Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская империя во второй половине XVIII века. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II




После скоропостижной кончины Петра Великого, не оставившего завещания, в стране осложнилась внутриполитическая обстановка. В России началась эпоха дворцовых переворотов. [32]В период дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) сменилось шесть правителей.

После кончины Елизаветы Петровны (1741-1761) на престол взошел Петр III (1761-1762), смещенный с него своей супругой Екатериной Алексеевной, чье правление стало впоследствии одной из ярчайших страниц в российской истории.

Царствование Екатерины II (1762-1796) – это эпоха «просвещенного абсолютизма». «Просвещенным абсолютизмом» принято называть политику, проводившуюся рядом европейских монархов во второй половине XVIII в. и связанную с преобразованием наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы в области культуры и образования) в целях укрепления власти монарха и дворян в условиях развития буржуазных отношений. В целом «просвещенный абсолютизм» характеризовался попытками провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия.

Политика «просвещенного абсолютизма» опиралась на идеи философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш.Л. Монтескьё, Д. Дидро, Ж.Л. Даламбера. Философия Просвещения основана на убеждении в решающей роли разума в познании подлинной природы человека и общества и связана с развитием идей естественного права, всеобщего блага и общественного договора. Просветители рассматривали государство как творение человеческих рук, которое возможно совершенствовать с помощью законов. Ш. Монтескьё («О духе законов», 1748 г.) полагал, что абсолютно произвольный выбор политической формы правления невозможен, поскольку «дух законов» у каждого народа свой. Он сформулировал учение об «истинной монархии», при которой «управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов»; выдвинул теорию разделения властей как основного гаранта соблюдения прав и свобод человека.

Философы-просветители охотно поддерживали контакты с монархами, рассчитывая при их содействии перестроить существующее общество. В дружеской переписке с коронованными особами Европы состоял Ф. Вольтер, проповедовавший начала гуманности и справедливости, коренное преобразование феодальных социальных форм (отмена крепостного права) и совершенствование судопроизводства.

Однако Просвещение не было однородным идейным течением. В отличие от Ф. Вольтера Ж.-Ж. Руссо развил теорию общественного договора как соглашения равных и свободных субъектов. Концепция Руссо стала идейным оплотом Великой французской революции (1789 – 1794 гг.), проходившей под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство».

Основное противоречие политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II, заключалось в несовпадении декларативных заявлений императрицы с результатами ее внутриполитической деятельности. Рассмотрим подробнее, в каких сферах жизни российского государства идеи французских Просветителей были реализованы сполна, а в каких так и не смогли претвориться в жизнь.

Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина II начала свои преобразования с реформирования законов. С этой целью была созвана «Уложенная комиссия» (1767 г.). Инструкцией для этой комиссии стал «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», составленный императрицей. «Наказ» представлял собой компиляцию трудов французских и итальянских философов Бекария и Монтескье, которые Екатериной II переработала в соответствии со своими личными представлениями о сущность государственной власти.

В отличие от Монтескье, который был сторонником конституционной монархии, Екатерина II выступала за сохранение в России самодержавного правления, главная цель которого – обеспечение благ всех поданных.[33] Сохраняя в своих руках всю полноту власти, монарху, по ее мнению, следует править страной в соответствии с законами и «светом разума». Касаясь проблемы крепостного права, императрица отметила, что вольность и равенство присуще всем гражданам, а «закон естественный повелевает нам о благополучии всех людей пещися». Таким образом, в своих декларативных заявлениях она вплотную подошла к обоснованию отмены крепостного права. Однако, возведенная на трон дворянством, Екатерина II не могла требовать от элиты российского общества поддержки в деле освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Законодательная комиссия была торжественно открыта императрицей в Москве 30 июня 1767 года. Ее депутатами явились выборные представители от различных категорий населения. Из 740 человек представителями дворянства были только 30%. 39% депутаты от городских жителей, 14% – от государственных крестьян, 5% – от служащих высших государственных органов и 12% от остальных групп населения, например, «не кочующих» инородцев.

Работа Уложенной комиссии сразу же свелась к дискуссиям вокруг наказов избирателей и законопроектов, разработанных частными комиссиями. В 1768 г. под предлогом войны с Турцией ее деятельность была приостановлена. Комиссии не удалось составить новый кодекс законов, но ее работа не прошла даром. Содержание наказов дали правительству богатый материал для ознакомления с нуждами народонаселения. Эти материалы оказали помощь в осуществлении будущих реформ. Деятельность комиссии наглядно показала наличие острых межсословных и внутрисословных противоречий в русском обществе.

Современными историками деятельность Уложенной Комиссии оценивается неоднозначно. Одни исследователи, как например, В.И. Моряков, полагают, что Уложенная Комиссия носила показной характер, а Екатерина II не собиралась проводить радикальные преобразования. А.Б. Каменский же считает, что императрица действительно была противницей крепостного права, а осуществить эту реформу она стремилась при содействии дворянства. Однако, в ходе работы комиссии стало очевидно, что в дворянской среде доминируют реакционные настроения.

В самом начале царствования Екатериной II были предприняты реформы, направленные на упорядочивание системы государственного управления. В 1763 г. была осуществлена реформа Сената, согласно которой изменялись полномочия и структура этого органа власти. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых обладал собственной компетенцией. За Сенатом были оставлены судебные и контролирующие функции. Одновременно с этим чиновникам судопроизводств назначалось весьма приличное жалованье, чтобы у них не возникало соблазна получить взятку с просителей.

При Екатерине II окончательно было унифицировано административно-территориальное деление империи, на Украине было ликвидировано гетманство и введена должность генерал-губернатора (1764). В 1775 г. была проведена губернская реформа. Губернии делились по количеству проживающего в них населения, а не размеру их территорий. Население в губернии должно было насчитывать 300-400 тыс., в уездах – 20-30 тыс. человек. В ходе реформы число губерний возросло с 20 до 50-ти. Значительная часть уездных городов стали губернскими столицами, а большие села приобрели статус уездных центров.

Это потребовало разработки системной, многоплановой политики по организации властных структур на местах, созданию условий службы огромному корпусу провинциальных чиновников, созданию новой городской среды. В системе местного управления возникли три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление, судебные органы. Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор, или наместник, которые назначались императрицей. Текущими вопросами ведало Губернское правление. Финансами на местах заведовали Казенные палаты.

В 1782 г. был издан «Устав благочиния». В стране создавалась сеть правоохранительных структур. В городах появились «управы благочиния», во главе которых стояли городничие, которым подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. В их компетенции оказался контроль за преступностью, соблюдением санитарных норм, поимка беглых крестьян.

В связи с активной внешней политикой[34] изменился этноконфессиональный состав населения страны. Покровительствуя интересам русских купцов, Екатерина II в 1791 г. ввела черту оседлости, которая ограничивала права евреев (они компактно проживали на землях, вошедших в состав российского государства), которым разрешалось селиться лишь на определенных территориях.

Экономика России, опиравшаяся на помещичье хозяйство, требовала новых стимулов для дальнейшего развития. Огромные территории с плодородными землями на юге, юго-востоке страны (Нижнее Поволжье, Приуралье, Крым, Северный Кавказ) оставались практически не освоенными в экономическом отношении. Поэтому привлечение на незаселенные территории немецких колонистов из Западной Европы должно было стать новым, еще не апробированным в России механизмом организации частного хозяйства. В 1763 г. был издан соответствующий манифест, приглашавший иностранных колонистов для поселения в России. Им обещалось покровительство законов, религиозная свобода, податные льготы, а главное – земельные наделы.

Екатерина II огромное значение придавала развитию частного предпринимательства. В 1775 г. был издан манифест «о свободе предпринимательства», разрешавший открывать промышленные предприятия представителям разных сословий. Правительство стремилось не только расширить социальную опору престола, но и привлечь как можно больше российских подданных к укреплению экономической мощи страны.

В годы правления Екатерины Великой в стране постепенно начинает формироваться финансовая инфраструктура. Еще в 1754 г. были созданы купеческий и дворянский банки, выдававшие ссуды (до 6% годовых) русским купцам под залог товаров. В 1786 г. был создан Государственный заемный банк, выдававший ссуды под залог недвижимости; открыты казенные ломбарды; выпущены первые ассигнации. Россия впервые прибегла к внешнему кредитованию.

В осуществлении церковной политики Екатерина II стала продолжателем линии, заложенной Петром Великим. С ее именем связано проведение секуляризации церковных земель, обращение церковной собственности в государственную в 1764 году. Монастырские имения были переданы в управление «коллегии экономии», а их жители получили название «экономических» крестьян.

Сословная политика эпохи «просвещенного абсолютизма» носила весьма противоречивый характер. Несмотря на пафос заявлений в духе «просвещенного абсолютизма», в екатерининское царствование положение крестьян существенно ухудшилось. Продолжилась практика продажи крестьян без земли и разделение крестьянских семей. В 1783 г. крепостное право было введено на Украине. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия, на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков. В отличие от рабства, установленного в США, у русских помещиков не было законодательного права лишать крепостных жизни. Впрочем, это не останавливало помещиков, которые могли отдать распоряжение до смерти запороть провинившегося крепостного.

С.Ф. Платонов так охарактеризовал политику Екатерины II: «Вступив на престол по желанию дворянской гвардии и правя государством с помощью и посредством дворянской администрации, Екатерина не могла порвать свой союз с главенствующим дворянским сословием и поневоле вела дворянскую политику в вопросе крепостного права». Результатом этой политики стали массовые выступления крестьян и казаков, которые советскими историками были названы Крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Несомненно, что эти выступления заставили Екатерину II пересмотреть многие положения своей внутренней политики. Именно после этого выступления последовал ряд законодательных актов, направленных на организацию русского общества на сословных принципах и внутреннюю структуризацию сословий.

Среди причин казацко-крестьянской войны было не только униженное положение крепостных крестьян, но и политика правительства, в отношении дворянского сословия, которое получило максимальные привилегии. В ходе многочисленных дворцовых переворотов, поддерживая то одного, то другого претендента на императорскую корону, дворяне получали разнообразные преимущества[35], постепенно превращаясь в привилегированное сословие. Окончательно исключительное положение «российского шляхетства» было закреплено в Манифесте о вольности дворянства («Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»)законодательном акте, изданном в 1762 г. императором Петром III, по которому дворяне освобождались от обязательной государственной службы.

Основные положения этого документа были подтверждены Екатериной II в 1785 г. в «Жалованной грамоте дворянству». Российское дворянство как привилегированное сословие, освобождалось не только от государственной службы, но и от телесных наказаний, рекрутской повинности, личных податей. Подтверждались незыблемые права дворян на наследуемые и приобретенные имения.[36] Судить дворянина мог только сословный дворянский суд. Дворянствополучало собственные корпоративные органы – Дворянские собрания, призванные защищать дворянское сословие от государственных притязаний. Дворяне на три года избирали уездных и губернских предводителей дворянства, властные полномочия которых и степень влияния на положение дел были столь велики, что порой губернаторы, оказывались менее значимой фигурой на местах, чем губернский предводитель. «Жалованная грамота дворянству» окончательно укрепила дворянство в качестве высшего привилегированного сословия и противопоставила его всем прочим сословным группам российского общества.

Последняя треть XVIII – начало XIX вв. вошли в историю как «золотой век» русского дворянства. «Освобождение» дворянства от государственной службы, свобода частной жизни привели к тому, что дворяне стали больше внимания уделять собственным имениям. Европейский опыт, переработанный на местах, способствовал складыванию уникального явления – русской усадебной культуры.

В 1785 г. был издан второй важный документ, характеризующий сословную политику екатерининского царствования. «Жалованная грамота городам» определила сословный статус городского населения Российской империи.[37] С одной стороны, она регламентировала управление городами, и в этом смысле более четко структурировала те положения, которые были обоснованы еще в ходе губернской реформы 1775 г.; с другой, – определяла положение разных категорий городского населения.

В городе создавались органы самоуправления – городская дума, собиравшаяся раз в три года, а также шестигласная дума, председателем которой являлся городской голова, членами – избиравшиеся городской думой представители шести категорий городского населения. Таким образом, в городах был создан представительный институт власти, занимавшийся поддержанием общественного порядка, городского благоустройства, разрешением конфликтов между горожанами. Права шестигласной думы ограничивались государственной администрацией на местах, она не имела законодательной власти, не могла в полной мере распоряжаться финансами города.

Принадлежность к городскому сословию закреплялась внесением в городскую обывательскую книгу. Городское население было разделено на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. К первому разряду относились домовладельцы и землевладельцы. Привилегированное положение занимало купечество, представители которого в зависимости от величины объявленного капитала расписывались по трем гильдиям. Горожане, занимавшиеся мелкой торговлей и промыслами, и не имевшие капитала в 500 руб. были отнесены к мещанам. Купечество освобождалось от рекрутской повинности (вместо этого вносили деньги по 360 руб.) и подушной подати, но платило налог с объявленного «по совести» капитала. Первоначально он составлял 1%. В дальнейшем сбор с объявленного капитала увеличился, как и размер капитала, необходимого для причисления к купечеству.

Ремесленники объединялись в цеха. Отдельно в обывательскую книгу записывались иногородние и иностранцы; «именитые граждане». За мещанами закреплялось право заниматься торгово-промышленной деятельностью, право на имущество и его наследование. Цеховые ремесленники и мещане являлись свободным, но податным населением, т.е. платили подушную подать, подвергались рекрутчине, выполняли другие денежные и натуральные повинности.

Важнейшими направлениями внутренней политики Екатерины II были сферы образования, просвещения и социальной защиты населения. Именно здесь идеи философов-просветителей нашли наибольшую реализацию в практическом преломлении, а не только в декларативных заявлениях императрицы.

Если Петр I заботился, главным образом, о развитии технического и военного образования, то Екатерина II полагала, что только всеобщее образование является залогом процветания России. Образовательные реформы с той или иной степенью интенсивности проводились Екатериной II на протяжении всего её правления. В 1786 г. был создан «Устав народным училищам», предусматривавший создание в России народных училищ, в которых могли обучаться грамоте крестьянские и мещанские дети. При Екатерине II были открыты кадетские корпуса, Горный институт, а создание Смольного института благородных девиц (1764 г.) положило начало женскому образованию.

Просвещение и организация науки, формирование собственных научных кадров, как и сфера образования, являлись важнейшими элементом преобразовательной политики Екатерины Великой. В Петербурге была открыта первая публичная библиотека, учреждено Вольное экономическое общество (1765 г.). На новый уровень вышла организация русской науки, в первую очередь, в рамках работы Академии наук. От Санкт-Петербургской Императорской Академии наук отделилась Императорская Российская академия (1783 г.) как центр изучения русского языка и словесности. Решающую роль в её организации сыграли Екатерина Великая и ее сподвижница княгиня Е. Р. Дашкова. Впервые в России началась масштабная публикация исторических источников и самостоятельных научных изысканий.

Огромную роль Екатерина II отводила вопросам социальной политики. Особенно важными, по мнению императрицы, были вопросы попечения о бедных, больных, сиротах, заключенных. С целью координации усилий государства и общества в этом направлении в ходе губернской реформы 1775 г. были созданы специальные органы – Приказы общественного призрения, руководившие на местах образованием, медицинской частью, богоугодными заведениями. В них аккумулировались денежные средства, поступавшие на содержание этих заведений, как из казны, так и от частных благотворителей. Приказы общественного призрения обладали правом кредитной деятельности, получаемые проценты они распределяли между заведениями, находящимися на их содержании.

В Москве и Санкт-Петербурге были созданы воспитательные дома, целью которых была социализация сирот и беспризорников. Воспитанники этих заведений получали в них не только кров, но и образование. Под контролем Приказов общественного призрения находились также работные и смирительные дома, призванные социализировать содержавшиеся в них маргинальные элементы.

В царствование Екатерины II огромное внимание уделялось «попечению о народном здравии». Для подготовки медицинских кадров в 1763 г. была учреждена Медицинская коллегия. Не только в столичных, но и в провинциальных городах появились первые врачи и больницы. Огромное внимание уделялось оспопрививанию. Императрица прошла через процедуру оспопрививания, чтобы подать пример своим подданным.

Другим важным преобразовательным моментом стала новая градостроительная политика, осуществлявшаяся Екатериной II, и продолженная её внуками – Александром I и Николаем I. Российские города должны были теперь застраиваться по регулярным планам (с 1776 по 1788 гг. были утверждены 287 планов городов), в них появилось больше каменных зданий. онструирование анственной средв по высочайше утвержденным планам. мероЦелью этой политики было создание опорных административных и культурных цивилизационных центров на просторах империи, с развитой социальной инфраструктурой и действенными органами городского самоуправления. Город должен был стать визуальным воплощением просвещенческой риторики, зримым доказательством движения России по пути прогресса.

После кончины Екатерины II на престол взошел её сын Павел I (1796-1801), царствование которого характеризуется рядом историков как «непросвещенный абсолютизм». Современная историография трактует политику, проводившуюся Павлом I как вынужденную меру по отношению к надвигающемуся кризису крепостного строя. Павел I, склонный отменять любые распоряжения своей матери, постарался, в первую очередь, ослабить дворянские привилегии. Были пересмотрены важнейшие положения «Жалованной грамоты дворянству». Права дворянских уездных собраний были сокращены. Целью этих реформ было укрепление абсолютной власти императора и урезание сословных привилегий.

Существенной заслугой Павла I стало издание в 1797 г. манифеста о трехдневной барщине, ограничившего произвол дворян в отношении крепостных. Барщинные работы крепостных в хозяйстве помещика ограничивались тремя днями в неделю. Этот законодательный акт был призван прекратить практику обезземеливания крестьян, которые превращались в подневольных работников. При Павле I были проведены мероприятия по улучшению жизни казенных крестьян, увеличена норма их земельного надела. Императором были отменены некоторые рекрутские наборы; с крестьян и мещан снимались недоимки по подушным сборам. Крепостные впервые в истории страны присягали вступившему на престол Павлу I вместе с свободными людьми.

Огромную роль в упорядочивании политической жизни страны сыграло установление нового закона о престолонаследии (1797 г.), который зафиксировал передачу престола по мужской линии от отца к старшему сыну; если у императора не было сыновей, престол переходил к старшему брату. Для содержания императорской фамилии было образовано особое ведомство уделов, управлявшее имуществом царской семьи и живущими на удельных землях крестьянами.

Ограничение привилегий дворянства, укрепление самодержавного правления, ужесточение мер, связанных с сферой повседневной жизни элиты русского общества (запрещение французских мод, широких шляп), введение армейской муштры, отказ от политики, проводимой Екатериной Великой – все это привело к нарастанию недовольства в аристократических кругах русского общества. Весной 1801 г. группа дворян-заговорщиков по главе с графом Паленом, заручившись согласием старшего сына Павла Петровича Александра, выступила против действующего императора. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в ходе дворцового переворота Павел I был убит.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Какие важнейшие модернизационные задачи стояли перед Россией в конце XVII – начале XVIII вв.?

2. Какие изменения произошли в организации и составе вооруженных сил России в начале XVIII века?

3. Как изменился административно-управленческий аппарат при Петре I?

4. Чем характеризуется сословная политика Петра I?

5. Какие реформы Петра Великого, на ваш взгляд, были более удачными, а какие привели к неоднозначным последствиям?

6. На чем основывается утверждение об окончательном формировании абсолютизма в России в первой четверти XVIII века?

7. Что такое «просвещенный абсолютизм»? Опишите, в чем заключались основные идеи философов-просветителей.

8. В чем состояло главное противоречие политики «просвещенного абсолютизма» проводимой Екатериной Великой?

9. В каких сферах жизни России идеи Просвещения нашли наибольшее воплощение?

10. Согласны ли вы с утверждением, что политика, проводившая Павлом I, полностью отличалась от политической линии Екатерины Великой?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...