Формирование лексико-грамматического строя у детей с на-
рушениями речи. Формирование словарного запаса и грамматического строя речи аномальных детей в специальной психологической и педа- гогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамма- тического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследо- ваниях Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт и других. Р.Е. Левиной описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития. На первом уровне развития речи у детей полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь от- носительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и зву- ковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многознач- ными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заме- няется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфо- логические элементы для передачи грамматических отношений. От- сюда речь становится понятной лишь в конкретной ситуации. Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указыва- ет на возросшую речевую активность детей. Фразовая речь, которая появляется на этом уровне, отличается от нормативной фразы в фоне- тическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным и широким по объему. Спонтанная речь детей характе- ризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существитель- ные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые пред- логи и союзы. Ответы детей на вопросы по картинке, связанные с семь-
ей, знакомыми явлениями окружающего мира, не включают многие сло- ва, обозначающие животных и их детенышей, части тела, одежду, ме- бель, профессии и т.д. Характерный для этого уровня резко выражен- ный аграмматизм затрудняет понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. У детей с третьим уровнем речевого развития отмечается развер- нутая обиходная речь без лексико-грамматической и фонетической недостаточности, наблюдается неточное знание и употребление мно- гих слов и недостаточно полно сформирован ряд грамматических форм и категорий языка. Номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование но- вых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Н.Н. Трауготт отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях. Л.Ф. Спирова, изучая словарь младших школьников, делает вы- вод о том, что по количественным показателям словарь учащихся 1-4-х классов для детей с тяжелыми нарушениями речи не достигает того уровня, который свойственен детям более младшего школьного возраста (6-7 лет), имеющим нормальное речевое развитие. Даже оби- ходный словарь оказывается у детей данного контингента ограничен-
ным. Классифицируя лексические ошибки, допускаемые детьми с тя- желыми нарушениями речи при назывании предметов и действий, автор объясняет их возникновение звуковым, структурным, смысло- вым или ассоциативным сходством слов. Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой. О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механиз- мов патогенеза является несформированность звуко-буквенных обобщений. Автор полагает, что уровень несформированности звуко- вых обобщений напрямую связан с уровнем развития речи. Общее недоразвитие речи — это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Как показывают исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжа- ют пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания но- вым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых сло- гов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов. Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяже- лой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не ис- пользуют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченно- сти словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной
группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов с многочисленными взаимозаменами, недочеты при усвоении абстрактной лексики. По наблюдениям Н.С. Жуковой среди признаков раннего речево- го дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использова- ние слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматиче- ской связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования пред- ложений, грамматически правильно и неправильно оформленных. Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности по- строения фраз и оперирования ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, наруше- ния грамматической формы слова), что свидетельствует и о несфор- мированности грамматического структурирования. Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей струк- турно-семантической организации. У них недостаточно развито уме- ние связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют на- бором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в програм- мировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое ив отборе материала для той или иной цели. С за- труднениями в программировании содержания развернутых высказы- ваний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овла- дении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осу- ществлению полноценной деятельности общения. Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|