Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Основные определения, цели и задачи маркетинга.




Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкий национальный университет экономики и торговли

Имени Михаила Туган-Барановского

Донецкий финансово-экономический техникум

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГ»

 

для студентов среднего профессионального звена всех форм обучения специальностей

38.02.06 Финансы

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Маркетинг» для студентов среднего профессионального звена всех форм обучения специальностей 38.02.06 Финансы и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).Составители: Оголь Т.Е., Донецк, 2015.

 

Конспект лекций по дисциплине «Маркетинг» включает вступление, основную часть, список рекомендованной литературы. К каждой теме дисциплины «Маркетинг» предложены план темы, содержание лекции, вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература.

 

 

Разработчики: Оголь Т.Е., специалист высшей категории,

преподаватель ДонФЭТ

 

 

Рецензенты: М.В.Фомина, д.э.н., профессор, зав. кафедры

экономической теории Дон НУЭТ

В.В. Васильева, к.э.н., доцент, председатель ЦК

экономики и права Дон ФЭТ

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Маркетинг» рассмотрен и утвержден на заседании цикловой комиссии экономии и права

Протокол от «______»____________2015 года №___

Председатель ЦК ____________________Васильева В.В.

«_________»__________________________2015

Тема 1.1. Сущность маркетинга и егосовременная концепция

План:

1. Основные определения, цели и задачи маркетинга.

2. Сфера деятельности маркетинга.

3. Виды спроса.

4. Основные маркетинговые концепции.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. История развития маркетинга как науки.

2. Четыре этапа эволюции концепции маркетинга: сбытовой маркетинг; функциональный маркетинг; маркетинг как рыночная концепция управления; информационный маркетинг. (С. Коломийцев)

Вопрос 1. Основные определения, цели и задачи маркетинга.

Маркетинг – деятельность, направленная на изучение рынка и потребностей потенциальных и реальных потребителей для их полного удовлетворения посредством создания и предложения товаров, услуг, идей с целью получения прибыли.

С позиции управления маркетинг часто характеризуют как «искусство продавать товары». Однако один из ведущих теоретиков маркетинга – Питер Друкер, отмечает, что задача маркетинга состоит в сведении к минимуму усилий по сбыту.В идеале, результат маркетинга – готовый к покупке потребитель. По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф. Котлера маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином " нужда " - понимается ощущение нехватки человеком чего-либо.

По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф. Котлера, маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения рассмотрим понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином " нужда " - понимается ощущение нехватки человеком чего-либо.

Рис.1.1.Основные взаимосвязи курса “Маркетинг” с другими дисциплинами.

Вторая исходная идея маркетинга - потребность. Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности людей безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Спрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. спрос - показатель недостаточно надежный, так как он меняется. На смену выбора влияют и изменения цен, и уровень доходов. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами.

Товар - это любое рыночное предложение, способное удовлетворить нужду и потребность и принимающее формы материальных благ (физ. продуктов), услуг, опыта, событий, организаций, информации, идей. Производитель товара должен отыскивать потребителей, которым они хотят продавать товар, выяснить их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Обмен- это основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Маркетинг только тогда имеет место, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы посредством обмена. Обмен - это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-либо, что могло бы представить ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Сделка - это основная единица измерения в сфере маркетинга.

Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами, который предполагает наличие нескольких условий:
1. Наличие двух ценностно-значимых объектов;
2. Согласованных условий ее осуществления;
3. Согласованного времени совершения;
4. Согласованного места проведения.

Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок - это не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, систему интернет и т.п. без вступления в физический контакт с покупателями.

Цели маркетинга: максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Эти цели решает маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.

Задачи маркетинга:

1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.

2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
4. Формирование ассортиментной политики фирмы.
5. Разработка ценовой политики фирмы.
6.Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
7. Сбыт продукции и услуг фирмы.
8. Коммуникации маркетинга.
9. Сервисное обслуживание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...