Центры медицинской профилактики.
Центры медицинской профилактики (ЦМП) в условиях реформирования здравоохранения должны стать ведущей структурой в работе по ГОиВ, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения на основе популяционного, группового и индивидуального подходов. Региональные ЦМП организуют работу учреждений здравоохранения и координацию деятельности других ведомств и организаций по вопросам ГОиВ, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, в том числе в рамках региональных целевых программ укрепления здоровья, через внутри- и межсекторальные координационные советы при органах управления здравоохранением региона. ЦМП ввиду особенностей своей структуры могут выступать организаторами обучения принципам и методам ГОиВ, профилактики заболеваний и укрепления здоровья как среди медицинских работников (до- и последипломная подготовка), так и работников других секторов. Структура центров медицинской профилактики. В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др. Центры координируют организационную и методическую деятельность всех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.
Информирование и обучение осуществляется по трем направлениям: образование широких слоев населения через СМИ, групповые занятия и использование индивидуальных методов и средств. При этом центральным СМИ отводится одна из ключевых позиций в сохранении и укреплении здоровья населения. Следует разработать организационно - методические подходы для осуществления пропагандистских и общеобразовательных кампаний по основным аспектам формирования ЗОЖ для различных регионов страны. Необходимо создать в федеральных учреждениях профилактической направленности информационные подразделения для организации и регулярного проведения пресс - конференций с целью информирования населения о санитарно - эпидемиологической обстановке, наличии профилактических программ и путях их реализации, методах профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ. Следует шире использовать методы социальной мобилизации и организации населения для осуществления профилактических кампаний или мероприятий. Параллельно необходимо развивать социальную инфраструктуру, чтобы создать условия, облегчающие выбор ЗОЖ для населения. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации с привлечением других федеральных органов исполнительной власти разработать межведомственную Программу "Укрепление здоровья в школе", а также способствовать разработке и реализации аналогичных региональных программ школьного здравоохранения.
Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда и социального развития Российской Федерации необходимо обеспечить разработку программ профилактики заболеваний и укрепления здоровья граждан на рабочих местах. Требует повышения качества гигиеническая подготовка и обучение декретированных контингентов. Необходимо также обеспечить обучение методам оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, отравлений и травм сотрудников милиции, Госавтоинспекции, пожарной охраны, МЧС и участников дорожного движения. Следует разработать и осуществить медико - гигиеническую паспортизацию населения, законодательно закрепить введение и порядок заполнения индивидуального "Паспорта здоровья".
Методы сан. пропаганды: 1. средства и методы устной пропаганды: a)Лекции: цикловая, эпизодическая, кинолекция, с демонстрацией, b)Беседы: длительность 40 мин, малая аудитория, c) Вечер вопросов и ответов, d)Агитационное выступление,e)Дискуссия, f) Научно – профилактическая конференция, g)Доклад, h)Объяснительные выставки, i)Громкое чтение, j)Курсовое занятие, k)Кружок 2. средства и методы печатной пропаганды: a)Книга, брошюра, памятка, b) Листовка, лозунг, c) Журнал, статья, газета Положительное: можно всегда заглянуть (неоднократное воздействие) Отрицательное: возникают вопросы, на которые сразу нельзя получить ответ 3. Средства и методы изобразительной пропаганды: Натуральные: предмет, образец, изделия, макропрепарат, скелет, кости, части интересных органов Искусственные: муляж, макет, модель, фантом, диаграмма, скульптура, чучело Выставка: музей-выставка, стационарная, эпизодическая, передвижная, автомобиль Радио, телевидение.
Принципы формирования здорового образа жизни: 1.Принцип актуальности. Этот принцип призван обеспечить учащихся, наиболее важной и своевременной информацией. Актуальность информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, задачами здравоохранения. Она отражает проблемы, связанные со здоровьем детей, экологией, социальными нормами и ценностями и т. д.
2.Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научнообоснованных данных. В соответствии с этим принципом в воспитании подростков используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию в понятной, интересной для подростков форме (12,15). При разработке программы по формированию здорового образа жизни особо важная роль принадлежит медицинской науке: информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать высказываний, не имеющих научных доказательств (17,!8). 3.Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств обучения, интересам и потребностям подростка. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации. Важное значение для реализации принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением наглядных материалов (9,11,14). 4.Принцип положительного ориентирования предполагает выработку типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом значительное внимание уделяется позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье человека. Реализация данного принципа -- показ положительных примеров -- более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного, в отношении здоровья, поведения (23,25). 5.Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных подростком или группой подростков знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов, анализ причин поведения в различных ситуациях.
6.Принцип активного участия способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ. При этом учащиеся высказывают версии по предлагаемому вопросу и вырабатывают наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения. Решают ситуационные задачи, с необходимостью выбора и принятия решения, ролевые (разминочные, сюжетные) игры, рисование газет на тему и т.п. При проведении всевозможных тренингов и бесед нужно обязательно учитывать особенности, для формирования групп: пол; возраст; состояние здоровья; уровень информированности; потребности в той или иной информации и т. д. 7.Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей подростков. Необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья (14,24). 8.Принцип иллюстративности способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие. 9.Системность является предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствует сознательной смене стиля жизни при изменении объективных условий. Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, задействованных в воспитании подростков (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т. д.). 10.Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности подростков в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни (9,19). 63. Организация противоэпидемической работы и связь с врачами лечебно-профилактических учреждений в проведении противоэпидемических мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|