Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 В эту группу вошло 13человек – 1 испытуемый из экспериментальной группы и 12 из контрольной группы (43% от общего количества испытуемых). Дети данной группы не испытывали сильных трудностей и с легкостью выполняли все предложенные задания. Что свидетельствует о высоком уровне развития связной речи. Гистограмма 1. Процентное соотношение количества испытуемых с ЗПРи с нормальным речевым развитием по уровню развития у них связной речи.
Из гистограммы 1 видно, что состав групп по уровню развития связной речи из числа детей экспериментальной и контрольной группы разный. Группу с низким уровнем развития связной речи составили лишь дети с задержкой психического развития. В группу со средним уровнем развития связной речи вошло на 10% больше детей с ЗПР, чем с нормальным речевым развитием. В группу с высоким уровнем развития грамматического строя речи вошла большая часть испытуемых контрольной группы, и только лишь 3% испытуемых экспериментальной группы вошли в данную группу, что свидетельствует о низком уровне подготовки детей с ЗПР. Данные, предъявленные в гистограмме 1,свидетельствуют о более высоком уровне развития связной речи у детей контрольной группы в сравнении с детьми экспериментальной группы.
Заключение. Анализ литературы показал, что связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит глубина познания окружающего мира, успешность в получении новых знаний, в общем развитии. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями.
Проведенное нами исследование позволило определить состояние функций речи у детей с задержкой психического развития. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития речи у детей подготовительной группы с задержкой психического развития в большинстве случаев низкий. Таким образом, во всех видах заданий у детей с задержкой психического развития обнаружились существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. У детей с задержкой психического развития имеется отставание в развитие планирующей функции речи, трудности кодирования и декодирования текста. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи у детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Уровень сформированности связной монологической речи у детей с задержкой психического развития неодинаков. Таким образом, исследование показало, что в продуктивной речи детей обеих категорий в основном употребляют простые малораспространенные и распространенные предложения, выражающие объектные и обстоятельственные (преимущественно пространственные) отношения. Используемые синтаксические структуры свидетельствуют о том, что дети еще не владеют в должной мере навыками выражения отношений абстрактного и обобщенного характера. В создаваемых детьми предложениях редко встречаются обозначение атрибутивных отношений, временных связей, недостаточно характеризуется качество действия, способ его совершения, почти не раскрываются причинно - следственные связи, целевые, условные отношения. Практический не используются сложные предложения и совершенно не употребляются в их составе придаточные определительные, сравнительные. В устной речи исследуемых присутствуют все знаменательные и служебные грамматические категории, но количественно преобладают те, которые характеризуются простотой содержания и конкретностью форм.
Дети с задержкой психического развития отличаются затруднениями в грамматическом и семантическом оформлении предложений, что проявляется как в продуктивной, так и репродуктивной речи. Они не подготовлены к восприятию и воспроизведению логико - грамматических конструкций, требующих оперирования пространственными соотношениями. Таким образом, для развития связной речи детей с задержкой психического развития, работа должна проводится по развитию глубинно-семантических и поверхностной структур речевых высказываний. Также необходимо работать над развитием мышления, расширением познавательной деятельности формированием мотивационной сферы.
Список используемой литературы 1) Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» // Издательский центр «Академия», 2000. С; Стр 253 2) Баряева Л.Б, Логинова Е.А. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.» // Спб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б.,2010 с.; Стр 6-30 3) Борякова Н.Ю. «О некоторых особенностях построения речевых высказываний детей 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку.» //Дефектология №5, 1982. 4) Бухбиндер, В. А. «О целостности и структуре текста.» // Вопросы языкознания. -1975. -№ 6. С. 75 5) Валгина Н.С. «Теория текста» // Москва, Логос. 2003 г. с; Стр 15-35 6) Власова Т.А., В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина « Дети с задержкой психического развития.» // Москва, 1984 с; 7) Выготский Л. С. «Мышление и Речь» //М.— Издательство "Лабиринт", 1999. — 352 с.; стр. 300-340 8) Гальперин И.Р. «Текст как объект лингвистического исследования» // М: КомКнига, 2006,с; стр. 18-27,38-42,50-53, 9) Глухов В.П. « Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.» // М.: АРКТИ, 2004.с; стр. 4-20 10) Дробинская А.О., Фишман М.Н. «Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе)» // Дефектология № 5,1996. 11) Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» //М.: Просвещение, 1985. — 65 с.; стр.10-20
12) Жинкин Н.И. «Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов.» в книге «Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи: Труды ин-та психологии.»// М.: Изд-во АПН, 1956. С; стр. 141-250. 13) Звегинцев В.А. «Теоретическая и прикладная лингвистика.» // М.,1967, с. 29. 14) Ипполитова Н.А. «Риторика» // изд-во Проспект, 2010 с.; стр. 91-93 15) Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. // М.: ГНОМ и Д, 2005; стр. 16) Крылова Е.В. Диссертация: «Развитие связной речи у учащихся с ЗПР в условии общего образования» // с.12-19 17) Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» // М., 2004, с; стр. 4-9,11-17 18) Лалаева Р.И. «Нарушение речи у детей с ЗПР.» // СПб,1992 19) Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» // М.:,2003,с; стр. 20) Лебедева И.Н. Диссертация: «Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на модели обучения рассказыванию по картинке.» // Спб, 2004; стр 12-22 21) Леонтьев А.А. «Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания»// М., 1967, с.; стр. 6-16 22) Леонтьев А.А. «Основы Психолингвистики.» // М.:«Смысл»,1999, с.; стр. 63-68 23) Неретина Т.Г. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.»// М.: БАЛЛАСС, 2004,с; стр. 9-14 24) Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии.»// СПб., 1998,с; стр. 425-428 25) Слепович Е.С. «Формирование речи у дошкольников с ЗПР.»// Минск, 1989, с; стр. 4-18 26) Сохина Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.»//; стр. 3-5,110-119 27) Стародубова Н.А. «Теория и методика развития речи дошкольников»// 2007 г,с; стр. 30-35 28) Халилова Л.Б. «Актуальные вопросы порождения речи и их анализ с позиций современной логопедии» /Монографический сборник (Под общей ред. Л.И. Беляковой.)// 29) Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтение: нарушение и восстановление.» // МПСИ Модэк, 2005 30) Чиркина Г.В. «Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ» // М.: АРКТИ, 2003. – 240с; стр. 2-5,19-24 31) Якубинский Л.П. «О диалогической речи»/Язык и его функционирование.// М.: Наука, 1986, 58 с; стр. 6–58
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|