Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф 2[Р11]. Структура коммуникации.




Параграф 2[Р11]. Структура коммуникации.

 

Вернемся к структуре коммуникации. Коммуникативный процесс есть непрерывное паралингвистическое или вербальное взаимодействие, в котором, помимо коммуникантов, задействованы также такие элементы, как формулирующие и интерпретирующие сообщения. Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (партии, правительства, фирмы, общественные организации и т. д. ). Сообщениями, большинстве случаев, являются высказывания или тексты. Но в формате невербальной коммуникации ими может быть изображение (знак, фотография), поступок (знаковый поступок политической партии) и физический предмет (цветок, архитектурное сооружение).

Все сообщения состоят из вербальных и невербальных знаков. Они, в свою очередь, образуют знаковую систему, код или язык. Коммуникации могут осуществляться как вербальными средствами, так и невербальными.

Вербальная коммуникация является основным способом коммуникации для человека. К ней относятся устная и письменная речь. Основной наукой, рассматривающей данный аспект коммуникации, является лингвистика.

Невербальные средства делятся на две группы: система жестов (язык жестов для глухонемых к ним не относится) и вторичные языки (азбук Морзе, языки программирования, музыкальная нотация). Невербальная коммуникация изучается паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

Коммуникация любого типа рассматривается как процесс, определяемый социокультурными закономерностями. Внешние воздействия (стимулы), специфика структур социокультурных коммуникаций, наличие в их процессе созданных представлений и неосознанных побуждений дают возможность выделить основания для дифференциации коммуникативных процессов в обществе.

В основе коммуникации заложены стремление к пониманию, привычки, познавательные или эмоциональные побуждения, что делает коммуникацию важным инструментом человеческих отношений. Рассмотрим подробнее составляющие коммуникативного процесса[14].

Источник коммуникации (адресант) – лицо, группа или организация, генерирующая сообщение. В качестве источника может выступать президент компании или страны, информационное агентство, компания-рекламодатель, агент по личным продажам. Закладываемый смысл и однозначная интерпретация сообщения обычно лежат на адресанте. Результат интерпретации получателем определяется рядом факторов, прежде всего кодированием.

Кодирование – представление идеи, которую отправитель стремится донести адресату. Это один из важнейших компонентов коммуникации. Благодаря кодированию адресант переводит свое сообщение из идейной формы в систему знаков, понятных адресату. Целью отправителя является обеспечение как можно более однозначного интерпретирования сообщения получателем в зависимости от цели коммуникации. В качестве кодов могут использоваться слова в устной и письменной речи, знаки, визуальные образы, запахи, звуки, цвета или жесты.

Сообщение – закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю. В связи с тем, что коммуникация является целенаправленным действием, важно понимать, что из себя представляет сообщение. Оно содержит два основных аспекта: содержание (мысли, доводы, факты, аргументы) и личность, делающая сообщение. Если с первым все предельно понятно, то второе может вызывать недопонимание, но тут нет ничего удивительного. Очень часто люди не отличают личности оратора от того, что он говорит. Симпатия к оратору играет очень важную роль в коммуникации. Некоторые политические лидеры получают голоса лишь потому, что нравятся избирателям. Причем, симпатия зависит в большей степени не от внешнего вида оратора, но от его харизмы.

Декодирование сообщения – перевод его на язык получателя. В основе декодирования лежит личное восприятие получателя, его способность распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи идеи. Беря во внимание этот аспект, можно сделать вывод: декодирование носит субъективный характер. Адекватность восприятия сообщения зависит лишь от получателя. Различные факторы могут как снижать адекватность восприятия (например, незнание иностранного языка), так и повышать (схожий жизненный или профессиональный опыт).

Получатель (адресат) – лицо или группа лиц, принимающих сообщения. Реакция получателя определяет результат коммуникации. Успех или результат коммуникации может быть различным. Сообщение может создать или изменить отношение публики к объекту коммуникации. Для того, чтобы оценить успешность коммуникативного акта, нужно выявить и идентифицировать обратную связь.

Предполагается, что результат коммуникации должен сопоставляться с ее целями. Обычно он выражается следующим образом:

· Изменение в знаниях получателя информации

· Изменение в установках, представлениях, убеждениях

· Изменение поведения

Изменение в поведении получателя отследить довольно просто. Но изменения, произошедшие в сознании и не отразившиеся на поведении, напротив, выявить очень трудно. В определенной мере могут быть полезны результаты социальных исследований и наблюдений.

Одним из важнейших факторов социального контекста, влияющим на коммуникацию, является коммуникативная ситуация, порождаемая в ходе любого коммуникативного процесса.

Коммуникативная ситуация – совокупность обстоятельств, положение и обстановка, в которых совершается коммуникативный процесс. Коммуникативные ситуации делятся на индивидуальные и массовые.

Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния социальной группы на поступки и характер отдельно взятого человека. В данном случае внимание уделяется небольшим группам, характеризуемым устойчивостью, малыми размерами, обилием неформальных отношений и прямым контактом между членами группы. Здесь общение проходит на межличностном уровне.

Мнение и поведение отдельного индивида всегда зависит от социального окружения, что делает последнее важной частью коммуникационного процесса. Принятые нормы и условности непосредственно влияют на характер коммуникации. В любом обществе существуют некие рамки «нормальности». В качестве простейшего примера можно рассмотреть труд П. Монсона «Лодка на аллеях парка», в котором буквально на пальцах объясняется, как нормы общества динамически меняются, и то, что недавно являлось абсурдом и вызывало острую реакцию у общества, уже сегодня – норма. Так почему же мнение общества влияет на коммуникационный процесс? Во многом это происходит потому, что именно общество определяет почему, как, в каком направлении и с каким результатом осуществляется коммуникация. Для подкрепления этих размышлений рассмотрим две концепции – двуступенчатого хода процесса коммуникации и концепцию функции усиления.

Концепция двуступенчатого хода коммуникации заключается в том, что информация изначально достигает более активных членов группы (обычно лидеров), а уже после – менее активных. Например, информация с места событий сначала попадает от журналиста в редакцию газеты, и у нее есть возможность отфильтровать и интерпретировать информацию. [Р12] Причем, даже в тех случаях, когда информация доходит изначально до обычных граждан (в том случае, если они сами были на месте события), они все равно обращаются к СМИ с целью получить общее представление о случившемся. Отсюда вытекает еще один пункт, описанный выше – мнение члена группы больше зависит от мнения других членов этой же группы, чем от внешних воздействий. Это делает личностей, пользующихся авторитетом, очень важным источником воздействия. В малых социальных группах, где устанавливаются прочные межличностные связи, часто наблюдается схожесть мнений по большинству вопросов, и гораздо реже прослеживаются какие-либо особые взгляды и, тем более, противоречащие поведению большинства.

Вторая концепция – усиления – подразумевает, что для любой социальной группы является нормой, когда один человек консультируется с другим для принятия решений. Иначе говоря, привлекая мнение другого, индивид стремиться подкрепить свою позицию.

На процесс передачи информации обращали внимание еще мыслители Древней Греции, выделяя структуру «оратор – речь – аудитория», ставшую основой для все будущих моделей коммуникации. Такие модели помогают организовать свои мысли о различных сторонах политической, экономической, религиозной и других областях жизни общества и эффективно соизмерять свои действия с конкретными аспектами коммуникационного события. При этом, являясь схемами, они удобны для восприятия и систематизации знаний о коммуникативном процессе.

 

Выводы к параграфу 2:

- Коммуникация любого типа рассматривается как сложный по своей структуре процесс. Для ее успешного осуществления необходимо тщательно разобраться в этой структуре, учитывая все особенности (например, двуступенчатый ход коммуникации).

- В основе коммуникации заложены стремление к пониманию, привычки, познавательные или эмоциональные побуждения, что делает коммуникацию важным инструментом человеческих отношений.

- Мнение и поведение отдельного индивида всегда зависит от социального окружения, что делает последнее важной частью коммуникационного процесса[Р13].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...