Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
Особенности Лексики. Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность (Лалаева Р.И.,2003).Формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Дети с ЗПР испытывают затруднения в перечислении и определении последовательности времен года, часто смешивают понятия «время года» и «месяц». В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре таких детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных предметов, действий и качеств, также у детей с ЗПР часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам, слова - наименования часто заменяются описанием ситуации или действия. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, формы предмета (Неретина Т.Г.,2004) Результаты исследования словарного запаса у дошкольников с ЗПР показали бедность словаря, ограниченность связей обобщающего слова со словами конкретного значения, трудность подбора родового понятия, трудность актуализации словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Так, вместо названия предмета, ребенок часто дает его описание.
Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. (Лалаева Р.И.,2003) Особенности грамматического строя речи. У детей с ЗПР наблюдаются нарушения словоизменения которые проявляются в неправильном употребление падежных окончаний, предлогов и в формах выражения временных отношений. Также отмечаются недоразвитие словообразования, нарушение грамматического оформления предложений, нарушение поверхностной структуры предложения. (Лалаева Р.И.,1992) Особенности словоизменения. У многих детей с ЗПР младшего школьного и особенного дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. (Борякова Н.Ю.,1982) Значения и формы различных падежей усваиваются неравномерно. Кроме смешения падежных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы. Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно-падежных конструкций. В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде, в падеже. Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, особенно будущего времени глагола, в парадигмах спряжения глаголов. Выявляются нарушения видо - временных форм глаголов в структуре одного предложения (Лалаева Р.И.,2003). Особенности словообразования. Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение синтаксиса речи. Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы. В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов обобщения, сравнения, дифференциации, у детей с ЗПР обнаруживаются особенности процессов словообразования. У детей с ЗПР процесс словообразования задерживается и затягивается во времени.
В речи детей с ЗПР наблюдается, как правило, несколько словообразовательных вариантов. В большинстве случаев дети с ЗПР не дифференцируют в импрессивной речи правильный и неправильный словообразовательный вариант. Этот факт свидетельствует о несформированности «чувства языка» у детей с ЗПР. Особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых высказываний. Для детей с ЗПР характерно нарушение как глубинно-семантической, так и поверхностной структуры предложения, также у детей с ЗПР часто наблюдаются персеверации, влияние смысла ранее воспринятых предложений (Неретина Т.Г.,2004). Особенно большие искажения семантической структуры предложения наблюдаются при письменном репродуцировании предложений. Дети с ЗПР чаще, чем нормально развивающиеся сверстники, используют речевые стереотипы. Несформированность глубинно-семантического структурирования, недостаточное развитие синтагматических отношений, а также неточность лексики обусловили большое количество нарушений структуры высказываний. Они проявляются: 1) в составлении грамматически правильных, но асемантичных высказываний; 2) в замене предложения словосочетанием, часто тавтологическим. Это свидетельствует о недифференцированности понятий о предложении и словосочетании, о недоразвитии процессов предицирования; 3) в преобразовании заданных глаголов и прилагательных в существительные. В структуру предложений, составленных детьми с ЗПР, наиболее часто включаются субъектные, объектные и локативные отношения. Редко включаются атрибутивные, временные отношения, обозначение качества действия, способа его совершения. В предложениях почти не наблюдается обозначения причинно-следственных связей, целевых, условных отношений. Прилагательное, как более абстрактная, обобщенная часть речи, с большим трудом включается детьми с ЗПР в структуру синтагматических и парадигматических связей. Нарушения семантической структуры предложений у детей с ЗПР проявляются в пропуске семантически значимых компонентов высказывания (объекта, предиката), а иногда и в избыточности конструкции. Частыми ошибками являются нарушения порядка слов в предложении. Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим количеством аграмматизмов морфологического характера. (Мальцева Е. В., 1991)
Вывод: Успешное овладение связной речью зависит от овладения ребенком рядом языковых умений: 1) строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; 2) пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации; 3) соблюдать структуру определённого типа текста, позволяющую достичь поставленной цели; 4) соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств; 5) отбирать адекватные лексические и грамматические средства. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени нарушены большинство из названных умений. Значительные трудности в овладении связной речью у детей с ЗПР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы и особенностями психической деятельности: - для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности; - ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности; - наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная; - наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти); - в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; - наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;
Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка. Формирование речевой деятельности этой категории детей носит также специфический характер. Хотя бытовая речь их мало отличается от нормы, но словарь сужен, особенно активный. Объем понятий недостаточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. У таких детей затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений. По-иному происходит становление словообразовательной системы языка. Отстает развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Ряд грамматических категорий в их речи отсутствует. Для речевой деятельности характерна недостаточность монологической речи. У этих детей часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слов, они недостаточно владеют звуковым образом слова. Такие дети испытывают существенные трудности в словесной регуляции деятельности. (Е. С. Слепович,1989) Перечисленные особенности речевой деятельности этих детей вызывают значительные трудности при обучении. Но стоит отметит, что дети с ЗПР обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью взрослого они выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Все вышеперечисленные особенности важно учитывать как для диагностики связной речи детей с задержкой психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|