Здравоохранение и состояние здоровья населения в различных странах мира. Международное сотрудничество в области здравоохранения.
Здравоохранение зарубежных стран, типы. Системы и формы здравоохранения в экономически развитых странах Преимущество государственной системы в том, что она создает благоприятные возможности для формирования и реализации крупномасштабных программ охраны здоровья населения за счет высокой централизации средств. Система здравоохранения Великобритании состоит из трех секторов:
Каждый сектор имеет свои специфические механизмы (структуры, организации) управления. Предоставляется бесплатная МП всему населению, за искл. 4-5%, вкладыв.допол.средства. традиционная практика оплаты МП самими пациентами заменена общ.налогообложением. На 85-87% обеспечивается гос.бюджетом, остальное – частные источники и ДМС. Бюджет распределяется в соответствии с решением Парламента. Центр.орган управления – МЗ. 60 тыс.врачей 2\3 – 1сектор, 1\3- 2 и 3. распространена групповая практика – добровольное объединение работающих в 1 помещении неск.врачей. Консультации спецов в амбулаториях, в стационарах врачи общей практики. Работники службы ОЗ базируются в ц.зд\охранения (5-6 врачей на кажд.10-20тыс населения). Задачи: проф.прививки, п\эпид.мероприятия, обслуживание псих., престарелых и инвалидов. Финансирование 6,5% ВВП. С целью устранения недостатков проводится реформа: усиливаются финанс.и администрат.права госпиталей, организуется допуск средств мед.страхования, самоуправления больниц, усиливается профилактическая работа. Создана единая ассоциация страх.организаций, курир.плат.МП и закл.договоры только на опред.виды МП. Основные услуги, по которым в Великобритании заключается частное страхование:
Преимущества страховой медицины: 5. Контрактный принцип отношений страховых организаций и медицинских учреждений позволяет повысить качество медицинской помощи. Недостаток страховой медицины - высокие административные расходы на содержание страховых организаций. Эта система основывается на обязательном предоставлении большинству граждан МП за счет 3 источников финансирования: отчисления из з\п, от доходов, средства гос.бюджета. Наиболее важными являются проблемы обеспечения равнодоступной МП, а также возможность оплаты МП лицам из гр.повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), а также оптимальное распределение ресурсов для разл.гр.застрахованных. На 20-30% - дмс, част.источники. омс не обеспечивает 100% МП. В странах со страховой медициной сложилась трехуровневая структура служб, здравоохранения:
Органы управления и контроля отделены от сис.соц.страхования. контроль осуществляют профсоюзы и мед. ассоциации. Общ.часть фонда на 2и 3уровнях. Доврачебного уровня нет. Германия 8,1% ВВП, 6,5% от фонда оплаты труда, 13% от работодателей, 13% от работающих, остальное – государство. 10% ДМС, 15% гос.ассигнования, 15% личные средства граждан, 60% соц.страхования. более 1200 страх.касс, страхованием охвачено 90% населения
Преимущество частной системы страхования - высокая ответственность за объем, качество, условия оказания медицинской помощи. США –единственная страна, став.во главу угла не обществ., а индивид.ответственность за свое здоровье. Имеется ДМС и ОМС для опред.гр.населения. Свыше 40% всех расходов – ассигнования гос.правительства, 2 круп.организации Medic A, Medic R. 20-25% религиозные организации. 14% ВВП.
ВОЗ определила системы и виды здравоохранения по уровню управления: 1. централизованные (учреждения здравоохранения подчиняются местным органам здравоохранения); 2. частной децентрализации (учреждения и местные органы здравоохранения не подчиняются центральным органам); 3. децентрализованные (указания центральных и местных органов здравоохранения не обязательны для учреждений; функционируют на основе устава). По формированию системы подразделяются на: 1. государственные (при государственном законодательстве, управлении и финансировании); 2. страховой медицины (существует 3 основных источника страховых взносов: за счет государства 30-40%, за счет предприятий 30-40%, за счет средств населения 30-40%);
3. смешанные государственно-страховые; 4. преимущественную систему частной практики; 5. здравоохранение развивающихся стран. Первичная медико-социальная помощь в большинстве стран осуществляется в системе амбулаторно-кабинетной практики, где ведется прием врачом (группой врачей). Существует система оказания помощи по принципу семейного врача. Выдача лицензии на право деятельности и контроль осуществляется ассоциациями врачей, местными органами медицинского управления. Финансовые расчеты пациента с врачом осуществляются через страховые компании (оплата счетов). Основными многопрофильными специализированными медицинскими учреждениями являются больницы (объединенные больницы с амбулаторной помощью) различного уровня в соответствии с радиусом обслуживания и численностью населения. Государственное финансирование распространяется на медицинские программы по охране детства, профилактике инфекционных заболеваний, по медицинскому обеспечению военнослужащих, малообеспеченных, на специальные программы поддержки. Имеется сеть религиозных и благотворительных общественных фондов и медицинских учреждений, гарантирующих первую медицинскую помощь и уход при родах, заболеваниях и травмах. Здравоохранение развивающихся стран характеризуется недостаточным количеством медицинских кадров, больничных учреждений и большим радиусом обслуживаемых врачами участков. Структура заболеваемости и смертности характеризуется большой долей инфекционных и паразитарных заболеваний, а также болезней, связанных с нарушениями обмена веществ. Наблюдается высокий уровень рождаемости (20-30 на 1000 человек населения) и смертности (15 на 1000 человек и более 20-25 младенцев на 1000 родившихся живыми). Медицинская помощь населению оказывается специалистами нетрадиционных методов лечения и знахарями; медицинскими сестрами и фельдшерами в пунктах и центрах здоровья; врачами сельских больниц (общей практики); врачами-специалистами в крупных больницах (преимущественно в городах). Модели здравоохранения: отражение основных черт, главных характеристик, сложившихся в этой отрасли. Наличие той или иной модели определяется: общим уровнем социально-экономического развития; социальной политикой в отношении охраны здоровья; историческими и национальными традициями. Модели: - частная модель здравоохранения без государственного регулирования (наименее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки); - с государственным регулированием (США, большинство арабских, некоторые африканские и ряд латиноамериканских стран);
- частная модель здравоохранения с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (Германия и Франция); - монопольная государственная модель здравоохранения (Россия); - государственная модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Великабритания, Италия, Испания, Япония). Частная модель здравоохранения без государственного регулирования: Основывается на непосредственной оплате медицинской помощи потребителями медицинских услуг. Для нее характерны следующие признаки: - основной источник финансирования медицинской помощи – личные средства граждан; - свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги; - свободный выбор врача; - высокие доходы врачей. Частная модель здравоохранения с государственным регулированием: Основа этой модели здравоохранения – добровольное (частное) медицинское страхование при непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина). Для нее характерны следующие признаки: - основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц; - преимущественно негосударственный (коммерческий) статус страховых медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи; - большой выбор медицинских учреждений, врачей, работающих на многоукладной хозяйственной основе; - свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги; - достаточно высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение. Положительными сторонами функционирования этой модели здравоохранения следует считать: - наличие широкого диапазона медицинских учреждений с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг; - отсутствие очереди на медицинское обслуживание; - особое внимание уделяется качеству медицинской помощи, защите прав потребителей; - высокие доходы врачей и других медицинских работников. Проблемы присущие данной системе: - высокая стоимость медицинских услуг, недоступность медицинской помощи для широких слоев населения; - недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет в лечении «легких» заболеваний; - неэффективное использование ресурсов, преобладание закрытых хозяйственных механизмов; - гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний; - отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур, применение медицинских технологий, небезопасных для здоровья пациента. Для моделей с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (ОМС) характерны следующие особенности: - наличие нескольких основных источников финансирования: обязательные платежи по медицинскому страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками, добровольные отчисления на программы добровольного медицинского страхования (ДМС), личные взносы граждан на платные услуги; - наличие централизованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (Фондах, страховых компаниях); - большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю качества медицинской помощи и объемам расходов при оказании медицинских услуг; - многообразие форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным; - регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи. Среди наиболее важных положительных черт системы социального медицинского страхования выделяются следующие: - высокая степень гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи; - свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателями; - разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг; - обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи. Проблемы: - недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования; - недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе; - высокие административные расходы, обусловленные прежде всего ведение информационных учетных операций. Монопольная модель: Особенностями такой модели являются: - монопольное построение структуры лечебной сети; - бюрократическая система управления; - жесткая связь между центром и периферией; - непредоставление дополнительных платных и сервисных услуг; - отсутствие конкурентной среды; - тарифный (не гонорарный) способ оплаты труда врачей, правила найма и оплаты труда диктуются государством; - низкая заработная плата медицинских работников; - отсутствие экономических стимулов в работе медицинского персонала; - большая текучесть медицинских кадров; - низкий приоритет в развитии первичной медико-санитарной помощи; - тенденция преимущественно к стационарному лечению, что приводит к очередям на плановую госпитализацию.
Билет 26 Организация лечебно-профилактической помощи детям: ее задачи, особенности. Основные типы лечебно- профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям. Участковый принцип и диспансерный метод в организации медицинской помощи детям. Орг-я ЛПП детям предусматривает преемственное функц-е трех основных звеньев: поликлиники, больницы, санатория. Антенатальную проф-ку, заботу о здоровье ребенка задолго до его рождения осущ-ют ЖК, роддом, медико-генетическая служба, детская поликлиника. Ведущая роль в проведении комплексных мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии, ↓заб-ти и млад смертности принадлежит детским поликлиникам, кот работают по участковому принципу (сред численность детей на педиатр участке - 800). При этом предусматриваются систематическое набл-е за здоровыми детьми и оказание мед помощи в поликлинике и на дому, а также набл-е за детьми, посещающими дошкольные учреждения и школы, расположенные в районе обслуживания поликлиники. Диспансерный метод явл основным в работе ДП. Совершенствуются формы деятельности учреждений, оказывающих стац помощь детям. Имеются санатории и пансионаты для родителей с детьми, в кот комплексное курортное лечение получают и взрослые, и дети. Важнейшим разделом ПП явл орг-я экстр мед помощи детям, оказываемой на догоспитальном этапе при неотлож сост-ях. ДП – ЛПУ, являющееся струк подразделением детск бол или самост учр-нием, кот обеспечивает в р-не своей дея-ти внебольнич помощь детям 0-14 лет. Принципы работы: участковость (на 1 педиатра 800 детей), непрерывность наблюдения за ребенком с антенатал периода, преемственность в работе врачей, этапность лечения детей. Задачи: оказ медпомощи в п-ке и на дому, Д-наблюдение, орг-ция медпомощи в образов учр-ниях, взаим-ие с военкоматами по постановке подростков на первич воинский учет, работа по врачебно-проф консультированию и профориентации подростков, в отд медико-соц помощи выявляют факторы индивид и семейн риска, осущ медико-псих помощь, правовую, гигиен воспитание. Работа ДП строится по след организ-му плану: 1. Дородовый патронаж. В ДП поступает инф-я из ЖК, что на участках есть беременные со сроком более 28 нед 2. Проведение осмотра врачом на дому в теч 3 дн после выписки из роддома 3. Ежемесячное набл-е за здоровыми детьми 1 года жизни, а на 1 мес д/б 3 осмотра. 4. На 2 году жизни поводятся осмотр каждые 3 мес. 5. Осмотр детей до 3 лет 1 раз в полгода 6. Углубленный осмотр школьников 1 р/г. Детские больницы разл-т по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объед и необъед), по объему деятельности (различная коечная мощность). Обенности организации ДБ: предупреждение распр-я инфек заб-й, вопросы воспитания детей, питания детей лет жизни, организация дифференц подхода к режиму дня в зависимости от возраста ребенка, создание лечебно-охранительного режима, строгий соблюдение индивид подхода к ребенку с учетом его возраста, психического статуса, состояния здоровья на всех этапах пребывания в стационаре. 80. Предоставление лечебно-профилактической помощи в условии медицинского страхования. Источники финансирования лечебно – профилактических учреждений. Мед учреждения явл-ся одним из 4 субъектов мед страх-я. Деят-ть их опред-ся 4ым разделом Закона "О мед страх-и граждан в РФ" и рядом подзаконных нормативных документов. Определенный вклад в подготовку некот регионов к работе в условиях мед страх-я внес новый хоз-ый мех-м, вводившийся в системе здравоохр-я, начиная с 1979 г. Он позволил подготовить некоторые учреждения к решению проблем ценообраз-ия, взаиморасчетов, контроля качества мед обслужив-я. Сохран-ся гос-ое финансир-ие мед учреждений, вводимая модель здравоохранения - бюджетно-страховая, допускает использование всех не запрещенных законом источников финансир-я здравоохр-я. Каждое мед учреждение в рамках закона может и должно найти отвечающие его конкретным условиям источники и формы финансир-я и организации работы. Одним из важнейших источников гарантир-го финансир-я текущих расходов путем оплаты мед услуг явл-ся мед страх-е. Для работы в условиях мед страх-я необходимы лицензир-е и аккредитация мед учреждений. Лицензир-е- это выдача гос-го разреш-я мед учреждению на осущ-ие им опред-ых видов деят-ти и услуг по программам ОМС и ДМС. Лиценз-ю подлежат все мед учреждения независимо от формы собственности. Лиценз-ие проводят лиценз-ые комиссии, создаваемые при органах гос-го управления из представителей органов управления здравоохр-ем, профес-ых мед ассоциаций, мед учреждений, общественных организаций (объединений). Не < чем за месяц до лиценз-ия мед учреждение представляет комиссии необходимые документы, а также данные, позволяющие оценить материально-технич-ую базу учреждения, его оснащение, квалификац-ый уровень персонала. Комиссия в теч мес изучает деят-ть мед учреждения, может рекомендовать: выдать лицензию (на срок не > 5 лет), отказать в лицензир-и и дать рекомендации по дальнейшей деят-ти учреждения, условно лицензировать отдельные виды деят-ти. При провед-и лиценз-я мед учреждения имеют право: получать всю необходимую информацию о провед-и лиценз-я, оспаривать решение территор-ой лиценз-ой комиссии в республик-ой комиссии, решение кот явл-ся окончательным; проходить повторное лицензир-е, приглашать на процедуру лиценз-я независимых экспертов с правом совещательного голоса. Получ-е лицензии позвол мед учреждению заключать договор со страх мед организацией на оказ-е мед помощи по программам ОМС и получать от них соотв-ую оплату мед услуг. Лиценз-е мед учреждений должна дополнять их аккредитация. Аккредитация – опр-е соотв-я мед учреждений профес-ым стандартам. Аккредитации подлежат все мед учреждения независимо от форм собственности. Аккредитацию мед учреждений проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов и учреждений здравоохранения, профес-ых мед ассоциаций, страховых мед организаций. Аккредитованному мед учреждению органами исполнит-ой власти выдается сертификат - документ, подтверждающий качество услуг и повыш-ий конкурентоспособность в условиях рынка мед услуг.
Гос-во с пом-ю законов опр-ет источники финансир-ия здравоохр-я в завис-ти от потреб-тей общества, типа и реальных возможностей экономики страны. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохр-я затраты общества должны быть не < 6-9% ВВП, а для удовл-ия потребностей населения в современном мед обслуж-и с высоким уровнем качества не < 12% ВВП. Расходы на здравоохр-е в нашей стране сост-ют ≈ 4.5% ВВП, до начала реформ в СССР на здравоохр-е расходовалось 3-5%. Правовые основы финансир-я здравоохр-я определены Конституцией РФ, законом "О мед страховании граждан в РФ". В соотви с Конституцией финансир-ся федер-ые программы охраны и укрепления здоровья населения, приним-ся меры по разв-ю гос-ой, муницип-ой и частной систем здравоохр-я. Мед помощь в гос-х и муницип-х учреждениях здравоохр-я оказыв-ся гражданам бесплатно за счет средств соотв-го бюджета, страх-х взносов, других поступлений. Источники финанс-я охраны здоровья указаны в ст 10 Основ законодательства РФ об охране здоровья грждан: 1. Средства бюджетов всех уровней. 2. Ср-ва, направляемые на ОМС и ДМС. 3. Ср-ва целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан. 4. Ср-ва гос-х и муницип-х предприятий, организаций. 5. Доходы от ценных бумаг. 6. Кредиты банков и др кредиторов. 7. Безвозмездные и/или благотворит-е взносы и пожертвования. 8. Иные источники, не запрещенные законом.
Билет 27 Районные медицинские учреждения. Центральная районная больница как центр специализированной помощи в сельском районе, ее задачи, структура и функции. Организационно-методическая работа. Формы и методы этой работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|