Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф 2: Способы улучшения понимания при коммуникации.




 

Ни для кого не секрет, что результат коммуникации зависит от качества этой самой коммуникации. Иногда коммуникационный процесс проходит легко, без лишних проблем. Впрочем, довольно часто между адресатом и адресантом возникают коммуникационные барьеры, осложняющие понимание. Как правильно выстроить коммуникационный процесс таким образом, чтобы избежать их негативного воздействия? Давайте разберемся в классификации и способах преодоления коммуникационных барьеров.

Барьеры коммуникации – это препятствия на пути эффективной коммуникации, опосредованные социальными, психологическими или естественными факторами, возникающими при коммуникации[25]. Главным фактором, порождающим барьеры, являются человеческие эмоции. Чувства, вызванные полученной информацией, могут усилить, исказить или вовсе заблокировать сообщение отправителя.

Выделим самые распространенные коммуникационные барьеры:

1. Субъективная интерпретация. Как уже говорилось ранее, сознание и жизненный опыт каждого человека отличается от других, в следствие чего при интерпретации возникает новый, отличающийся от других смысл. В результате человек оценивает не сырые данные, а уже переваренную в своей голове информацию. Во избежание этого барьера адресанту необходимо выражаться предельно однозначно, а адресату уточнять понятую им мысль.

2. Психологический феномен восприятия. Людям свойственно создавать и оценивать образы других. Если какой-то сложившийся образ оценивается негативно, то вне зависимости от того, что этот человек будет пытаться нам донести, мы будем относится к его словам с чувством неприязни или недоверия. А эти факторы как раз плохо сказываются на коммуникации. Стоит запомнить: чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения информации.

3. Барьеры непонимания. Это практические барьеры, включающие в себя фонетический, стилистический, семантический и логический.

a. Фонетический. Неправильно поставленный голос может сильно сказаться на общем впечатлении. Речь должна вызывать правильный эмоциональный отклик. Если, например, тихо и монотонно рассказывать о радостном событии, то собеседник окажется в растерянности, ведь он не поймет, важно ли для вас случившееся. Уверенная речь с правильно выбранным эмоциональным окрасом и расставленной интонацией повышает эффективность коммуникации.

b. Стилистический. Выбирать стиль общения следует исходя из статуса собеседника и ситуации. Например, в компании друзей является вполне естественным пошутить или выразиться просто и прямо. Но в общении на рабочем месте разговорный стиль уже не уместен: если отпустить в адрес начальника пару колкостей, то вас, в лучшем случае, просто не поймут.

c. Семантический. Этот барьер, прежде всего, связан с тем, что, зачастую, и слов в языке существует не одно, а несколько значений. Стоит выбирать подходящие термины для выражения своей мысли.

d. Логический. Неумение правильно строить логические цепочки и аргументировать свою позицию неизбежно скажется на процессе коммуникации. Для восприятия информации важна не только оболочка в виде фонетики, стилистики и семантики, но и само содержание сообщения. Необходимо строить свою речь последовательно, подкрепляя смысл логическими доводами и фактами.

4. Барьеры социально-культурного различия. Общение между разными с точки зрения социального уровня или религии людей очень редко проходит без проблем. При построении коммуникации всегда стоит учитывать эти различия.

Кроме барьеров, описанных выше, существует также особый вид – психологические барьеры, частично описанные в пункте 2 и включающие в себя:

1. Барьер отношений. Это психологический феномен, возникающий между участниками при непосредственной коммуникации. Если партнеры испытывают симпатию друг к другу, то общение протекает без проблем, а непонимание устраняется усилиями обеих сторон. Напротив, если между людьми есть конфликт, недоверие или неприязнь, то коммуникация очень редко оказывается плодотворной.

2. Барьер отрицательных эмоций. Эмоции – это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Не все эмоции способны создавать коммуникационные барьеры, но существует ряд чувств, сильно затрудняющих общение.

a. Страдание. Такие факторы, как трагическое событие, неуверенность в себе и своем социальном статусе, физическая боль, заниженная самооценка и т. д., снижают уровень общительности как у самого человека, так и собеседника.

b. Гнев. В состоянии гнева люди не способны вести конструктивный диалог.

c. Отвращение и брезгливость. Возникает из-за несоблюдения элементарных норм этики или, например, правил гигиены. Небрежный вид – на первый взгляд, совсем непримечательный и не относящийся к теме диалога аспект – может сыграть ключевую роль при общении.

d. Презрение. Он может быть вызван аморальными поступками, предательством, негативными чертами характера или предрассудками, и, как и в случае с предыдущим пунктом, препятствует контакту с другими людьми.

e. Страх. Один из самых труднопреодолимых эмоциональных барьеров. При мысли общения с личностью, вызывающей страх, появляется желание избегать ее, стараться не встречаться и не попадаться ей на глаза.

f. Барьер стыда и вины. Возникает в результате осознания неуместности происходящего, критики, лести, от осознания вины перед собеседником и т. п. В подобной ситуации человек краснеет, теряется и старается уйти от контакта.

g. Плохое настроение. Плохое настроение часто способствует конфликтам. Это эмоционально-негативное состояние влияет на партнера, парализуя его желание общаться.

Эмоциональные барьеры негативно влияют на коммуникацию именно потому, что переводят внимание человека от непосредственной темы общения на себя. Слова обладают значительной психологической энергией, поэтому нужно учитывать возможность задеть чувства собеседника своим сообщением.

В контексте эмоциональных барьеров и способов их обхода следует обозначить такой термин, как «эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект (эмпатия) – способность понимать чувства другого человека и сопереживать ему. В основе этого понятия лежит попытка представить себя на месте другого. Эмоциональный интеллект полезен не только для людей, связанных с помогающими профессиями (врач, волонтер), но является актуальным для всех. Он существенно повышает качество общения во всех сферах жизни.

Многие считают, что наличие эмпатии у человека связанно лишь с генами и характером, но это не так. Основную роль играет опыт общения личности с другими на протяжение жизни, например, обстановка в семье. Если человек привык решать конфликты мягко, относиться к близким с пониманием и находить компромиссы, то у него в любом случае будет развитый эмоциональный интеллект. Эмпатия расширяет рамки нашего разума, позволяет взглянуть на ситуацию с новой стороны – со стороны собеседника.

В настоящее время различают два типа эмпатии: эмоциональная и когнитивная. Первая подразумевает полное переживание опыта другого внутри себя. Вторая же включает в себя понимание чувств, но ограничивает их переживание. Несмотря на это, когнитивная эмпатия уместна в тех случаях, когда есть шанс перегореть от этих самых чувств. Человеку, который столкнулся с неприятным опытом, это поможет легализовать свои переживания и право испытывать любые эмоции, перестать себя корить и ругать за собственные чувства, осознавать и более свободно думать о том, что происходит. Нам — перестать бояться того, что непонятно, расширить и облегчить восприятие происходящего.

Идеальным балансом между эмоциональной и когнитивной эмпатией будет позиция: «Я вижу, что тебе плохо, и я не могу даже представить, с чем тебе пришлось столкнуться», «Мне сложно понять, что ты переживаешь, помоги мне увидеть мир твоими глазами, понять, что ты испытываешь». Ситуация не предполагает, что мы буквально переживаем то, что чувствует другой человек. Но при этом, мы имеем представление, что он столкнулся с чем-то сложным.

Теперь, имея представление об основных барьерах коммуникации и о том, как их обходить, просуммируем знания и кратко обозначим концепцию того, как следует вести себя при коммуникации для ее успешного осуществления:

1. В время коммуникационного акта контролируйте свои эмоции. Такие чувства, как гнев или тревога, сильно препятствуют построению тезисов и адекватному аргументированию. Как только человек выключает голову и включает эмоции – коммуникацию можно считать неуспешной.

2. Концентрируйтесь на цели общения. Вступая в коммуникативный процесс, человек должен четко осознавать для себя, зачем он это делает и чего хочет добиться. Помня о цели, намного легче строить речь и добиваться результата.

3. Правильно ставьте границы восприятия информации в диалоге. Порой, не стоит воспринимать всерьез каждое слово, что собеседник вам адресует. В особенных случаях (например, когда собеседник переходит на личности, пытается оскорбить) проще поставить некий заслон и ограничить себя от ненужной информации, концентрируя внимание на цели общения.

4. Думайте не только за себя, но и за собеседника. Поняв, чего он пытается достичь, намного легче предсказать его следующий шаг, оценить успешность коммуникации и, сделав выводы, действовать соответственно.

5. Помните о коммуникационных барьерах и способах их разрешения. Как и с предыдущим пунктом, искать их нужно не только у себя, но и у собеседника. В случае с собой попытайтесь их устранить, в ином случае, учитывайте их при построении речи.

 

Выводы к параграфу 2:

Для повышения эффективности коммуникации необходимо учитывать различные коммуникационные барьеры, описанные выше, и знать пути их обхода. С помощью улучшения своей речи в фонетических, семантических и стилистических аспектах, развития навыков построения логических цепочек и прочих коммуникативных инструментов, к примеру, эмпатии мы существенно упрощаем для себя любые коммуникативные ситуации и облегчаем общение во всех сферах жизни, что открывает новые возможности и перспективы.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...