Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевой конфликт. Романтическая любовь. Рукотворная среда




Ролевой конфликт

Ситуация, при которой человеж играет две роли одновременно. причем ожидания, связанные с этшми ролями, несовместимы друг с другом. К примеру, в этическо. м кодексе Американской психо-логической ассоциации практикующим психотерапевтам воспре-щается вступать в двойственные отношения со своими клиентами (т. е. одновременно принимать пірофессиональное и личное учас-тие в их жизни). Ожидания, связашные с этими двумя ролями, счи-таются несовместимыми.

Роль

Социальная функция личностиі; способ поведения, соответству-ющий общепринятым нормам в з; ависимости от социального ста-туса и межличностных отношенийі, подразумевающий наличие оп-ределенных прав и обязанностеш, связанных с общественными ожиданиями. К примеру, человек может играть роль отца, учите-ля, друга или доверенного лица. Жаждая из этих ролей связана со сложившимися представлениями о ней. Иногда роли определяют-ся характером взаимоотношений (врач-пациент, учитель-ученик). а иногда распределяются по догожоренности между участвующи-ми сторонами (лидер-последоватешь, муж-жена).

Романтическая любовь

Вид межличностиой аттракщии, характеризуемый сильным влечением и мощными эмоциямш. Обычно противопоставляется партнерской любви — чувству негжности и привязанности, кото-рое мы испытываем по отношенико к людям, чья жизнь тесно пере-плетается с нашей. Романтическая любовь обычно более мимолет-на, в то время как партнерская ліюбовь может возникнуть на ее основе и является более продолжгательной.

Рукотворная среда

Термин обозначает перцептуашьный мир, в котором растут дети, родившиеся в индустриальноэм обществе. Мы окружены зда-ниями и другими структурами, сюзданными в основном руками человека (отсюда слово «рукотво]рный»), и это определяет опыт

р

нашсго восприятия с момента рождения. В большинстве рукотвор-ных структур используются углы и прямые линии, и мы постепен-но привыкаем к такому восприятию мира. Исследователи челове-ческого восприятия пользуются этим фактом в качестве возможно-го объяснения нашей подверженности различным перцептуаль-ным иллюзііям, которых не испытывают люди, живушие в естественной обстановке.

с

Самоактуализация

Термин имеет два главных значеншя. Во-первых, сго можно ис-пользовать в контексте мотиваиии, т. \ е. как мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей. Во вторых, это завершающая стадия развития соигласно теории личности Аб-рахама Маслоу. Когда человек удовзлетворяет все основные по-требности (физиологические, потребшость в безопасности и т. д. ), он может подняться на более высокийі уровень осознания. На этом уровне он стоит над проблемами окруужающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуалшзации, принимают себя вме-сте со своими недостатками и ограншчениями и испытывают по-требность к творчеству во всех аспектгах своей жизни.

Самооценка

Наше мнение о себе. Оценивая свеои способности, дети могут придерживаться высокого или низкогго мнения о себе, в зависимо-сти от собственного успеха и оценок окружающих людей. В ран-нем детстве ребенок судит о себе по чтетырем главным критериям:

1. Когнитивная компетентность: сспособность решать пробле-мы и достигать поставленных вделей.

2. Социальная компетентность: сгаособность поддерживать от-ношения с другими людьми.

3. Физическая компетентность: «чтго я умею (или не умею) де-лать» — бегать, играть в футбои и т. д.

4. Кодекс поведения: «хороший лиі я мальчик (девочка)»?

С возрастом критерии самооценки с: тановятся более дифференци-рованными по мере формирования преддставлений о нашей привлека-гельности в глазах противоположного > пола, о чувстве юмора, про-фессиональной пригодности и т. д. В неекоторых теориях самооценка рассматривается как результат совожупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. ] Поскольку некоторые облас-

с

ти представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ло-жатся мнения и суждения других людей (см. Зеркстыюе «Я»).

Сбывающееся (самореализующееся) пророчество

Убежденность в том, что события часто происходят в соответ-ствии с нашими предсказаниями. Так, если сообщить студенту, что он провалится на экзаменах, он может настроить себя соответству-ющим образом, поверить в неизбежность провала, махнуть рукой на подготовку и в конце концов действительно потерпит неудачу, исполнив пророчество.

«Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне, что я безнадежен»

Отсутствие должной подготовки и знакомства с предметом

«Я провалился на экзамене»

 

«Они были правы, я безнадежен»

Сбывающееся пророчество в действии

Свободная ассоциация

Термин психоаистиза, используемый для описания связи между психическими явлениями, которая может дать представление о под-сознательиом разуме аиализанта. Обычно психоаналитик дает ана-лизанту слово или идею, а тот реагирует спонтанным образом, про-износя все, что ему приходит на ум. Затем аналитик вьщвигает ин-терпретацию связи между данной идеей и полученными ответами.

Свободная воля (ѵ егзиз детерминизм)

Дискуссия между теми, кто считает, что поведение определяется внешними или внутренними факторами, влияющими на личность (детерминизм), и сторонниками мнения о том, что люди активно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...