Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
Разработка методики опиралась на современные теоретические представления. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Процесс продуцирования речевого высказывания представляет собой многоуровневый процесс, имеющий сложную многоступенчатую структуру (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, и др.). В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека. Порождение речевого высказывания начинается с формирования мотива высказывания. Л.С.Выготский (1999) рассматривал весь процесс порождения речевого высказывания как движение от мотива, порождающего какую-либо мысль к развертыванию самой мысли, к опосредованию мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и, наконец, в словах. Обобщая идеи, выдвинутые в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева А.А.Леонтьев (1967) определяет речевое высказывание как речевое действие, включенное в целостный акт деятельности в целом. В связи с этим речевому действию присущи такие признаки деятельности как мотивированность, целенаправленность, трехчленность структуры, включающая создание плана, его реализацию и сличение, иерархическая организация. В речевом действии выделяется содержательная сторона, связанная с задачей действия, и операциональная сторона структуры речевого акта, обусловленная условиями действия. К теоретическим основам можно отнести положение из психолингвистики. А.А.Леонтьев представил следующую схему модели порождения (продуцирования) речевого высказывания: мотив – мысль (речевая интенция) – внутреннее программирование – лексическое развертывание и грамматическое структурирование – моторная реализация – внешняя речь.
В соответствии с психолингвистическим подходом, при исследовании по данной методике анализируется не изолированное высказывание, текст как готовые продукты речеобразования, а сами эти процессы. Отличительной чертой психолингвистического анализа является не анализ по элементам, а анализ по единицам (Л.С.Выготский). При этом под единицей понимается психологическая операция. Процесс порождения речевого высказывания складывается из динамической организации операций в сложные речевые действия и в целом в еще более сложную деятельность. В теоретическую основу исследования входят основы из онтолингвистики, позволяющие охарактеризовать развитие связной речи в онтогенезе (С.Н. Цейтлин, С.Л. Рубинштейн). По мере развития ребенка у него увеличивается не только словарный запас, но и качественно меняется сам характер речи. Дошкольный период ребенок овладевает контекстной речью. Также в теоретические основы исследования можно отнести современные положения логопедии, касающиеся задержки психического развития у дошкольников. Характеристика особенностей речевого развития, позволяет выделить речевые и не речевые функции, недостаточность которых отмечается у детей с задержкой психического развития. Нарушение связной монологической речи связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы, недостаточной сформированность как произносительной, так и смысловой стороны речи. Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагносцировать характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей.
Таким образом, опираясь на вышеизложенные теоретические основы – можно определить содержание методики исследования. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития. Для исследования состояния связной монологической речи у детей с ЗПР мы воспользовались методикой обследования монологической связной речи Лалаевой Р.И. (2004). В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: 1) Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога. Цель данного задания - определить смысловой уровень и связность (языкового оформления), а также способа выполнения задания. 2) Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога. Цель данного задания- исследование навыка составления рассказа с опорой на сюжетную картинку с предварительной обработкой, соответствия его изображаемой ситуации; целостности; наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления;. 3) Рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки. Цель данного задания - исследование умения устанавливать логико-временные связи и составления рассказа с опорой на серию сюжетных картинок без предварительной обработкой 4) Составление рассказа по сюжетной картинке. Цель данного задания - исследование умения составления рассказа с опорой на сюжетную картинку без предварительной обработкой. 5) Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок. Цель данного задания – исследование умения устанавливать логико-временные связи и возможности воспроизведения знакомой сказки с опорой на серию сюжетных картинок. 6) Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок. Цель данного задания - исследование умения устанавливать логико-временные связи, объем памяти и возможности воспроизведения сказки с опорой на серию сюжетных картинок. 7) Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Цель данного задания - исследование объема памяти и возможности воспроизведения сказки с опорой на сюжетную картинку.
8) Пересказ текста без опоры на наглядность. Цель данного задания- исследование объема памяти, логичности построения высказывании и возможность воспроизводить сказку без опоры на наглядность. 9) Самостоятельный рассказ. Цель данного задания- выявление индивидуального уровня овладения связной фразовой и монологической речью, логичность рассказа при передаче своих жизненных впечатлений. С учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития, включаются дополните задания: 10) Тест Керна-Йерасека. Цель данного задания- выявление общий уровня психического развития, уровня развития мышления, социальной адаптированности ребенка. Приведем описание заданий: 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога. Материалом исследования служит серия сюжетных картинок. Например, «Мальчик и ласточка». Процедура и инструкция. После отработки содержания картинок с помощью вопросов ребенку дается инструкция: «Составь рассказ «Мальчик и ласточка». Картинки не убираются. В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать. Критерии оценок. Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации; целостности; наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления; грамматической правильности предложений, наличия связующих элементов между предложениями. Рассказы оцениваются в баллах. Определяется уровень смысловой целостности (внутреннего программирования) и связности (языкового оформления), а также способа выполнения задания. Уровни семантической оценки текста: I уровень (самый высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка – 4 балла.
II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Оценка – 3 балла. III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). Оценка – 2 балла. IV уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Оценка – 1 балл. V уровень (низкий) – отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. Оценка – 0 баллов. Уровни языкового оформления текста: I уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка – 4 балла. II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка – 3 балла. III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка – 2 балла. IV уровень (ниже среднего): а)рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б)рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка – 1 балл. V уровень (низкий): а)отсутствие рассказа, б)вместо рассказа – 1-2 предложения. Оценка – 0 баллов.
2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога. Материалом исследования служит, например, сюжетная картинка «В лесу». Процедура и инструкция. После отработки содержания картинки с помощью вопросов ребенку дается инструкция: «А теперь составь рассказ по этой картинке. Он будет называться «В лесу». Картинка не убирается. В случае значительных затруднений, длительных пауз задается один из вопросов диалога.
Критерии оценок, а также уровни оценки рассказа с учетом выделенных критериев те же, что и при анализе рассказа по серии сюжетных картинок. 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки. Материалом исследования служат серии из 3 – 5 картинок. Например: § Серия из 3-х сюжетных картинок «Гроза»: Дети собирают траву (щавель). Пошел дождь, дети убегают. Дети спрятались в шалаше. § Серия из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»: 1 – Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу. 2 – Лодка покачнулась. 3 – Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду. 4 – Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег. § Серия из 4-х сюжетных картинок «Кот и грач»: 1 – Грач и птенцы сидят в гнезде. 2 – Грач улетел, а птенцы остались одни. 3 – Кот залез на дерево, чтобы схватить птенцов. 4 – Грач клюнул кота в нос. Кот упал с дерева. Процедура исследования. Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Гроза» - 2, 1, 3), для серии «Верный друг» - 2, 4, 1, 3), для серии «Кот и грач» - 3, 1, 4, 2). Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке». Если ребенок неправильно раскладывает картинки, экспериментатор говорит: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция; «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться… (Гроза./ Верный друг./ Кот и грач.)». Критерии оценки. Прежде всего оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из 3-х картинок оценивается в 2 балла, по серии из 4-х картинок – в 3 балла, из 5 картинок – в 4 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов. Далее оценивается характер составления рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Материалом исследования служат сюжетные картинки. Например, «Зимние забавы», «Летом на даче». Процедура и инструкция. Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться … (Зимние забавы. Летом на даче.). Критерии оценки. Рассказ оценивается по представленным выше критериям и уровням выполнения задания. 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок. Материалом исследования служит серия из 4-х сюжетных картинок и устный текст. Например, рассказ «Вася и Жучка»: «Вася важно идет в школу. А собака Жучка несет его портфель. Вдруг Жучка увидела кость. Она бросила портфель, схватила кость и понесла ее вслед за Васей. Около школы Вася оглянулся и хотел взять у Жучки портфель. А в зубах у Жучки вместо портфеля – кость. Долго смеялись ребята над его бедой». Процедура и инструкция. Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется «Вася и Жучка». Далее выкладывается первая картинка и читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т.д. После прочтения последней фразы текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется «Вася и Жучка». Картинки не убираются. Критерии оценок. Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений); целостности (наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность); полноты пересказа (наличие пропусков); характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями); способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора). Рассказ оценивается в баллах, уровень выполнения определяется аналогично представленным выше оценкам и уровням. 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок. Материалом исследования служат серии из 4-5 сюжетных картинок и устный текст. Например, серия сюжетных картинок и текст сказки «Лиса и журавль». Процедура и инструкция. Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку «Лиса и журавль». А ты внимательно слушай и приготовься ее пересказать». Экспериментатор читает сказку и одновременно выкладывает перед ребенком соответствующие содержанию картинки. После прочтения сказки дается инструкция: «А теперь перескажи эту сказку. Она называется «Лиса и журавль». Картинки не убираются. Критерии оценок и уровни выполнения задания аналогичны вышеприведенным. 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку Материалом исследования служат сюжетные картинки и устные тексты. Например, сюжетные картинки «Три медведя», «Две козы». «Три медведя». В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка. «Две козы». На узкой тропинке в горах встретились две козы. С одной стороны была гора, а с другой – глубокая пропасть (яма). Остановились козы. Что же им делать? Тогда одна коза легла и прижалась к земле, а другая осторожно перешла через нее. Так обе козы разошлись, и каждая пошла своей дорогой. Процедура и инструкция. Вначале ребенку дается следующая инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься его пересказать. Рассказ называется … (Три медведя. Две козы.)». Перед ребенком выкладывается картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция: «А теперь перескажи то, что я прочитала». Критерии оценок и уровни выполнения задания аналогичны вышеприведенным. 8. Пересказ текста без опоры на наглядность. Материалом исследования служат короткие и длинные тексты. Например, короткие тексты «Катя и Маша» и «Весна» и более длинный текст «Галка и кувшин». «Катя и Маша». Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой Машу. А Маша была маленькой. На пути была речка. Катя взяла Машу себе за спину и перенесла через речку. «Весна». Пришла весна, растаял снег, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочки и пустили их по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали. «Галка и кувшин». Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. В кувшине была вода. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться. Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его послушай и приготовься пересказать». Затем прочитывается текст. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется… (Катя м Маша. Весна. Галка и кувшин.)». Критерии оценок и характер оценки рассказов аналогичны выше представленным. 9. Самостоятельный рассказ. Инструкция: «Расскажи какой-нибудь мультфильм» Критерии оценки. Кроме критериев, использованных при оценке рассказа по серии сюжетных картинок, пересказов, при оценке самостоятельного рассказа учитывается и критерий степени понятности текста. С учетом этого критерия рассказ оценивается по 3-балльной системе: восприятие текста значительно затруднено – 1 балл; текст в основном понятен, но имеются затруднения при понимании отдельных деталей текста – 2 балла; текст полностью понятен – 3 балла. 10. Тест Керна-Йерасека Материал исследования: текст вопросов, ручка, листок для отметки ответов. Инструкция и критерии оценки: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых различных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый.» 1.Какое животное больше – лошадь или собака? - Лошадь = 0 баллов. - Неправильный ответ = -5 баллов. 2.Утром мы завтракаем, а днём - Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. - Ужинаем, спим, другие ошибочные ответы = -3 балла. 3.Днём светло, а ночью - Темно = 0 баллов. - Неправильный ответ = -4 балла. 4.Небо голубое, а трава - Зелёная = 0 баллов. - Неправильный ответ = -4 балла. 5.Черешни, груши, сливы, яблоки это что? - Фрукты = 1 балл - Неправильный ответ = -1 балл. 6.Почему раньше, чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум? - Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов. - Неправильный ответ = -1 балл. 7.Что такое Москва, Ростов, Киев? - Города = 1 балл. - Станции = 0 баллов. - Неправильный ответ = -1 балл. 8.Который час показывают часы? - Правильно показано = 4 балла. - Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла. - Не знает часов = 0 баллов. 9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это, маленькая овечка – это? - Щенок, ягнёнок = 4 балла. - Только один ответ из двух = 0 баллов. - Неправильный ответ = -1 балл. 10.Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего? - На кошку, потому что у неё тоже 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0 баллов. - На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл. - На курицу = -3 балла. 11.Почему во всех автомобилях тормоза? - Две причины (тормозить с горы, остановиться на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. - 1 причина = 0 баллов. - Неправильный ответ (пример: он не ехал бы без тормозов) = -1 балл. 12.Чем похожи друг на друга молоток и топор? - Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) = 3 балла. - 1 подобие = 2 балла. - Неправильный ответ = 0 баллов. 13.Чем похожи друг на друга белка и кошка? - Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвост, шерсть, умеют лазать по деревьям) = 3 балла. - Одно подобие = 2 балла. - Неправильный ответ = 0 баллов. 14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой? - У них есть разные признаки: у винта – нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки и т. д.) = 3 балла. - Винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта – гайка = 2 балла. - Неправильный ответ = 0 баллов. 15.Футбол, прыжки в высоту, плавание это? - Спорт, физкультура = 3 балла. - Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. - Неправильный ответ = 0 баллов. 16.Какие ты знаешь транспортные средства? - Три наземных транспортных средства, самолёт или корабль = 4 балла. - Только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом и кораблём, но только после объяснения, что транспортные средства – это то на чём можно передвигаться = 1 балл. - Неправильный ответ = 0 баллов. 17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? - Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, скорее умрёт, чем молодой) = 4 балла. - Одно или два различия = 2 балла. - Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0 баллов. 18.Почему люди занимаются спортом? - По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закалёнными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не быть толстыми, чтобы добиться рекорда и т. д.) = 4 балла. - Одна причина = 2 балла. - Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов. 19.Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? - Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несёт ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. - Неправильный ответ = 0 баллов. 20. Почему на конверт нужно наклеивать марку? - Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. - Тот, другой должен был уплатить штраф = 2 балла. - Неправильный ответ = 0 баллов. Оценка результатов: Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От — 1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|