Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль качества мед.помощи. Средства




В последние годы вопросы контроля качества медицинской помощи яв­ляются наиболее острыми для российского здравоохранения. В числе ос­новных причин повышения их актуальности можно указать три обстоятель­ства. Первое заключается в появлении медицинских учреждений негосу­дарственных форм собственности. По отношению к ним старая система контроля стала неэффективной. Второе: проводимые в отечественном здравоохранении реформы были направлены, прежде всего, на экономиче­ские аспекты. Отрасль в целом и каждое ЛПУ в отдельности заняты не только поиском дополнительного финансирования, но и путей снижения издержек на оказание медицинской помощи, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на качестве медицинской помощи. Третье обсто­ятельство заключается в неотработанности правовой базы контроля каче­ства медицинской помощи.

качество медицинской по­мощи можно определить как оценку медицинской деятельности по отноше­нию к больному с 4-х позиций:

1) доступности медицинской помощи;

2) безопасности медицинской помощи;

3) оптимальности медицинской помощи;

4) удовлетворенности пациента.

Принято выделять 3 компонента качества медицинской помощи и соответственно три подхода к обеспечению и оценке качества:

— структурное качество (структурный подход);

— качество технологии (процессуальный подход);

— качество результата (результативный подход).

В настоящее время используется более десятка различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помо­щи. Основными средствами контроля следует признать:

— медицинские стандарты;

— показатели деятельности ЛПУ;

— экспертную оценку.

Стандарты — это нормативно-технические документы, регламенти­рующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартиза­ции и утвержденные компетентным органом.

В приказе МЗ РФ №12 от 22.01.01 г. «О введении в действие отраслевого стан­дарта» даны некоторые определения в сфере стандартизации в здравоохранении. «Стандарт» — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавлива­ются для всеобщего и многократного использования правила, общие прин­ципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

«Стандартизация в здравоохранении — это деятельность, направ­ленная на достижение оптимальной степени упорядочения в здравоохране­нии путем разработки и установления требований, норм, правил, характе­ристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здра­воохранении».

Процедура подтверждения соответствия, посредством которой незави­симая от производителя и потребителя медицинской продукции и услуг ор­ганизация удостоверяет в письменной форме, что должным образом иден­тифицированные продукция или услуги соответствуют конкретному стан­дарту или иному нормативному документу, называется сертификацией (продукции и услуг).

Следует выделять следующие виды медицинских стандартов.

1. По административно-территориальному делению:

— международные;

— национальные, государственные;

— территориальные;

— локальные.

2. По объектам стандартизации:

— структурно-организационные стандарты;

— профессиональные стандарты;

— технологические (медико-экономические) стандарты.

3. По механизму использования:

— простые;

— групповые.

Сравнение достоинств и недостатков различных средств контроля каче­ства медицинской помощи позволяет сделать некоторые выводы:

1. Медицинские стандарты — более объективное средство контроля по сравнению с экспертной оценкой (что является их достоинством). Кроме того, они характеризуются высокой пропускной способностью.

2. К недостаткам стандартов можно отнести следующее:

— создание и использование стандартов требует значительно больших средств по сравнению с экспертной оценкой. Кроме того, требуется регу­лярный пересмотр содержательной части стандартов;

— при формировании медицинских стандартов следует принимать во внимание «выполняемость» требований стандарта (т.е. обязательные тре­бования не должны быть завышенными для большинства ЛПУ, медицин­ских работников и т.д.). С другой стороны, требования стандартов должны учитывать современные достижения науки и техники.

3. Не по всем составляющим качества медицинской помощи можно разработать стандарты, учитывать все многообразие влияющих факторов.

4. Формирование и использование статистических показателей (дея­тельности ЛПУ, здоровья поселения) как средства контроля качества не требуют значительных расходов, также им свойственна известная объек­тивность. Определенным недостатком является то, что область примене­ния показателей довольно узка.

5. К достоинствам экспертной оценки как средству контроля качества относится то, что ее использование требует меньших средств (по сравне­нию с разработкой медицинских стандартов), а также присущий ей диффе­ренцированный подход (возможность учесть ее многообразие — факторов, влияющих на качество оказания медицинской помощи в каждом конкрет­ном случае). К недостаткам же можно отнести значительную степень субъ­ективизма (по сравнению и со стандартами, и с показателями) и «низкую» пропускную способность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...