Развитие. Различеніие стимула. Различительный стимул. Разнояйцевые близнецы
Развитие В наиболее общем смысле (в психологии) — последователь-ность событий и изменений, происходящих в течение жизненного срока. Разделенное внимание См. Внимсшие. р Различеніие стимула Аспект кпаастеского формыровшшя условных рефлексов, когда организм реагшрует на один спишул, утрачивая склонность реаги-ровать на сходщые стимулы. Иными словами, организм проводит различение между значительными и незначительными стимулами. продолжая реаігировать на первые и оставляя последние без вни-мания. Различежие наступает при условии тормоэісеиия генерали-зованных стим; улов: они больше не сигнализируют о наступлении важного событгия. С другой стороны, первоначальный условный стимул время оіт времени ассоциируется с безусловным стимулом и поэтому не подівергается торможению. К примеру, собака часто настораживает уши, когда слышит характерный звук двигателя подъезжающегсо автомобиля, так как вскоре после этого появляет-ся ее хозяин. Зівуки, издаваемые другими автомобилями, оставля-ются без внимашия, когда собака начинает различать автомобиль хозяина. Различительный стимул Аспект выработки инструменталыіых (оперантных) условных рефлексов, когдіа организм получает подкрепление за реакцию при наличии особоіго стимула. К примеру, голубь может научиться клевать зеленыій диск и избегать дисков другого цвета. Для этого экспериментатоэру следует подкреплять первую реакцию, а все ос-тальные оставліять без внимания. Разнояйцевые близнецы Термин описывает близнецов, развившихся из разных яйцекле-ток. Это означгает, что были оплодотворены две зиготы, или яй-цеклетки, в отлшчие от однояйцевых близнецов, когда одна оплодот-воренная делитсся на две идентичные части.
Разум Одно из саміых трудных для определения, понятие разума имеет несколько значвений в психологии. С идеалистической точки зре-ния, разум явліяется эфемерной (нефизической) сущностью по сравнению с тгелом, которое представляет собой физическую структуру. В нагши дни термин используется в более конкретном смысле — напріимер, для обозначения совокупности сознательных процессов (восщриятия, внимания или интеллектуальной деятельно-сти). В данном контексте понимание принципов деятельности ра- р зума имеет важное значение для объяснения наблюдаемого пове-дения. Рандомизация Способ уменьшения эффекта последователыюсти. Порядок за-дач, выполняемых участниками эксперимента, определяется слу-чайным выбором. Ранжирование Составление списка результатов по порядку, от первого до пос-леднего. Например:
Расизм Дискриминация людей по расовому признаку. Расширенные определения расизма меняются в зависимости от намерения иссле-дователей, но попадают в две основные категории: • Социоэкономические определения: расизм рассматривается как «культурно санкционированная, рациональная реакция на соперничество за скудные ресурсы». Поскольку многие белые люди занимают более высокое общественное положе-ние, чем темнокожие, они получают более широкий доступ к общественным благам и ресурсам. • Идеологические определения: разделение людей на «расо-вые» категории и соответствующая атрибуция неизменных характеристик для всех представителей данной категории — например, «все белые люди... », «все афро-американцы... », «все азиаты... ». Распространение неизменных характеристик на всех представителей отдельной расы само по себе не явля-ется расизмом, но при этом подразумевается, что одна раса каким-то образом обладает большими достоинствами, чем все остальные.
р Распределение Графическое изображение частоты встречаемости определен-ных результатов. Распределение можно изобразить различными способами, включая графики и гистогралшы Распределенное научение См. Концентрированное иаучение. Распыление ответственности Тенденция. в соответствии с которой наблюдатель менее скло-нен оказывать помощь в присутствии других людей, чем если бы он находился в одиночестве. В таких случаях ответственность за возможные действия разделяется (или распыляется) между всеми присутствующими наблюдателями. Из-за присутствия посторон-них каждый человек чувствует меныне личной ответственности за происходящее и, следовательно, меныне готов помочь ближнему в чрезвычайной ситуации. См. также Поведение постороинего. Расслоенная выборка См. Выборка. Расстройства личности Стойкие и неизменные схемы мышления или поведения. Хотя то же самое можно сказать о характеристиках, образующих личностъ, термин «расстройство личности» применяется в тех случаях, когда схемы мышления и поведения существенно отклоняются от обще-принятых социальных норм. К примеру, всем нам свойственно иног-да подозревать других людей, но если мы с подозрением и недове-рием относимся к каждому человеку, то это может указывать на расстройство личности. Такие расстройства могут иметь крайне тяжелые последствия как для самого человека, так и для членов его семьи и окружения. По классификации ВЗМ-ІѴ насчитывается десять отдельных расстройств личности, собранных в три группы: • Группа А — непредсказуемые или эксцентричные виды по-ведения, такие как параиоидальиое расстройство личности (люди, высказывающие глубокое недоверие и подозрение к окружающим). • Группа Б — чрезмерная эмоциональность или агрессив-ность, например антиобщественная личностъ (люди, выка- р зывающие открытое пренебрежение в правам и чувствам других людей). • Группа В — расстройства, характеризующиеся интенсивным страхом или тревожным состоянием, например зависшюсти (стремление во всем полагаться на других и неспособность принять даже незначитсльные решения самостоятелыю).
Эта диагностическая классификация имеет свои недостатки. Одна из главных проблем заключается в том, что диагноз в боль-шей степени опирается на умозаключения терапевта, а не на фак-тическое поведение пациента. Трудно также оценить, когда незна-чительные отклонения от нормальных схем поведения переходят в расстройство личности. Расстройства настроения Общий термин для всех психических расстройств, влияющих на эмоциональное состояние человека. По классификации ОБМ-ІѴ существуют две главные категории расстройств настроения: депрес-сивиые и биполяриые расстройства. Расстройства поведения Диагностическая классификация для ряда различных рас-стройств (таких как деструктивное поведение или клептомания), проявляемых часто и со значительной интенсивностью. Так, хотя склонность время от времени лгать собеседнику может быть достой-на осуждения, это не указывает на стойкое расстройство поведения, в отличие от постоянной и часто злонамеренной лжи. Существуют также некоторые свидетельства генетической природы расстройств поведения, хотя многочисленные исследования показывают, что неблагоприятные семейные обстоятельства и конфликты между ро-дителями наиболее сильно влияют на их развитие. Расстройства по-ведения чаще всего наблюдаются у детей и подростков; в зрелом возрасте они могут привести к аитиобществеііному поведеиию. Расстройство мышления Общий термин, обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомами псыхического рас-стройства. К примеру, расстройство мышления является симпто-мом шизофрении, при которой оно выражается через бессвязные мысли и высказывания. 18 1066 р Расширение заданного объема понятия Термин относитгся к тем случаям, когда слово используется для обозначения собъектов или ситуаций, выходящих за рамки его обычного истользования. К примеру, маленький ребенок может называть «хпапами» всех мужчин определенного возрас-та.
Расщеплениее личности (множественная личность) Состояние, приі котором человек чувствует себя разделенным на две или несколіько отдельных личностей. Одна личность мо-жет не знать о су/ществовании другой; в крайних случаях они могут соперничатьь или взаимно подавлять друг друга. Это срав-нительно новый фееномен, почти неизвестный в Великобритании. Его предполагаемюе существование породило массу довольно странных нравствеенных и юридических конфликтов. Некоторые убийцы в США зааявляли, что преступление было совершено их аііег е§о (другой лшчностью), и, следовательно, оии не могут не-сти ответственностгь за случившееся. Феномен расщепления лич-ности вскоре сталі тесно ассоциироваться со все возрастающим количеством сообпцений о насилии над детьми. Во время сеансов психотерапии мноэгие люди сообщали о случаях насилия над ними, которые нег были подтверждены объективными доказа-тельствами. Это щривело к обвинениям, что подобные воспоми-нания были неумьышленно заложены в сознание уязвимых паци-ентов самими тераапевтами (см. Восстановлеиные воспомипания). Новые открытия, дискредитировали широко распространенное мнение о массовош насилии над детьми, а вместе с ним и идею расщепления личнюсти как особого патологического состояния. Некоторые циникии утверждали, что расщепление личности явля-ется скорее изобрегтением психоаналитиков, чем настоящим пси-хическим расстрошством. Рационализазция Один из защигтных механизмов по теории Фрейда: попытка объяснить наше поэведение самим себе и другим, пользуясь рацио-нальными и социаільно приемлемыми способами. К примеру, мы можем скрывать дгетскую привычку есть из особой тарелки или пить только из своэей чашки за объяснением вроде «я не хочу на-глотаться чужих міикробов». р Рационально-эмотивная терапия Вид когпитивиой тератш, основанный на теории о том, что многие стойкие эмоциональные реакции возникают в результате беспочвенных убеждений, внушаемых человеком самому себе. К примеру, человек может убедить себя в том. что он бездарен, или в том, что его никто не любит. Широко распространенное иррацио-нальное убеждение заключается в том, что мы должны быть ком-петентными в любом деле. Оценивая свои дсйствия по этому прин-ципу. мы часто сталкиваемся с неудачами и разочарованиями. При проведении рационально-эмотивной терапии психолог выяв-ляет беспочвенные убеждения и поощряет пациента рассуждать о них в более уравновешенной манере. Основные этапы терапии: • Пациента поощряют к рациональному изучению его убежде-ний. • Терапевт убеждает пациента изменить свой образ мыслей и принять более здравый взгляд на мир.
• Новый образ мыслей должен сделаться частью повседневной жизни пациента. Пациентам часто задают «домашние задания»; выполняя их, они должны испытать на практике новые, конструктивные процес-сы мышления. Реактивность Изменения в поведении людей, знающих о том, что за ними на-блюдают. Термин описывает тот факт, что участпик эксперимента реагирует на присутствие наблюдателя и изменяет свое поведение разными способами (манерность, предчувствие оцаіки, сосредото-ченность и т. д. ). Реакция Термин, который используется в психологии очень широко, но по большей мере в техническом смысле, т. е. как реакция организ-ма на присутствие некоторых стимулов. Регрессия Один из защитиых механизмов, по теории Фрейда, когда чело-век пытается избежать тревожной ситуации, возвращаясь к более ранним схемам поведения, обычно усвоенным в детстве. 18*
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|