Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы иностранных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

По международным меркам банки занимают в экономике России довольно скромное место: отношение их суммарных нетто-активов к валовому внутреннему продукту (ВВП) на начало 1998 года составляло менее 30%, тогда как в таких странах, как Бразилия, Мексика, США это соотношение оставляет более 50%, Еще выше оно во Франции, Японии, Германии - 150 - 200%. В 1993 году данный показатель, характеризующий роль российских банков, был значительно выше - 80%, существенное снижение этого показателя произошло после 1995 года, когда банковская система испытала первый серьезный кризис. Поэтому важным моментом совершенствования работы российских банков является международное сотрудничество. Многие крупные и средние банки участвуют в проектах Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), связанных с поддержкой предприятий, жилищной программы и развитием финансовых учреждений. Мосбизнесбанк в соответствии с Соглашением по Проекту поддержки предприятий, подписанным 2 сентября 1996 года, получил заем ЕБРР в размере 10 млн. долларов США сроком на 12 лет. Под этот заем были отработаны два проекта по модернизации производства на ОАО «Карельский окатыш» и проект по реконструкции и техническому перевооружению основного производства на ЗАО «Томский инструмент». В рамках поддержки малого предпринимательства с ЕБРР было подписано пять соглашений о финансировании малых предприятий в различных регионах России - в Екатеринбурге, Томске, Туле, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Омске

Европейский Банк реконструкции и развития совместно со свердловскими банками - партнерами с 1995 года реализует в Свердловской области две Программы кредитования малого бизнеса. В Программе микрокредитования могут участвовать малые предприятия, работающие в сферах торговли, услуг и производства. Кредит выдается на срок до 6 месяцев на сумму до 30 тыс. долларов. Другая Программа рассчитана на малые предприятия, работающие только в сферах производства и услуг. Кредит по этой Программе выдается на срок до двух лет при максимальном размере до 125 тыс. долларов.

За 1996 год по программам было выдано около 1000 кредитов, а по состоянию на декабрь 1996 года текущий кредитный портфель составил 2,7 млн. долларов. 30 экспертов в отделения банков-партнеров ЕБРР готовы бесплатно предоставить свердловским предпринимателям консультации по программам и рассмотреть заявки на кредит. При соответствии бизнес-плана установленным критериям кредит банком выдается в течение нескольких дней.

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого бизнеса является одним из важных приоритетных направлений разрабатываемых проектов федеральной и многих областных программ государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг.

При этом особое значение придается:

· переориентации системы финансовой поддержки на активное привлечение внебюджетных средств, в том числе путем использования залоговых и гарантийных механизмов, долевого участия в реализации проектов субъектов малого предпринимательства;

· применению конкурсного отбора проектов для финансирования, созданию информационно прозрачной системы прохождения проектов в сочетании с ужесточением контроля и финансовой ответственности за нецелевое использование государственных ресурсов:

· квотированию распределения средств и дифференциации условий их предоставления в зависимости от приоритетов и направлений Программы.

Дальнейшее развитие финансово-кредитной и инвестиционной системы поддержки малого предпринимательства предполагает:

· создание на базе объединений малых предприятий и элементов инфраструктуры отраслевых и межрегиональных финансово-промышленных образований;

· организацию взаимодействия объектов инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства с другими участниками фондового рынка с целью увеличения капитализации субъектов малого предпринимательства, повышения их инвестиционной привлекательности:

· развитие сотрудничества с коммерческими банками в рамках гарантийных механизмов и схем совместного кредитования;

· организацию взаимодействия с небанковскими инвесторами в реализации проектов, ориентированных на малое предпринимательство (лизинг, фран     чайзинг и др.).

Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мероприятий, в том числе; принять соответствующие нормативно-правовые акты; провести аналитическую работу и научные исследования, связанные с финансовыми проблемами субъектов малого предпринимательства, организовать обучение и повышение квалификации оценщиков, инвестиционных консультантов и финансовых менеджеров, продолжить создание объектов инфраструктуры финансово-кредитной поддержки, организовать информационное обеспечение малых предприятий о возможностях предоставления финансовой поддержки из различных источников, пропагандировать опыт успешной реализации инвестиционных проектов развития малых предприятий с использованием механизмов государственной поддержки, обеспечить привлечение иностранных инвестиций и кредитов в сферу малого предпринимательства.

Диаграмма 2

Структура заемщиков кредита ЕБРР

 

 

В 1998 году Екатеринбургское представительство БРР осуществляет Программу кредитования малого и среднего бизнеса с пятью свердловскими банками-партнерами: Екатеринбургским банком Сбербанка РФ, ОАО «Уралпромстройбанком», Уральским отделением «Мосбизнесбанка», Екатеринбургским филиалом «Инкомбанка», АКБ «Золото-Платина-Банком». Текущий портфель ЕБРР по программам кредитования малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 января 1998 года составил 775 кредитов на общую сумму 9 млн. долларов. Размер кредита от 10 до 125 тыс. долларов на срок от 2 до 24 месяцев под 17-24% годовых в валюте.

Следует отметить, что 1987 год отличает наибольшая активность иностранных инвесторов.

Таблица 5

Накопленные вложения стран-инвесторов в Российскую экономику на 01.01.98           

 

Ñòðàíû Âàëþòíûå èíâåñòèöèè, òûñ. äîëë. Äîëÿ â îáùåì îáúåìå, % Âñåãî ðóá. èíâåñòèöèé, ìëí. ðóá. Äîëÿ â îáùåì îáúåìå, %
1. ÑØÀ 5 240 094 25,8 1 702 827 9,1
2. Øâåéöàðèÿ 3 185 986 15,7 588 681 3,2
3. Íèäåðëàíäû 2 992 597 14,7 1 409 427 7,6
4.Âåëèêîáðèòàíèÿ 2 615 352 12,9 1 508 270 8,1
5. Ãåðìàíèÿ 1 750 382 8,5 1 446 998 7,8
6. Èòàëèÿ 564 216 2,8 - -
7. Êèïð 555 507 2,7 4 373 741 23,5
8. Àâñòðèÿ 505 408 2,5 1 136 845 6,1
9. Øâåöèÿ 372 402 1,8 - -
10. Ëèõòåíøòåéí 268 729 1,3 1 788 026 9,6
11. Ôðàíöèÿ 266 337 1,3 - -
12. Áåëüãèÿ 261 663 1,3 - -
13. ßïîíèÿ 230 339 1,1 - -
Ïðî÷èå 1 546 616 7,6 2 416 639 13,0

Наиболее активными инвесторами средств в экономику России являются: США, Швейцария, Нидерланды.

Таблица 6

Инвестиции в регионы РФ на 01.01.98                

Ðåãèîíû Âàëþòíûå èíâåñòèöèè, òûñ. äîëë. Äîëÿ â îáùåì îáúåìå, % Âñåãî ðóá. èíâåñòèöèé, ìëí. ðóá. Äîëÿ â îáùåì îáúåìå, %
1. Ìîñêâà 4006038 46,1 10375252 73,6
2. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 671590 7,7 400762 2,8
3. Ìîñêîâñêàÿ îáë. 659612 7.6 - -
4.Òþìåíñêàÿ îáë. 381542 4.4 147699 1.0
5. Ìàãàäàíñêàÿ îáë. 225173 2.6 - -
6. Ðåñïóáëèêà Êîìè 195540 2.2 - -
7. Ñàõàëèíñêàÿ îáë. 183534 2.1 - -
8. Ñàìàðñêàÿ îáë. 166743 1.9 - -
9. Õàáàðîâñêèé êðàé 153708 1.8 - -
10. Ðåñïóáëèêà Òàòàðñòàí 152340 1.8 - -
11. Êðàñíîäàðñêèé êðàé 139039 1.6 - -
12. Ïðèìîðñêèé êðàé 121704 1.4 440435 3.1
13. Ëåíèíãðàäñêàÿ îáë. 114758 1.3 347399 2.5
14. Íèæåãîðîäñêàÿ îáë. 103414 1.2 173866 1.2
15. Ïåðìñêàÿ îáë. 98366 1.1 - -
16. Âîëãîãðàäñêàÿ îáë. 91588 1.1 - -
Ïðî÷èå 1226460 14.1 783021 5.6

 

Таким образом, иностранные инвестиции направляются главным образом в регионы с развитой инфраструктурой, богатые природными ресурсами, промышленно развитые, а также в регионы, расположенные близко к потенциальным инвесторам. Половина прямых валютных вложений была направлена в промышленность.

В промышленном секторе наиболее привлекательными для прямых иностранных инвесторов являются пищевая и топливная отрасли (36% и 21% валютных вложений соответственно). Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность занимают с 3-го по аб6-ое место соответственно. Вложения в остальные отрасли составляют менее 2%.

Анализ зарубежных инвестиций показывает, что около 95% финансовых кредитов приходится на предприятия, находящиеся на территории 10 регионов (Москва, Самарская, Архангельская, Тюменская области, Красноярский край и т.д.). Те же регионы, где отсутствуют предприятия сырьевых отраслей и естественных монополистов, остаются для иностранного капитала пока малопривлекательными.

Наиболее распространенной формой кредитования российский фирм иностранными частными и тем более государственными финансовыми структурами является кредитование под гарантии субъектов Федерации или местных органов власти. Стремление получить такие гарантии в нынешней экономической ситуации безусловно оправдано.

Заканчивая первую главу, следует подвести итог.

В развитых рыночных странах 60-70% населения занято в малом бизнесе, который является демпфером между беднейшими слоями и олигархическим капиталом.

В России и Свердловской области ситуация противоположная: 80% занятых работают на крупных и средних предприятиях, а динамика развития малого бизнеса за последние два года замедлилась. Причем, складывается парадоксальное положение: усиливается декларирование поддержки и оценки важной роли малого предпринимательства, включая самые высокие государственные инстанции, а реальных механизмов и мер по предоставлению свободы развития нет.

Из года в год повторяется одна и та же ошибка: вместо рекомендованного Президентом РФ выделения средств на развитие малого предпринимательства в размере 0,5% доходной части бюджета, фактически на эти цели направляется в несколько раз меньше и вся политика в отношении населения сводится к пособиям по безработице, социальной помощи неимущим, борьбе с бедностью социалистическими методами.

Для ускоренного развития малого бизнеса необходимы определенные условия. Прежде всего это - качественная и полная законодательная база. В стадии многолетней доработки и согласования находятся в министерствах РФ и комитетах Государственной Думы РФ проекты законов о лизинге, лицензировании отдельных видов деятельности, об ипотеке, обществах взаимного страхования и кредитования, о залоге, таможенном регулировании, а также нормативные документы по упрощению налогообложения малых предприятий.

Необходимо предусмотреть государственные меры по поддержке инвестиционной активности банковской системы резервирования под кредитные риски, а самим банкам разработать и использовать эффективные методы определения кредитоспособности заемщиков. Установить льготное налогообложение доходов банков, полученных ими от инвестиционной деятельности.

Тем самым повысить заинтересованность коммерческих банков в работе с реальным сектором экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...