Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марина, Воронеж. Но, попадаются, попадаются трудолюбивые педотряды. В них безумная Старшаявожатая исповедует принцип: мы должны вос-пи-ты-вать, поэтому детей надо за-ста-вить всех поголовно «участвовать». Тут «творческие дела» проводятся буквально через д




Марина, Воронеж

«Когда я приехала в «простой лагерь», то обнаружила там жалкие попытки сделать что-то типа «атмосферы». Вожатая нас собрала и, обругав для порядка, что мы слишком шумим, рекла: «Типа, дети, у нас тут такой прикол, типа мы на корабле, поняли да? Типа это самое, придумайте девиз и все такое, а я приду и проверю, и типа научитесь строем ходить, а то на линейке будете как стадо баранов». «Атмосфера» не получилась с самого начала, что ж, были в этом отдыхе и плюсы, я за двадцать дней со скуки прочла «Войну и Мир», бегать на речку купаться было даже неинтересно, вожатым было все равно – они там целый день плавали, вроде, как и мы под присмотром были... »

Но, попадаются, попадаются трудолюбивые педотряды. В них безумная Старшаявожатая исповедует принцип: мы должны вос-пи-ты-вать, поэтому детей надо за-ста-вить всех поголовно «участвовать». Тут «творческие дела» проводятся буквально через день. При этом вожатые жалуются на большие перегрузки, а дети – на то, что они приехали отдыхать, а их страшно загоняли. И действительно, можно ли такое выдержать – почти каждый день «мероприятие»?

Список «творческих» дел, проводимых усердными педотрядами, стандартен и не меняется со времен Лучшего Друга Абсолютно Всех Детей: «Поиск сладкого дерева», «День бантиков», «Вечер сказки», «КВН», «Мисс лагеря», «Стартин», «Два корабля» и т. д. Но единственной детской святыней в таких лагерьках по-прежнему остается Её Величество – Дискотека.

Никак не могу утверждать, что детям в этих лагерях не нравится, что они не плачут в день разъезда и не любят своих вожатых. Напротив, при нынешней вожатской зарплате (величины принципиально не наблюдаемой) и отсутствия обязательной практики для студентов, в лагеря едут в большинстве своем энтузиасты: милейшие молодые люди, искренне любящие общение с детьми и потому детьми в ответ любимые. Но любить своего вожатого, как просто симпатичного человека и уважать его как мастера своего дела – две совсем разные вещи.

В общем, все счастливы.

Особенно довольны родители и руководство.

«В достаточном ли количестве отпускается корм для наших дорогих ребятишек? » – первым делом спрашивает «внезапно» нагрянувшее Начальство.

«В очень достаточном, – бодро отвечают Начлаг и Завстоловой. – Прорву всего наготавливаем. Вчера бак для пищевых отходов чуть не треснул».

«Ах, ох, как хорошо!.. А соблюдаются ли строгие правила купания и солнечного прогревания контингента? » – не унимается Начальство.

«Свято и неукоснительно! Все в панамках, а к воде мы их близко не подпускаем! » – рапортуют Физрук, Плаврук, Врач и три Медсестры, дыша в сторону.

«Ну, а всевозможные мероприятия, призванные укреплять, углублять и расширять в наших деточках буквально все – в лагере проводятся? »

«Обижаете, Начальники, – шмыгают напудренными носами Старшаявожатая, Музрук, Танцрук, Худрук, Умелыеруки, Библиотекарь и Замповоспитательнойработе. – Чуть ли не каждые три дня что-нибудь организуем, упарились».

«Значит, можно доложить Вышестоящему руководству, что на вверенном вам участке абсолютно счастливое детство. Как же вы это совершили? Где нашли место подвигу? »

«Сами удивляемся, ну так у детишек много счастья, что можно было б даже и поменьше».

«Молодцы, товарищи Ответственныезажизньздоровье! Надо бы вас взять и послать… на следующий год снова в этот же лагерь! »

«Рады стараться!!! Пожальте откушать, чем бог послал».

Все правильно… Так было и так будет почти всегда, почти везде. Подавляющему числу обывателей такая картина представляется абсолютно нормальной, привычной и близкой к идеальной. И ничегошеньки с этим не поделаешь. «Войну с человеческой пошлостью выиграть невозможно, но это не значит, что от нее надо отказываться» (А. Чехов). А потому на фоне этого всеобщего благолепия были, есть и будут из этого правила исключения. Были, есть и будут вожатые и педагоги, которых этот пакостный «отдых» устроить никак не может. Именно им – творящим, выдумывающим, пробующим, тем, кто ошибается и исправляет, кого съедает руководство, но кого боготворят дети – им предназначены эти несколько десятков страничек. При всем при том, что большая часть их самоотверженных трудов, к сожалению, посвящена тому, чтобы хоть как-то компенсировать идиотизм нашей лагерной Системы. При обучении вожатых много времени уделяется тому, как решать и разруливать те или иные, казалось бы, неизбежно возникающие в лагере проблемы.

Дмитрий, Санкт-Петербург

«Два раза в неделю ходил на «Школу вожатых». Там нам, надувая щеки, читали всякие умные лекции о «проблемах». Полтетрадки у меня в следующих перлах: «…если в отряде назревает драка – поговорите с детьми…», «…если девочка все время говорит мальчику «очкарик» – поговорите с ней…», «…если мальчик писается по ночам – поговорите…» А игры… А песни… Пробовал потом отряд зажечь, а они мне: «Нам уже не прикольно в такие детские игры играть». От «Вечера неразгаданных тайн» и «Дня вежливости» меня тошнило…»

А ведь если Систему коренным образом изменить – все эти «проблемы» неизвестно куда исчезают. Но об этом позже.

Результат месячной работы землекопа – котлован, инженера – чертеж, кандидата педагогических наук – умная статья. А каков же должен быть результат трех десятков дней работы вожатского коллектива?.. Привесы? Это задача поваров... Загар?.. Но это все солнышко, при чем тут вожатый?

Ненацеленность на конкретный результат – главный порок всей работы большинства воспитателей. «Мы приняли детей такими, что собираемся получить на выходе? » – мало какой педагогический коллектив волнует этот вопрос. Процесс важнее результата. Но все же есть другие педотряды, они творили и будут творить, не считаясь с потерями, в безнадежной войне с педагогической пошлостью.

Когда в конце 50-х ленинградский профессор И. П. Иванов организовал свои знаменитые Фрунзенские коммуны, то это было потрясение всех основ педагогического мироздания. Методика Иванова с огромной быстротой облетела лагерные пространства (одним из первых был легендарный «Орленок»), завоевала тысячи сторонников… и в настоящее время почти забыта. Ее последнее пристанище – лагерные сборы актива и прочего детского контингента, проводимые разными педагогическими отрядами энтузиастов.

Хотя и к таким сборам у меня тоже много вопросов. Последним лагерем во время моего путешествия по брянским лесам был областной лагерь «Березка». Я обрадовался, что наконец-то наткнулся на сбор актива. Уж тут-то я найду кипение жизни, уж сейчас-то забьет фонтан детского творчества… Иду по аллее вдоль красивых домиков. У каждого домика на лавочках сидят активисты: кто слушает магнитофон, кто – красивого мальчика с гитарой; обнимаются парочки, ни дать ни взять – подростковая тусовка. «А что у вас сейчас по плану? » – спрашиваю. «У нас через полчаса гала-концерт, – отвечают мне приветливо, – обязательно посмотрите». Посмотрел. Больше часа на сцене звездились четыре парня-комиссара, красавчики, обаяшки. Девочки в зале (а их было, как и на всех сборах актива, подавляющее большинство) визжали и прыгали. Не из-за больших художественных достоинств песен и сценок, а по своим, девчачьим причинам. Потом весь сбор повалил на дискотеку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...