Маршрутный лист
ПНД Если товарищ не понимает – объясни, если не хочет понимать – объясни в индивидуальном порядке. И. Романов Само мероприятие и название родилось из-за двух главных, классических, неизбежных вопросов, которыми раньше дети буквально изводили комиссаров в первый день. Вопрос первый: «А дискотека сегодня будет? » Вопрос второй: «А почему? » Чтобы не озвереть, мы и придумали инструктивно-разъяснительное мероприятие ПНД, т. е. Почему Не будет Дискотеки. Сначала цель была примитивной: каждый отряд на пять минут подходит к каждому комиссару и тот снова и снова разъясняет деткам, что дискотеки сегодня не будет по-любому, а желающие быстренько съездить в город за записями и аппаратурой пусть лучше не возвращаются. Но потом мы поняли, что ПНД – гораздо более ценная методическая вещь, чем мы предполагали ранее. Это наглядное введение в сбор, попытка дать детям потренироваться, на своей коже почувствовать те или иные его стороны. Дело это как для детей, так и для комиссаров может быть весьма утомительное, но необходимое, без него никак нельзя. Отряд с маршрутным листом ходит по «станциям» с разными названиями и там получает на данную тему разъяснение или легкую тренировочку. Обращаю внимание продвинутых вожатых на отсутствие в маршрутном листе станции «Законы и традиции сбора». Все эти вполне богоугодные заповеди («Закон ноль-ноль», «Закон поднятой руки», «Традиция доброго отношения к людям и песням» и т. д. ), рожденные во фрунзенских коммунах, являются либо пустыми декларациями в пустопорожней вожатской суете вместо работы, либо таки действующими правилами на сборах с псевдо-демократией. Дети якобы сами принимают эти «законы» и по ним живут. «Дети – хозяева лагеря»… поздравляю вас, господа соврамши!
Хочу напомнить: у нас с вами сбор тоталитарный с абсолютной диктатурой Старшего комиссара. Все происходит так, как скажет он, а потому все правила поведения утверждаются им единолично. В чем разница между деспотией в стране и диктатурой Старшего комиссара на сборе? При деспотии в стране всякого несогласного могут посадить в тюрьму или убить, а при диктатуре Старшего комиссара на сборе – ко всякому неисполняющему правила Старший комиссар может потерять интерес и прекратить с ним общаться. А чтобы отряды не опаздывали никогда и никуда – я просто один раз спрашиваю как бы себя: «Не понимаю. Зачем мне нужны комиссары, у которых отряды опаздывают? » Словом, каждому отряду вручается маршрутный лист. В нем точно указано, во сколько и куда отряд должен подойти. Самое интересное, что отряды ходят сами, без комиссаров. И это правильно. Маршрутный лист ОТРЯД № _______
Итак, в 12. 30 отряд № ______ прибывает на эстраду, где его ждет комиссар Миша – ведущий станции «История сборовского движения». Комиссар Миша здоровается с отрядом и заявляет, что, наверное, этот отряд получится неудачным, потому что: а) опоздали на 11 секунд; б) вид самый затрапезный; в) не смотрят соколами; г) не шибко весело и творчески подошли и отрапортовали. Затем ближайшие 10 минут он уже серьезно рассказывает о том, откуда пошло сборовское движение, основные этапы его развития в нашей области, о том, как образовался данный педотряд, о пути эволюции его педагогических взглядов. Словом, дает краткую историческую справку.
На станции «Все творчески? » комиссар Наташа все 10 минут рассуждает о том, почему в названии стоит вопросительный знак. Во времена Иванова, т. е. в эпоху ортодоксального коммунарства был закон: «Все – творчески, иначе – зачем? » Наташа поясняет, что у нас на сборе «творчески» не значит «извращенчески». Картошку можно просто почистить, без всяких конкурсов на самый смешной клубень и последующим концертом-ромашкой, а помыть в столовой полы вполне достаточно просто с песнями и прибаутками без устраивания шоу «Мисс уборщица». Подобные штучки могут иногда скрашивать прозаические реалии монотонной физической работы, но и в таковой есть ценность преодоления: «терпи и делай, потому что надо». А вот что касается работы истинно творческой, то здесь мы будем беспощадно требовательны. Мы не потерпим заимствованных шуток и заскорузлых приемов дешевого успеха; у нас запрещены пародии на телепередачи, кривляющиеся парни в платьях с подложенными грудями (женские роли у нас будут играть только девочки, а то, что изображено на следующем фото – мы видеть не должны);
Пошлость псевдотворчества. Концерт школьной самодеятельности. Мы не потерпим девиц в рыжих париках, изображающих Пугачеву; нам противны синхробуффонады и переделки «Красной шапочки»; мы опозорим всякого, кто будет шутковать на темы наркотиков, сексуальных меньшинств или эстонцев со смешным акцентом. Все вышеперечисленное относится к категории обывательской пошлости в духе юмориста Петросяна. Мы будем вам аплодировать, если для творческого осмысления вы будете брать материал из жизни, а не из телевидения. Школьная и студенческая самодеятельность на 99 процентов состоит именно из такого репертуара. И что интересно, стоит только все это жестко запретить, то выясняется, что придумывать и иметь подлинный успех не так уж трудно. Каждый сбор рождается множество настоящих шедевров творчества, начиная от ритуалов, речевок и заканчивая спектаклями и полотнами. Творите, пробуйте, ошибайтесь, но только сами, пожалуйста, без воровства и паразитирования на телевидении под видом пародии.
На «Песенной» станции находится песенный комиссар Гена с гитарой. Он объясняет подошедшему отряду: то, что они слушали и пели до сих пор – это, конечно, искусство, но здесь, на сборе, все будут петь песни совсем другие. Это так называемые авторские, лагерные песни. Все они проверены временем и поэтому, безусловно, являются выдающимися образцами современной песенной поэзии. Поются эти песни в орлятском кругу или сидя у костра. Далее Гена выстраивает отряд в орлятский круг «мальчик-девочка» и поет вместе с отрядом несколько «песен-повторюшек». (Это такие песни, в которых каждая строчка повторяется два раза. Поэтому петь их можно сразу, не разучивая. Например, песня «Землю обмотали тоненькие нити» из к\ф «Семь стариков и одна девушка» – типичная песня-повторюшка. ) В заключение Гена заявляет, что ежедневно, хочет ли кто этого или не очень, все дети будут разучивать по три-четыре песни и без этого никак сбора не получится. Увильнуть от этого дела не выйдет ни у кого, даже у самых опытных мастеров симулирования болезней. Учить песни противно, но петь их потом в орлятском кругу – редчайшее эстетическое наслаждение. Вспоминается еще одна «традиция» старого коммунарства: «Песня учится и поется до конца». Хоть налет вражеской авиации, а допоем до последней строчки. Не согласен я. Вот начали песню, а она не попала под настроение, что делать? По-моему, лучше не наказывать себя ради «прынцыпа», а честно сказать: «Эта не пошла, давайте лучше споем «Я скачу верхом на еже». Пение в отличие от чистки котлов (или разучивания песен) – есть удовольствие, а не обязаловка. Станция «Правила игры» не терпит шуточек, вранья и неискренности. Здесь надо однозначно дать понять, что правила поведения и моменты режима разумны и необременительны. Соблюдать их совсем несложно, и если найдется ребенок, несумевший соблюсти сущие пустяки, то зачем нам на сборе такой слабак? Сбор – это ежесекундная, напряженная творческая работа и, никто не имеет права от нее отлынивать.
Для лиц, сделавших хотя бы глоток пива, покинувших территорию лагеря без ведома комиссара, допустивших грубое, а тем более нецензурное высказывание, не существует правила «на первый раз простим». Наш опыт показывает, что, сколько ни предупреждай, сколько ни приводи примеров – все равно найдется дурачок, который, едва закроются двери спальни, раскроет сумку и скажет: «Ну что, пацаны, давайте за знакомство? » Такие «орлы» уже ранним утром улетят от нас в далекие края. Ей богу, надо видеть это шоу утром второго дня, когда нарушители изгоняются со сбора. Сколько слез, мольбы, истерик, как жалко и неприглядно выглядят вчерашние герои бутылки и стакана. Никогда, никогда, никогда не внимайте мольбам о прощении! И если в этом вопросе милосердие стучится в ваши сердца, то не исключено, что вы (страшно подумать! ) – интеллигент. Я помню одного мальчика, который во время военной игры сорвал с девочки погон, стукнул ее слегка кулаком в нос и сказал: «Свободна! » Через полчаса был свободен он сам. Как плакал этот здоровый парень, как он вымаливал у этой девочки прощение, и как она сама просила за него… Два дюжих охранника не могли посадить этого подростка в машину: он цеплялся за телеграфные столбы, орал и драл руками траву. Ко мне подошла делегация отряда и стала брать его на поруки, перечисляя неоценимые заслуги этого мальчика перед отрядом и сбором. Но у меня все время стояла перед глазами его бесконечно довольная физиономия, и звучала в ушах та интонация, когда он сказал: «Свободна! » Жестоким быть трудно, но необходимо. Закон суров, но это закон. Хам и драчун уехал. Через двадцать минут о нем уже никто не вспоминал. Представляю, с каким ужасом читают эти строки мои коллеги – сторонники методов «отказа от режима», «ненасилия над личностью», «индивидуального подхода» и «свободы выбора». Дорогие собратья по борьбе с подростками! Я буквально горой стою за эти методы и желаю вам педагогических удач. Но шутка в том, что в педагогистике абсолютной истины не существует. Знаю, что у вас большой опыт работы с детьми «по-другому» и в доказательство вы можете предъявить гору восторженных писем от детей и их родителей. Но на вашу гору у меня найдется своя и ничуть не меньше вашей. Просто не читайте дальше – и вам будет легче. «Каждый человек по-своему прав… А по-моему – нет». (А. Кнышев) О курении. На вожатских форумах периодически вспыхивают дискуссии: «Бороться или не бороться? » Лично я полагаю так: должен исповедоваться принцип Макивелли «Бей насмерть», а если нет условий и уверенности, в полной и окончательной победе, то и не ввязывайся в драку. Тут тоже хорошо бы обойтись без вранья. Многие комиссары курят. И делать вид, что это не так, будет нечестно. Я лично, как человек не дымящий, обычно своим подопечным говорю следующее: «Не будем скрывать, уважаемые дети, что эта гнусная привычка – привычка миллионов. Эти миллионы находятся в непреодолимой физической зависимости от наркотика по имени Никотин. Среди влипнувших в эту гадость есть и несколько ваших комиссаров. Им помочь уже нельзя, ибо бывших курильщиков не бывает. Но я никогда не поверю, что кто-то из вас в 14 лет уже деградировал, как законченный наркоман. Поэтому вопрос, когда и где вы будете выделываться друг перед другом искусством дымопускания, меня совершенно не волнует. Никаких перекуров у нас не будет, и отлучка из отряда по этому поводу – непростительное преступление. А если кто из вас уже «подсел» так, что и часа не может без этой дряни, то он уже законченный наркоман, а с наркоманами нам работать скучно. Так что курите, если желание раздирает вас, но только в свободное время, которого не будет».
ПНД. Станция «Правила игры». «Зеленый гусь» «Наши приколы» – это веселые ритуалы, игры, кричалки, которые так украшают лагерную жизнь, освобождают от стеснения и комплексов, являются отличным средством для сплочения отряда. Хорошо, если некоторые из них родились и живут именно в недрах данного педотряда. Общеизвестные штучки приводить тоже можно, но если нет своих находок, то вы – плохой педотряд. Много чего из этого арсенала хранит моя вожатская память. Например, песенка-игра «Ты называла меня пупсиком» уже не один год является нашей любимой приколкой, и придумали ее сами дети. Она развивает способности к расширению активного словарного запаса. Отряд становится в орлятский круг и поет на любой мотив, следующий текст:
ОТРЯД. Ты называла меня пупсиком, Пупсиком, пупсиком. Ты называла меня пупсиком – Так и зови! Ты называла меня… ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК (придумывает слово) Чайником! ОТРЯД (подхватывает) Чайником, чайником, Ты называла меня чайником, Так и зови. Ты называла меня… ВТОРАЯ ДЕВОЧКА (вдохновенно) Плинтусом! ОТРЯД (подхватывает) Плинтусом, плинтусом, Ты называла меня плинтусом, Так и зови. Ты называла меня… (и т. д. ) А ещё хитом всех последних сборов у нас стал «гимн». Допустим, сидит отряд и готовит Дело. Желающий приколоться подкрадывается и внезапно, громко запевает «гимн». По правилам, каждый услышавший «гимн» обязан вскочить по стойке «смирно» и петь его что есть мочи. История появления этого шизофренического текста – вещь отдельная, родом из города Новомосковска. Но вот уж несколько лет мы поём то, что вы сейчас прочитаете. Небо пахнет керосином Небо пахнет керосином По полям и по долинам По полям и по долинам Сверху, снизу, слева, справа, рёв турбин Разных белых реактивистых машин Самолёты, самолёты без конца И нету на них кладенца! Чёрт знает что… Ну, уж если, прошедши ПНД, кто-нибудь из деток пожалуется, что ему что-то не объяснили, то я увольняюсь. Так как воспитываемый контингент после всего вышеописанного бывает сильно утомлен, то по окончании ПНД наконец-то можно позволить ребятам познакомиться со своими койками, переодеться (ура! ), умыться и прочая, прочая… Да и обед скоро. После обеда отряду дается два часа, чтобы он провел у себя КТД и подготовился к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|