Глава 1. Сущность и структура коммуникации[Р7].
Глава 1. Сущность и структура коммуникации[Р7]. Параграф 1: Понятие «коммуникация». Ее функции и свойства.
Теория коммуникации является относительно новой областью научного знания, которую стали выделять в виде отдельной дисциплины в России лишь в последнее десятилетие. В связи с этим в данной области существует еще множество неразрешенных вопросов по разным темам. Для того, чтобы исследовать смысл и понимание в теории коммуникации, необходимо сначала разобраться в понятии «коммуникация». Вне всяких сомнений, коммуникация является необходимым условием для жизни человека, а также одной из фундаментальных основ существования общества. Общество, в свою очередь, [Р8] определяется не совокупностью индивидов, но их связями и отношениями. Именно поэтому многие обществоведы в лице политологов и культурологов, философов и социологов, лингвистов и журналистов, психологов и педагогов как в далеком прошлом, так и по сей день обращаются к проблемам человеческого общения. Несмотря на то, что для нашей страны теория коммуникации стала основательно изучаться с недавних пор, в остальном мире этим вопросом занимаются уже довольно давно (особенно, в Европе и США). Особенно бурный рост интереса со стороны исследователей к проблемам информации и коммуникации наблюдается во второй половине ХХ века с развитием таких сфер, как электронные системы связи, кибернетика и прочие. С течением времени появлялись работы К. Шеннона, Н. Винера, А. Берга, А. Колмогорова и других. Благодаря ним, понятия «информация», «коммуникация», «информационный обмен» стали широко известны и применимы в самых разных областях науки. Уже к тысяче девятьсот шестидесятым годам было приведено около сотни определений термину «коммуникация». Стоит отметить, что на сегодняшний день их гораздо больше. Рассмотрим лишь некоторые из них:
Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы[Р9], средства их передачи в пространстве и сохранения во времени [1]. Коммуникация - обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать [2]. Коммуникация - в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности [3]. Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной [4] Коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей... Коммуникация – это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности [5]. Коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека [6]. Коммуникация (биол. ) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов [7]. Коммуникация - специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания [8]. Эти определения дают представление о феномене коммуникации, как о многоаспектном, многозначном понятии. В контексте данной работы возьмем за основу последнее определение и выделим[Р10] основные значения из определений:
- Универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; - Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое [9]; - Биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т. д.; - Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т. е. к социальной коммуникации - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем. Для общего понимания немного затронем структуру коммуникации, но разберем ее подробнее уже в следующей главе. В любом, даже самом элементарном процессе коммуникации есть как минимум 4 элемента[10]: - Коммуникатор (от него исходит сообщение) - Передаваемое сообщение - Канал (по нему передается сообщение) - Реципиент (ему это сообщение адресовано) Выходит, коммуникация – это один из вариантов взаимодействия между двумя и более субъектами. В таком случае, чем другие формы взаимодействия отличаются от этой? Обратим внимание на некоторые уникальные признаки коммуникации: - Неодушевленные предметы не могут являться участниками коммуникации. Например, разговор между двумя людьми или общение внутри группы является коммуникационным процессом, тогда как взаимосвязь между цветком и углекислым газом – нет. - Взаимодействие обязано включать в себя передаваемую информацию, будь то ее материальная форма (жест, речь) или нематериальная. Рассмотрение коммуникации в действии, как процесса приводит к ее внутреннему усложнению. Она состоит из следующих компонентов: - Адресант (говорящий) - Адресат (слушающий)
- Форма общения (дружеская/нейтральная/официальная) - Цель общения - Место общения - Средства общения (вербальные/невербальные) Стоит также обратить внимание на деление каналов коммуникации на личные – те, что подразумевают наличие отправителя и получателя, а также рефлексии, обратной связи – и неличные – они, в свою очередь, являются каналами без обратной связи. Теперь рассмотрим функции коммуникации. Их, как правило, выделяют при анализе коммуникаций. При этом, в коммуникативном процессе могут сочетаться сразу несколько функций, из которых одна или две будут определяющими. Учитывая эти функции, можно составить классификацию коммуникативных процессов, беря во внимание виды деятельности, потребности и интересы, реализуемые в коммуникации. Примерами таких классификаций являются работы А. А. Леонтьева [11], выделяющие обширный спектр функций, или К. Бюлера [12], сосредоточенные на основных функциях. Функции коммуникативного процесса довольно широко рассмотрены в социально-психологической литературе, где говорится о важности коммуникации для социализации личности ( Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн ), обмена социальным опытом и организации совместной деятельности. Функции социальных коммуникации имеют следующую классификацию[13]: - Инструментальная – управление действиями. - Социальный контроль – регламент поведения. - Социализация – процесс, с помощью которого личность учится взаимодействовать с другими, перенимает нормы и правила. - Синдикативная – объединяет людей. - Трансляционная – обмен информацией. Помимо этих существуют также функции, стимулирующие реализацию личностного потенциала: - Аффилиация – желание находится в обществе других, где коммуникация способствует разработке программ социальной идентификации личности и удовлетворяет потребность в успехе и признании. - Подтверждение себя в другом – связана с повышением самоуважения, самооценки и стимулирующая личностный рост. Также выделяются функции, формирующиеся посредством СМИ и имеющие общественную значимость:
- Повышение социальной активности граждан - Обеспечение социального контроля и управления В свою очередь, в межличностной коммуникации особое место занимают функция чувства безопасности или распределение ответственности. Интересным явлением является тот факт, что человек легче справляется со спонтанно возникшей сложной ситуацией, если оказывается в ней с другими. Кроме того, в процессе коммуникации формируется и функция фасилитации, заключающаяся в том, что человек стремится улучшать отношения и оказывать взаимопомощь. Не менее важной является психотерапевтическая функция: через общение с другими личность избавляется от одиночества, получает необходимую ей социальную поддержку, понимание и принятие другими. В данном контексте следует упомянуть про функции социальных ритуалов. Социальные ритуалы – определенные и нормированные паттерны поведения в тех или иных ситуациях. Здесь можно выделить такие ритуалы, как критический, формализованных правил, убеждений, идеологии и т. п. Не будем углубляться в их классификацию, важна лишь суть: четко обозначенные, устойчивые и последовательные ритуалы позволяют прогнозировать социальные события и действия, реализующие функции стабилизации межличностных отношений, социального контроля и передачи опыта поколений. Выделяют следующие функции социальных ритуалов: - Мировоззренческая - Коммуникативная - Социального контроля - Регулировка психической стабильности, формирование уверенности в кризисных ситуациях Эти функции во многом схожи с функциями самой коммуникации, что не удивительно, ведь они являются ее неотъемлемой частью.
Выводы к параграфу 1: - Существует множество дефиниций термина «коммуникация», что говорит о нем, как о многоаспектном и многозначном понятии. - Распределение ролей в процессе коммуникации является динамическим, ведь с течением времени они могут меняться. - Вышеописанное множество функций коммуникативного процесса наглядно демонстрирует его значимость в формировании и развитии как отдельной личности, так и общества в целом. Социальные коммуникации помогают обозначить границы взаимодействий, ориентироваться в целях и способах социальных взаимоотношений, урегулировать конфликты и создавать безопасный социальный мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|