Лингвистические представление о речи
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Российский государственный педагогический университет Им. А.И. Герцена Факультет коррекционной педагогики Кафедра логопедии
Курсовая работа Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Студентки IV курса, группы лого-2 Харламова О.А. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена Липакова Виктория Ильинична
Санкт-Петербург 2014 год Оглавление Введение. 3 I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития. 5 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода. 5 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе. 18 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. 22 1.4 Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития. 31 Глава II. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития. 37 2.1. Цель, задачи и методы исследования. 37 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей. 39 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи. 41 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития. 43 Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента). 56 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога. 56 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки. 59
3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке. 61 3.4 Исследование пересказа. 63 3.5 Исследование самостоятельного рассказа. 67 3.6 Тест Керна-Йерасека. 68 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи. 70 Заключение. 74 Используемая литература: 76 Приложение………………………………………………………………………79
Введение. В современной науке особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития. Проблема формирования связной речи детей с задержкой психического развития актуальна, так как формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей данных категорий, что повышает их уровень общего развития. В дошкольный период происходит общее развитие ребенка. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Известен ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова 1982, Р.И. Лалаева 2003, Лебедева И.Н 2004). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря. Слепович Е.С. (1989) отмечает, что определенный уровень речевого развития входит в понятие готовности к школе. Под речевой готовностью понимаются: появление и развитие новых форм речи; необходимый словарный запас и определенный уровень сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка; развитие таких функций речевой деятельности, как общение и саморегуляция.
Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии интеллектуальной и речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи. (Слепович Е.С.,1989) Однако в литературе недостаточно данных о развитии связной речи детей старшего дошкольноговозраста с задержкой психического развития, что и определяет актуальность нашего исследования. Исходя этого, проблему формирования связной речи детей с задержкой психического развития можно считать актуальной, и проблему исследования сформулировали так. Проблемы исследования: выявление нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: у дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения связной монологической речи, характеризующиеся нарушением цельности и связности высказываний, а также вариативностью симптоматики и различной степенью выраженности. Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования: нарушения связной монологической речи у детей с задержкой психического развития. Цель исследования: определение оптимальных путей исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития. Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода. Изучение механизмов такого сложного явления как связная речь представляет для нашего исследования особую ценность в связи с тем, что все дети с задержкой психического развития в силу недостаточного развития высших психических функций обязательно имеют проблемы развитии связной речи. Поэтому рассмотрение связной речи с позиции лингвистики и психолингвистики позволит определить,какие ее показатели наиболее точно характеризуют интеллектуальное развитие ребенка, а какие не являются выразительным показателем его когнитивного развития.
Лингвистические представление о речи Наименование «связная речь» употребляется в трех значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст» Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. (Глухов В.П., 2004) Впервые понятие связная монологическая речь как длительная форма воздействия на слушателя была выделен Л.П. Якубинским (1986): «Для монолога будет характерна длительность и обусловленная его связностью, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на медленную реплику; наличие заданности предворительного обдумывания и пр.» В дальнейшем характеристики связной монологической речи, выделенные Л.П. Якубинским (1986), отразились во многих лингвистических и психологических исследованиях. Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относится: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев (1967) особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и...весь «монолог» как целое» (В.П. Глухов, 2004)
Монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формой словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. В.П. Глухов (2004) отмечает, что по сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.(Глухов В.П. 2004) С.Л. Рубинштейн (1998) отмечает то, что связная речь строится на умении раскрыть мысль. Ученый выделил в контекстной (она же монологическая) речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой, и подчеркивает, что «развитие словаря и овладение грамматическими формами включаются в связную речь в качестве частных моментов» и не определяют ее психологической сущности. И.Р. Гальперин (2006), Н.И. Ипполитова (2010) рассматривают следующие текстовые категории: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекции, последовательность. Практический каждый текст связан с ретроспекцией, которая представляет собой возвращение к элементам текста или повтор, или с проспекцией – информацией о том, что будет сказано в последующем. Валгина Н.С. (2004), отмечала, что важнейшими текстовыми категориями являются цельность и связность. Цельность проявляется на уровне содержания (тематическое единство), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Ипполитова Н.А. (2010) пишет: «Все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста.»
В.А. Бухбиндер (1975), отмечая, что неотъемлемым признаком текста является его связность, понимает связность текста как результат взаимодействия нескольких факторов. Это, прежде всего, логика изложения, отражающая соотнесенность явлений действительности и динамику их развития; это, далее, особая организация языковых средств – фонетических, лексико-семантических и грамматических, с учетом также их функционально-стилистической нагрузки; это коммуникативная направленность – соответствие мотивам, целям и условиям, приведшим к возникновению данного текста; это композиционная структура – последовательность и соразмерность частей, способствующих выявлению содержания, и, наконец, само содержание текста, его смысл. Все упомянутые ранее факторы, гармонично совмещаются в едином целом, обеспечивают связность текста. В детской речи чаще встречаются тексты небольшие по объему, поэтому для методики развития речи наибольшее значение имеют лингвистические исследования связности внутри минимального отрезка большого текста. К основным признакам текста, «осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи», относятся: грамматическая связность тематическое, смысловое и структурное единство. Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. (Глухов В.П.,2004) Классификации текста. Любой правильно организованный текст представляет собой смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны как семантически, так и синтаксически. Существуют «функционально-смысловые» типы (Глухов В.П. 2004.). В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Далее мы подробнее разберем значение этих видов. Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии». Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Выделяются различные формы повествования. Разновидностью повествования является, рассказ, в котором различаются завязка, кульминация, развязка. (Глухов В.П., 2004) Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания — последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|