Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные предприятия




Понятие государственного предприятия, его функции. Виды государственных предприятий.

Государственное предприятие – это юридическое лицо, образуемое уполномоченными органами государства, имущество которого принадлежит предприятию на основе ограниченного вещного права хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Помимо того, государственное предприятие – это организационно-правовая форма государственного предпринимательства.

Частным лицам запрещено учреждать предприятие в качестве субъекта права.

Различают два основных вида государственных предприятий: предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

То есть основным критерием классификации служат вещные права, на базе которых предприятие владеет, пользуется и отчасти распоряжается имуществом, находящимся на его балансе.

В зависимости от субъекта государственной собственности, органа государства, создавшего предприятие, они подразделяются на предприятия, которые находятся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия и предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, - коммунальные государственные предприятия.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения может выступить учредителем другого государственного предприятия, которое называется дочерним государственным предприятием.

Цели создания и содержание деятельности государственных предприятий должны носить преимущественно публичный, социально значимый характер.

Говоря о термине «предприятие», необходимо заметить, что законодатель употребляет его в двух смыслах.

С одной стороны, государственное предприятие есть организационноправовая форма юридического лица, субъект права. С другой, – под этим термином понимается объект прав, имущественный комплекс, использу-

емый для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. предприятие есть вещь.

Для устранения смысловой путаницы, которая неизбежно возникает при использовании одного термина «предприятие» в двух разных значениях, российский законодатель, маркируя государственное предприятие

в качестве субъекта гражданского права, использует словосочетание «унитарное предприятие».

В соответствии с действующим законодательством имущество может принадлежать государственному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. И если первое – это

есть вещное право исключительно государственных предприятий, то второе (право оперативного управления) – вещное право казенных предприятий, а также учреждений.

Перечисленные характеристики позволяют отнести государственные предприятия (наряду с государственными учреждениями) к особой группе юридических лиц, которую можно обозначить как «государственные

организации».

.

Предмет и цели деятельности государственного предприятия должны соответствовать целям и предмету, закрепленным в законодательных актах о государственном предприятии, и определяются в уставе его учре-

дителем – уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

Осуществление государственным предприятием деятельности и совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям деятельности, закрепленным в уставе предприятия, запрещается.

Об особом характере государственного предпринимательства говорит также то, что предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров, работ, услуг, если

заключение этих договоров предусмотрено заказом государства. Заказ государства для государственного предприятия является обязательным.

И только продукция, работы, услуги, не охваченные заказом государства, реализуются предприятием самостоятельно (ст. 13 Закона «О государственном предприятии»).

Особенности создания и управления государственными предприятиями

Любое государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению собственника в лице его уполномоченного органа.

Учредительными документами как республиканских, так и коммунальных предприятий являются решение собственника и устав, который тверждается его учредителем - уполномоченным органом по представ-

лению органа государственного управления.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения

Государственные предприятия должны содержаться за счет доходов от собственной деятельности. Это значит, что создание предприятий на праве хозяйственного ведения имеет смысл в тех сферах, где существует

возможность получения прибыли, и государство как собственник имущества заинтересовано в получении части чистого дохода (части прибыли, полученной предприятием).

Орган государственного управления ежегодно устанавливает общий размер фонда оплаты труда предприятия. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и

иного вознаграждения определяются предприятием самостоятельно, но в пределах установленного фонда оплаты труда.

В целях недопущения злоупотреблений со стороны руководства предприятия, размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премиро-

вания и иного вознаграждения устанавливаются органом государственного управления.

За государственным предприятием закрепляются уставный и резервный капиталы.

Размер уставного капитала предприятия определяется его учредителем (уполномоченным органом), он не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 размеров

МРП, установленного на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного капитала указывается в уставе предприятия.

Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.

 

Предприятие обязано формировать резервный капитал в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее 10% его уставного капитала, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоря-

жении прибыли до достижения резервным капиталом установленной величины.

Средства резервного капитала используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения по ним в случае

недостаточности иных средств предприятия.

.

Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия.

Дочернее государственное предприятие является юридическим лицом, которое создано другим государственным предприятием за счет имущества последнего. Дочернее предприятие следует отличать от дочерней организации (ст. 94 ГК), которая может быть образована любым частным юридическим лицом, тогда как учредителем дочернего предприятия выступает исключительно государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. Существенные различия есть также в ответственности указанных организаций.

 

Казенное предприятие.

Право оперативного управления является более узким по объему вещным правом, по сравнению с правом хозяйственного ведения. Однако, если право хозяйственного ведения есть только у государственного пред-

приятия, то право оперативного управления принадлежит как казенным предприятиям, так и учреждениям, в том числе частным, негосударственным. Таким образом, организации, основанные на праве оперативного

управления, призваны управлять чужим имуществом, независимо от того, кому это имущество принадлежит – государству или частным лицам.

Получив имущество от собственника, казенное предприятие осущствляет в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначе-

нием имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных ГК для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное

не установлено законодательством. Данная норма подчеркивает вещный характер права оперативного управления.

Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения его уставной деятельности. Эта норма прямо указывает на то, что казенное

предприятие – это организация цели, причем цель любого государственного предприятия – это реализация тех или иных функций государства как публичного субъекта, например, обеспечение безопасности и под-

держание обороноспособности страны, защита прав и свобод граждан, поддержка и развитие образования, культуры, фундаментальной и прикладной науки, здравоохранения и т.п. В силу всего сказанного, казен-

ные предприятия могут осуществлять лишь конкретные виды деятельности, определенные для них государством.

Так, казенные предприятия могут создаваться в установленном законодательством порядке для: выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от по-

жаров, наводнений и других стихийных бедствий; осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и др.

По своим обязательствам казенное предприятие отвечает только деньгами, находящимися в его распоряжении. Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случая ликвидации этого предприятия. Так, при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об

удовлетворении оставшейся части требований за счет государства собственника имущества этого предприятия.

При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несут Республика Казахстан или соответствующая административно-территориальная единица. Однако по

обязательствам Государственного центра по выплате пенсий государство в лице Правительства РК несет ответственность в полном объеме. По договорным обязательствам казенного предприятия Республика

Казахстан или административно-территориальная единица несут субсидиарную ответственность только в рамках выполнения государственного заказа. Поэтому все гражданско-правовые сделки, заключаемые казен-

ными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа и государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством РК.

 

 

ЛЕКЦИЯ 11

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

П Л А Н

1. Понятие и формы некоммерческих организаций

2. Правовое положение отдельных форм некоммерческих организаций

2.1. Учреждения

2.2. Общественные объединения

а) общие положения

б) политические партии

в) профессиональные союзы

2.3. Фонды

2.4. Религиозные объединения

2.5. Иные виды некоммерческих организаций

1. Понятие и формы некоммерческих организаций

Одним из видов юридических лиц, предусмотренных законодательством, являются некоммерческие организации. В зарубежном праве чаще всего используется понятие неправительственной организации. Но для

казахстанского права указанное понятие неприемлемо в силу того, что некоммерческие организации могут быть созданы на базе как государственной, так и частной собственности. В соответствии со ст. 34 ГК не-

коммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

Правовое положение некоммерческих организаций в Казахстане регулируется, прежде всего, ГК, Законом «О некоммерческих организациях» и специальными нормативными правовыми актами об отдельных разновидностях некоммерческих организаций. В ГК некоммерческим организациям посвящен раздел VII (ст.ст. 105-110). Отдельным формам некоммерческих организаций посвящены следующие законодательные

акты: Законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», «О потребительском кооперативе», «О жилищных отношениях», «О сельской потребительской кооперации», «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)», «О нотариате», «Об адвокатской деятельности» и др.

2. Правовое положение отдельных форм

некоммерческих организаций

2.1. Учреждения

Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 105 ГК).

Главное отличие учреждений от других форм некоммерческих организаций можно провести по цели создания, природе права на принадлежащее имущество и особенностям ответственности по обязательствам.

Учреждение может быть создано только для осуществления функций некоммерческого характера и является единственной формой некоммерческой организации, которая не обладает правом собственности на при-

надлежащее имущество. Имущество учреждения принадлежит на праве собственности учредителю (учредителям), а учреждение обладает наделенным имуществом на праве, производном от права собственности учредителя, и именуемым правом оперативного управления (ст. ст. 202-208 ГК). Что же касается ответственности, то этот вопрос для учреждений решается следующим образом. Учреждения являются той формой юридических лиц, которые отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами (п. 1 ст. 44 ГК). При их недостаточности ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель. Это приводит к тому, в частности, что учреждения в Казахстане не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 2 Закона «О банкротстве»). Долги могут быть у любого юридического лица, и соответственно, угроза неплатежеспособности и несостоятельности может касаться каждого.

Однако, учитывая то, что учреждения выполняют важные социальные функции, которые во многих случаях носят публичный характер, законодатель исключил возможность применения к учреждениям процедур

банкротства. Права кредиторов по обязательствам учреждения обеспечиваются тем, что при недостаточности денег у учреждения кредиторы вправе предъявить свои требования к учредителю. Например, если частное учреждение образования не может в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов, ответственность по обязательствам будет возложена на учредителя, который при недостаточности у него средств может быть признан банкротом. Учреждения могут быть созданы на базе как государственной, так и

частной собственности. В этой связи ГК (ст. 105) и Закон «О некоммерческих организациях» различают государственные и частные учреждения. Отличие между ними состоит не только в форме собственности, на

которой они основаны, учредителях, но и в их правовом положении. Государственные учреждения создаются государством в соответствии с Конституцией и законами РК или по решениям Президента РК,

Правительства и акимов столицы, областей, города республиканского значения и содержатся только за счет государственного бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК, если иное не установлено законодательными актами. Государственные учреждения в большей степени выполняют роль органов публичной власти. Так, среди государственных учреждений особое положение занимают учреждения,

которые являются государственными органами. Таковыми являются Парламент, Конституционный Совет, Верховный Суд, Администрация Президента РК, министерства и ведомства, местные исполнительные органы,

суды, другие правоохранительные органы и т.д. Среди государственных учреждений есть учреждения, которые не являются государственными органами, и, соответственно, их правовое положение имеет свои отличия. Например, не могут быть признаны государственными органами научно-исследовательский институт, детский дом или дом инвалидов, финансируемые из соответствующего бюджета.

В правовом положении государственных учреждений есть некоторые особенности. Во-первых, установлено, что они не могут создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица, за

исключением тех учреждений, которым в установленном порядке передано право владения, пользования, распоряжения государственной собственностью (п. 3 ст. 105 ГК). Исключение касается, например, Правительства, министерств, которые вправе создавать (учреждать) другие юридические лица. Во-вторых, гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Третья особенность касается ответственности. При недостаточности у государственного учреждения денег ответственность по обязательствам несет Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган. До недавнего времени ответственность государственного учреждения по своим обязательствам носила ограниченный характер, так как в п. 1 ст. 44 ГК было установлено, что по договорным обязательствам ответственность наступает в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством.

Приведенное положение кодекса вызвало справедливую критику. Отрицательное заключение в отношении указанной нормы ГК было дано Конституционным Советом, который в своем Постановлении от

3 ноября 1999 г. указал, что Конституция РК не позволяет ограничивать ответственность учреждения пределами утвержденной сметы на их содержание, поскольку устанавливает принцип равной защиты государственной и частной собственности. В связи с этим Законом РК от 20 мая 2003 г.

«О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан» в п. 1 ст. 44 ГК были внесены изменения, в соответствии с которыми норма, ограничивающая ответственность государственного

учреждения в пределах утвержденной сметы, была исключена. Другим видом учреждения является частное учреждение, которым признается не являющаяся частью государственной структуры организация, созданная физическими и (или) негосударственными юридическими лицами для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частное учреждение, таким образом, характеризуется тем, что оно основано на частной собственности. Из определения вытекает, что частное учреждение может быть создано не одним, а несколькими физическими лицами и (или) негосударственными юридическими лицами.

2.2. Общественные объединения

а) Общие положения

Общественное объединение является той формой некоммерческой организации, в рамках которой граждане могут активно участвовать в социальной, политической жизни страны, защищать свои интересы, в том

числе корпоративного характера, обеспечивать себе благоприятную среду обитания и отстаивать другие социально значимые интересы. В этой связи правовое положение общественных объединений имеет большое

значение в общественной жизни страны. Общественные объединения как форма юридического лица не являются новым явлением для Казахстана, хотя в советский период такие объединения назывались общественными организациями. Но по сравнению с советским периодом в настоящее время появилось множество новых общественных объединений и существенно изменилось их правовое положение. Это подтверждается, например, наличием в стране многопартийности, узаконением различных

форм религиозных организаций и т.д. Общее определение общественного объединения дается в ГК (ст. 106),

Законе «О некоммерческих организациях» (ст. 11) и Законе «Об общественных объединениях» (ст. 2). Определения, содержащиеся в данных законах, имеют некоторые отличия. Согласно нормам ГК и Закона «Об

общественных объединениях» такими объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Согласно Закону «О некоммерческих организациях» общественным объединением признается организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики

Казахстан. Наиболее важными особенностями общественного объединения являются: 1) это объединение только граждан; 2) носит исключительно добровольный характер; 3) преследует достижение общих целей, не противоречащих законодательству; 4) является самоуправляемой организацией; 5) признается самостоятельным субъектом права собственности на свое имущество, в том числе на членские взносы; 6) участники (члены) общественного объединения не имеют на имущество объединения никаких имущественных прав (вещных или обязательственных), в том числе на членские взносы; 7) имущество объединения, оставшееся после его ликвидации, в том числе банкротства, не распределяется между его членами, а направляется на цели, предусмотренные его уставом; 8) участники (члены) не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых они участвуют, а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня целей создания общественных объединений. Так, установлено, что общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны

окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительнойработы; охраны памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного

сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.

Особо следует отметить, что цель создания общественного объединения должна быть позитивной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание, не предусмотренных законодательством, военизированных формирований. Не допускается также создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений. В отличие от Казахстана, в некоторых странах деятельность незарегистрированных объединений возможна.

Учитывая цели создания, социальную значимость и возможности влияния на общественные процессы в стране, закон устанавливает требования к минимальному количеству участников (членов) организации.

В Казахстане общественное объединение создается по инициативе группы граждан РК не менее десяти человек (за исключением политических партий). Возможность членства (участия) в общественной организации

иностранцев и лиц без гражданства должна быть предусмотрена в уставе организации. Прямой запрет на иностранное участие предусмотрено только для политических партий. Классификацию общественных объединений можно провести по различным признакам. По территориальному признаку различаются республиканские, региональные и местные общественные объединения. Объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан, признаются республиканскими; на территории менее половины

областей – региональными; объединения, действующие в пределах од-

ной области, являются местными. По целям и направлениям деятельности можно различать научные спортивно-оздоровительные, благотворительные, культурно-просветительские, экологические, местного самоуправления и много других видов объединений, перечень которых не может быть исчерпывающим. Наименование общественного объединения может при этом носить самый разный характер (Общество «зеленых», Борьбы с наркоманией, Охраны памятников истории и культуры, Ветеранов войны и труда, Воинов-интернационалистов и т.д.). Возможно выделение общественных объединений по характеру участия в организации. Существуют общественные объединения, основанные на членстве, с уплатой членских взносов, с выдачей документов, подтверждающих такое членство (членские билеты, партийные билеты и

т.д.). В других общественных объединениях достаточно быть участником, разделяя ее цели и программы.

Отдельным видам общественных объединений посвящено специальное законодательство, учитывающее особенности таких объединений. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, органы местного самоуправления и общественной самодеятельности.

б) Политические партии

Основу для многопартийной системы в Казахстане создали нормы Конституции РК, провозгласившей политическое многообразие и право граждан на свободу объединения в политические партии (ст. ст. 5, 23).

Деятельность политических партий в Казахстане регулируется Законом «О политических партиях».

Политическая партия является разновидностью общественного объединения, правовое положение которой имеет свои особенности. Политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.

Таким образом, политическая партия является той юридической формой, посредством которой граждане могут принимать участие в деятельности представительных и исполнительных органов страны, влияя на осуществление социально-экономической политики государства. Гражданин РК может состоять членом только одной политической партии. Для депутатов Парламента, государственных служащих установлен запрет на занятие оплачиваемых должностей в политических партиях. Выдвигая своих членов в депутаты Парламента и создавая депутатские фракции, политические партии лоббируют свои законопроекты, которые отвечают их политическим программам. На политические партии распространяются те же запреты, которые установлены для всех общественных объединений. То есть они не могут преследовать такие цели, как насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Запрещаются создание и деятельность военизированных политических партий, а также военизированных формирований при политических партиях. Вместе с тем, в отличие от других видов общественных объединений, не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности граждан, а также создание в государственных органах и органах местного самоуправления первичных партийных организаций политических партий. По указанным основаниям будет, например, отказано в регистрации партии старшего, среднего или младшего жуза, партии оралманов или женщин Казахстана. Для достижения своих целей в указанных случаях можно создать другие общественные объединения, но не политическую партию. По указанным причинам в наименовании партии не допускается указание на национальные, этнические, религиозные, общинные и гендерные признаки, использование имен и фамилии ее лидера, исторических личностей. После

принятия нового Закона «О политических партиях» 2002 г. взамен Закона 1996 г. некоторым политическим партиям пришлось перерегистрироваться, другим отказано в перерегистрации. Кроме того, на территории РК не допускается деятельность политических партий других

государств. Помимо членства и целей образования политических партий, установлен ряд специальных правил, касающихся создания политической партии. Политическая партия создается по инициативе группы граждан РК численностью не менее одной тысячи человек, созывающих учредительный съезд (конференцию) политической партии и представляющих две трети областей, города республиканского значения и столицы. Для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее пятидесяти тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех

областях, городе республиканского значения и столице, численностью не менее семисот членов партии в каждой из них (ст. 10 Закона «О политических партиях»). Политическая партия осуществляет уставную деятельность после прохождения государственной регистрации. Пока партия не зарегистрирована, она не может формально-юридически считаться партией. Соответственно, для ее регистрации не может быть установлено требование о необходимом количестве членов партии. По всей видимости, речь должна идти о кандидатах в члены партии или желающих вступить в партию после ее создания. Для политической партии, также как и для других видов юридических лиц, устанавливается ряд требований, касающихся органов управления партии. Высшим органом управления политической партии признается съезд (конференция), созываемый не реже одного раза в течение 4 лет. К компетенции высшего органа управления закон относит решение таких вопросов, как внесение изменений и дополнений в устав и программу, избрание руководящих органов, утверждение размера членских взносов, выдвижение членов политической партии в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Мажилиса Парламента, утверждение партийных списков кандидатов в депутаты, представляемых для регистрации в Центральную избирательную комиссию и др.

в) Профессиональные союзы

В советский период профессиональные союзы были одной из самых распространенных форм общественных организаций, образованных по профессиональному признаку (профсоюзы работников железнодорожного транспорта, учителей, врачей и т.д.). В настоящее время активность профессиональных союзов существенно снизилась, что связано с тем, что работники одной профессии значительно разобщены, усилены позиции работодателей по трудовому законодательству, государство в связи с прошедшими приватизационными процессами отстранилось от профсоюзного движения. Поэтому профсоюзы не играют в настоящее время

такую роль, которая у них была раньше. Но правовые основы для их образования существуют. Правовое положение профессиональных союзов закрепляется специальным законодательным актом – Законом

«О профессиональных союзах». Профессиональные союзы в Республике Казахстан (профсоюзы) – это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты

трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда (ст. 1 Закона «О профессиональных союзах»).

Профессиональные союзы создаются по производственно-отраслевому принципу. Причем количество профессиональных союзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается.

К созданию профсоюзов предъявляются следующие требования. Профессиональный союз создается по инициативе группы граждан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором утверждается устав союза и формируются руководящие органы. Профессиональные союзы могут на добровольных началах создавать объединения союзов по производственному (отраслевому), территориальному и иным принципам, а также вступать в них, заключать друг с другом временные и постоянные договоры и соглашения, проводить совместные акции и мероприятия. В правовом положении профсоюзов существенное значение имеют их права, которые можно разделить условно на права в сфере охраны труда, по представлению интересов своих членов во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями, в том числе в судах, правоохранительных органах, по оказанию правовой и консультационной помощи, по занятию производственной, в том числе коммерческой деятельностью и т.д. (ст. 10 Закона «О профессиональных союзах»). Профсоюзы при этом вправе защищать и представлять трудовые и социально-экономические интересы не только своих членов, но и всего трудового коллектива, например, при заключении коллективного договора с работодателем, осуществлять контроль за его исполнением, предъявлять в суд иски, направленные на защиту прав и интересов трудового коллектива и отдельных его членов, осуществлять другие действия, связанные с реализацией прав трудового коллектива и их защитой.

В целях соблюдения прав и интересов работников при ликвидации предприятия, его структурных подразделений, или изменении форм собственности и пользования, при полной или частичной приостановке производства по инициативе администрации, собственника, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, Закон «О профессиональных союзах» обязывает предварительно уведомлять, не

менее чем за два месяца, соответствующие профсоюзы. Нарушение указанной обязанности влечет за собой незаконность совершения указанных действий (ликвидации, изменение формы собственности и т.д.).

Одним из средств борьбы профсоюзов за права работников, улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение безработицы и т.д. является организация и проведение по поручению трудового

коллектива собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, забастовок и других акций (ст. 14 Закона «О профессиональных союзах»).

Для осуществления своих уставных задач профсоюзы вправе иметь имущество и формировать за счет собственных и привлеченных средств денежные фонды социально-экономического назначения, предназначенные для финансирования мероприятий, вытекающих из реализации уставных задач и целей профсоюзов. Профессиональные союзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе деньгами (ст. 23 Закона «О профессиональных союзах»).

2.3. Фонды

Фонды способствуют осуществлению финансирования различных социальных программ, в том числе образовательных, культурных, по поддержке малоимущих граждан, инвалидов, ветеранов и т.д. За счет таких

фондов в настоящее время оказывается поддержка предпринимательству, научному и иному творчеству, получению высшего образования, в том числе за рубежом и т.д. В этой связи фонды являются важной формой

негосударственного финансирования общеполезных целей. В отличие от общественных объединений и таких их разновидностей, как политическая партия или профсоюзы, правовому режиму фондов не

посвящен отдельный закон. В этой связи его правовой статус определяется ГК и Законом «О некоммерческих организациях». Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная

гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные обществ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...