже о самом себе. Существуют различные виды слабоу-мия, но в первом приближении их можно подразделить на корти-кальные и субкортикальные.

• Кортикальное слабоумие: на фоне общего расстройства па-мяти больные испытывают афазию, изменение личиости и прогрессирующее ухудшение ряда прикладных способнос-тей. Среди разновидностей кортикального слабоумия наи-более известна болезнь Альцгеймера.

• Субкортикальное слабоумие: нарушение памяти выражается в неспособности пользоваться информацией долговременно-го хранения. Афазии обычно не бывает, но наблюдается рас-пад личности. Примером служит болезнь Хантингтона — постепенное вырождение сознания, эмоций и двигательных способностей.

Другие виды слабоумия ассоциируются со СПИДом, менинги-том, наркоманией и запущенными случаями сифилиса. Лечение сла-боумия представляет серьезную проблему. поскольку оно затраги-вает ряд областей головного мозга и требует применения различ-ных нейрохимических препаратов. Для установления диагноза не-обходимо иметь полную историю болезни пациента (например, факты злоупотребления алкоголем или случаи заболевания болез-ныо Альцгеймера в семье), а также проверить наличие специфичес-ких когнитивных дефектов. Применение компыотерной томогра-фии позволяет выявить физические причины слабоумия, такие как повреждение тканей головного мозга. Основным средством терапии слабоумия являются лекарственные препараты, воздействующие на

с

і іейротраі ісмиттеры, которые играют нентральную роль в разви-тии этого расстройства. В послсдние годы были предприняты по-пытки создания химических препаратов. стимулирующих развп-тис нсйронных связей. для замещения разрушенных цспочек.

След памяти

Биологическое отображсние событпя в памяти. Считастся. что след памяти имеет биохимическую природу, хотя точное местона-хождение конкретных воспоминаний еще нс установлено.

Слуховая (аудиальная) система

Сенсорная система, связанная со слухом. При слуховом воспри-ятии происходит трансформация звуковых вибраций в субъектив-ное ощущение громкости, тембра и тональности в слуховой зоне коры головпого мозга.

Случайная выборка

См. Выборка.

Смещение (замещение)

В психологии термин имеет два основных значения, хотя идея в широком смысле остается неизменной:

• Если одна цель заблокирована, организм может сместить энсргию своей реакции на другое поведение. Самец птицы, потерпевший поражение в споре за самку, может неожидан-но начать прихорашиваться или склевывать пищу.

• В психоанализе «смещение» означает перенос подавленных желаний или импульсов на другого человека или объект. К примеру, получив выговор от шефа, мы можем выместить гнев на менее опасном объекте — например, накричать на детей или хлопнуть дверью.

Сновидения

Визуальный образный ряд, генерируемый человеческим сознани-ем во врсмя фазы сиа с быстрьш движеиием гчаз. Исследования по-казывают, что люди, разбужснные во время фазы быстрого сна, обычно сообщают о том, что видели сон. Сновидсния происходят и во время фазы медленного сна, хотя не так регулярно. Точная фун-кция и природа сновидений является предметом одной из старей-

----------------------------------------------------2

ших дискуссий в психологаи. Фрейд утвсрждал, что сновидения яв-; ' ляются разновидностыо воображаемого испо. чііеиия эіселаіпій: то. что нсдоступно сознатсльному разуму. можно осуществить в подсозна-тельном мире сновидений. Когпитывиые объяснения природы сно-видений выглядят далеко нс так волнуюше; согласно этнм объясне-ниям. сновидсния представляют собой нечто вроде мысленной «си-стсмы подшивки и хранения докумснтов». Во время сна наш мозг продолжает обрабатывать результаты днсвной деятельности, а сно-видения попросту отражают бессознательные попытки найти некий порядок в хаотическом когнитивном мире образов вчерашнего дня.

Совесть

Ряд моральных принципов. которыми мы руководствуемся, ког-да принимаем решсния о правильном и неправильном. Согласно те-ории Фрейда, совесть — это та часть Супер-Эго, которая является интернализировшшой абстракцией родительского контроля, нака-зывающсй ошибочное поведение чувством вины или стыда.

Совместное научение

См. Выготский, Л.

Совпадающая валидность

См. Валидностъ.

Согласие

Этическое трсбование, в соответствии с которым все участники эксперимепта или пациенты должны быть согласны с предстоящи-ми процедурами. В контексте экспериментальных исследований это подразумевает также, что участішки могут выйти из экспери-мента в любое время, не испытывая давления со стороны экспери-ментатора. Ключевой вопрос в этом отношении состоит в том, обладают ли участники или пациенты достаточной информацией о процедурах и хорошо ли они понимают эту информацию, когда дают свое согласие.

ІМы должны исходить из предпосылки, что если кто-то добро-волыю вызвался участвовать в эксперименте, то он имеет ясное представление о том, что с ним может произойти. Но к сожале-нию, так бывает далско не всегда. Некоторые исследования пока-зывают, что лишь около одной трети участников, добровольно со-гласившихся на эксперимент, действительно понимают, в чем они

с

участвуют. Если распространить этти исследования на терапию в целом, картина осведомлеппого согмасия становится еще болес уд-ручающей. Неспособность полностгыо осознать природу и послсд-ствия лечения может быть обуслонзлена рядом различных факто-ров. К ним относится неспособнос: ть папиента производить взве-шенные суждения о возможных вьэігодах и издержках предлагае-мой терапии, а также тот факт. чіто для полной эффективности некоторых методов всс их аспекты іне могут быть заранее объясне-ны пациенту. Терапевт должен пошдерживать равновесие между сообщением необходимой информаации о методе лсчения и созда-нием соответствующих условий дляі эффективного лечсния.

Сознание

В самом обшем смысле термин озбозначает состояние осознания, которое ощущается или испытываетгся человеком, однако остается скрытым от других людей. Термиш используется более специали-зированным образом в различных теориях:

• В когнытивной психологии ссознание интерпретируется как форма внимания.

• В теории психоапализа Зигмуніда Фрейда сознание рассматри-вается как тот уровень, на ко^тором действует Эго — рацио-нальная, принимающая решсения часть нашего разума. С другой стороны, бессознаниез является той частыо разума, где содержится информация, которую мы не осознаем. Од-нако мы можем изменить стаітус этой информации, направ-ляя на нее свое внимание, то еесть вводя ее в круг осознанно-го восприятия. Бессознательшый разум содержит материал, доступ к которому сопряжен: со значительными трудностя-ми, если вообще возможен. (Отчасти это обусловлено тем, что информация была вытесшена в область бессознательно-го, поэтому мы стремимся удсержать ее там.

Важной функцией сознания явліяется наблюдение за собой и своим окружением, а также отделегние значимой информации от информации, не имеющей значенияя в данный момент. Благодаря информации, собранной в процессе; наблюдения, мы можем зани-маться сознательным планированжем своей деятельности. Таким образом, сознание играет первостегаенную роль во взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.

с

Созревание

Процесс жизненного развития организма, обеспечивающий пе-реход к зрелости. В этом смысле термин используется большин-ством психологов, однако имеются более тонкие различия смысло-вых оттенков:

• Созревание можно рассматривать как чисто биологическое развитие вроэісденных тенденций, без содействия окружаю-щей среды. В качестве примера можно привести обучение ходьбе.

• Окружаюшая среда играет роль «спускового крючка» для врожденных тенденций и также определяет направление раз-вития. В качестве примера можно привести человеческую речь. Мы должны слышать речь, прежде чем научимся вос-производить ее; речь, которую мы слышим, определяет язык, на котором мы говорим.

Соматические методы терапии

Широкий подход к терапии пснхических расстройств с ис-пользованием физиологических методик и медицинских препара-тов. Соматический (или биологический) подход к терапии связан с биологической моделыо сшормсілъности. К примеру, если установ-лено, что причиной расстройства является избыток или недоста-ток конкретного химического соединения, то имеет смысл вос-становить нарушенное равновесие с помощью лекарственных средств. Лечеиие медиципскими препаратами является самым рас-пространенным примером соматического подхода; электрошоко-вая терстия также с успехом применялась в случаях сильной деп-рессии. Однако убежденность в биологических причинах того или иного расстройства не обязательно требует соматических методов терапии. Вместо этого можно применять психологичес-кие методы или сочетать их с употреблением медицинских препа-ратов.

Соматотип

Буквально означающий «тип телосложения», этот термин чаще всего использовался в контексте устаревшей конституцион-ной теории, в которой телосложение человека и тип личности связывались с предрасположенностью к психическим заболеваии-ям.

с

Соответствие

Степень согласованности или гаірмонии двух объектов или по-нятий. В качестве примера можно привести совпаденис взглядов между двумя людьми или генетичеаское сходство двух организмов. При экспериментальном изученши соответствий набираются люди, обладаюшие известным генетгическим сходством (например, однояйцевые близнецы, отец-сын, дівоюродные братья и т. д. ), и проводятся тссты на сходство в других областях, таких как лич-ѵ юстъ или интеллект. Таким обржзом, исследователь получает представлсние о генстическом воздеействии на эти области.

Соперничество за ресурсіы

Термин обозначает один из вывюдов, сделанных из дарвиновс-кой теории естественного отбора. Дарвин полагал, что все виды обладают потенциалом производитгь гораздо больше потомства, чем это нсобходимо для выживаниія, однако размер популяции со врсменем остается более или менеге стабильным. Учитывая, что ресурсы (такие как пища, брачные гаартнеры или места для гнездо-вья) ограничены, он считал, что жиівотные должны соперничать за доступ к этим ресурсам. Те животгаые, которые добиваются наи-больших успехов в борьбе за ресурс; ы, находятся в более выгодных условиях для воспроизводства, чем другие представители данного вида.

Соперничество между потгомками

Распространенное убеждение о шеизбежном соперничестве меж-ду детьми за чувства и внимание родителей. Происходит из теории психоанашза, согласно которой каждый ребенок стремится моно-полизировать материнскую любовіь. В результате исследований было установлено, что первенцы ча< сто ревнуют к младшим детям, но эта ревность обычно ослабеваетг к концу первого года жизни младшего ребенка.

Соперничество через заіщиту ресурсов

Термин обозначает вид соперничіества за ресурсы, при котором животные не имеют возможности віыбирать охотничьи угодья или пастбища, но вынуждены занимать наилучшую доступную терри-торию. Если сначала животные моігут выбирать между угодьями хорошего и плохого качества (в терминах доступности ресурсов), то они выберут лучшие условия. Заіщищая эту территорию от дру-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...