Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имя Фамилия _________________________. Возраст _________ лет. Быть ему в отряде № _______. Лагерный сбор начинается с вешалки… То есть в том смысле, что когда приступаешь к планированию оного, то это – вешалка




ПЛАН

 

«У вас есть план, мистер Фикс? »

«У меня всегда есть план! »

Из мультфильма

 

Лагерный сбор начинается с вешалки… То есть в том смысле, что когда приступаешь к планированию оного, то это – вешалка. Хороший, сбалансированный план есть половина успеха. Искусство составления плана уходит корнями в далекое комиссарское прошлое, а ветви его в опыте, а также в умении обобщать и переписывать прошлогодний план.

Много ночей уходит на то, чтобы расположить все мероприятия сбора в педагогически целесообразном порядке, просчитать примерную продолжительность каждого из них с точностью до секунд. А еще нужно расписать каждое Дело во всех подробностях, чтобы каждый комиссар знал свой маневр, постоянно держа в уме способы преодоления неисчислимых технических, творческих и (самых непреодолимых) материальных трудностей… И все это для того, чтобы уже на сборе менять этот план по три раза на дню.

Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, не мучиться, а, взявши книжку в руки, ознакомиться с реальным планом лагерного сбора «Зеленый гусь», который мой педотряд провел летом того же года для старшеклассников города Воронежа.

Мы проследим события этого сбора день за днем, час за часом, двигаясь от Дела к Делу. Сценарии, схемы и рекомендации будут неотступно преследовать нас. И конечно, мне хочется рассказать вам приличное количество забавных и поучительных лагерных историй.

Если какие-нибудь директора школ вкупе с родителями сойдут с ума и доверят вам с полсотни детей, а добрые, доверчивые дяди дадут лагерь и деньги – смело берите все описанное ниже и воплощайте.

Наш путь: события, события и события!

События породят общение!

Общение породит радость бытия!

Радость породит педагогический успех!

Успех либо будет развит потом в городе и школе, либо постепенно все затухнет без подпитки и останется лишь воспоминанием. Но методика этой самой подпитки – это уже совсем другая (хотя и нисколько не менее важная) проблема. Когда-нибудь она меня обязательно взволнует.

Итак, перед вами план (я бы точнее сказал – сценарий) шестидневного лагерного сбора. Этот план сгодится для любого контингента подростков и молодежи. При точном, настойчивом воплощении и доведении до конца результат обязательно будет хорошим. Попробуйте – получится. Хоть «мы с тобою, старина, не боги», но мы и не горшки, которые эти самые не боги обжигают.

В этом плане (сценарии) много непонятных названий и аббревиатур, но в последующих главках, все эти дела самым подробнейшим образом расшифрованы и описаны с примерами. Если название дела набрано ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ – значит, в книжке имеется про него глава.

Надеюсь, что все написано легко, методически понятно и, как говорится, (прости, господи, мою неуемную скромность) «живым, доступным языком».

Все дела неоднократно опробованы на самых настоящих (без примесей) детях, и в будущих результатах сомневаться (мне) не приходится. Однако даже самую великую пьесу можно поставить бездарно. Верно и обратное – талантливый постановщик может вытащить любой графоманский бред на уровень шедевра и обессмертить свое педагогическое имя. Этот гений – конечно, вы, уважаемый читатель и коллега.

В общем, если вы проведете какое-нибудь из предлагаемых Дел, и дети скажут про него «не понравилось» – одно из двух: либо вам не надо быть комиссаром (вожатым), либо мне прекратить сочинять методические пособия.

Сначала дается план каждого дня целиком, расписанный по минутам, а затем подробное, надеюсь, описание того, как готовится и проводится каждое Дело. Есть таблицы, схемы и милые рисунки, сделанные вожатой Лилей Фоминой. Потом переход к следующему дню.

Но повторюсь: вся эта тщательно составленная и продуманная писанина будет опрокинута и видоизменена живой сборовской действительностью. Какое-то Дело на полчаса затянется, какое-то непременно слишком быстро пролетит. Обеды и ужины по-любому не будут накрыты вовремя никогда. Пару раз в лагере погаснет свет, раза три сгорит усилитель, а уж дожди, без всяких сомнений, будут идти всегда, когда по плану мероприятие под открытым небом. И, конечно же, над вами будет стоять какой-нибудь Начальник и гундеть: «Детей калечите». А проверяющие из Департамента по борьбе с молодежью? А пожарные? А СЭС? Как же без них? И от подобных напастей спасет только философский подход к делу, чувство юмора и умение быстро план переделать. Переделанный план размножается Дежурным комиссаром и рассылается по отрядам фельдъегерской почтой. Получив очередное изменение, Отрядные комиссары стискивают зубы и, засосав от негодования носом кубометр воздуха, продолжают, как раньше.

В последние годы я вообще не составляю планы на весь сбор. Мы заезжаем с набором КТД и стандартов (огоньки, спевки, игры…) и импровизируем. Составляем схему дня, а по минутам расписываем только половину его. Например, затягивается какое-нибудь Дело и по его окончанию подаётся команда: «Комиссары, раскройте план и к каждой цифре прибавьте 30 минут…»

Ну что ж, безумцы-вожатые, которым больше всех надо и никак не сидится спокойно дома. Вперед! Шесть долгих (как вспышка молнии), насыщенных дней (мгновений) ждут нас впереди…

Но что это?.. Что за пыль на дороге?..

Это автобусы с детьми уже подъезжают к лагерю.

По места-ам!

 

 

Ну, вот мы приехали. Дальше что? «Зеленый гусь»

 

ДЕНЬ 1

 

До 10. 00 Заезд в лагерь. Медосмотр
10. 00 – 11. 00 ЗУБЫ и АПТ параллельно для двух половинок заехавших
11. 00 – 11. 15 БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ
11. 15 – 11. 45 РЕЧЬ СТАРШЕГО КОМИССАРА
11. 45 – 12. 00 Распределение по отрядам. Представление комиссаров своим отрядам
12. 00 – 12. 30 Вещи складываются и запираются в одну из комнат. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
12. 30 – 13. 20 ПНД с конкурсом динамичных приколов
13. 20 – 14. 00 Обустройство кроватей, тумбочек, вынос мусора на помойку. (Вожатые-романтики обзывают это «Операцией «Уют»)
14. 00 – 14. 30 Обед
14. 30 – 16. 30 КТД (Коллективно-Творческое Дело) в отрядах, подготовка к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ
16. 30 – 17. 15 ЛИНЕЙКА ОТКРЫТИЯ
17. 15 – 18. 30 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ по планам Отрядных комиссаров
18. 30 – 19. 30 РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН
19. 30 – 20. 00 СПЕВКА
20. 00 – 20. 30 Ужин
20. 30 – 22. 00 Подготовка к Вечернему делу
22. 00 – 23. 00 Вечернее дело ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ
23. 00 – 00. 30 ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВ
00. 30 – 01. 00 Укладывание
01. 00 Совет комиссаров

 

Прочитали? Ничего, далее все будет кристально ясно.

Так, собственно, и выглядит обычно план каждого дня. В реальном плане, напротив каждого Дела, бывает ещё много пояснений Старшего комиссара. Например в клетке, где ЗУБЫ, может быть мелко написано: «Всё проводить в оглушительном темпе, не давая опомниться. Кабанову в роли Мудрейшего дуба не тупить в судействе. Радисту Пылаеву оторву голову, если опять поставит не «Тико-тико», а что-нибудь другое…» И т. д.

Планы каждого дня размножаются в неисчислимых количествах, вручаются комиссарам и командирам, вывешиваются во всех людных местах на огромных листах ватмана, пачками разбрасываются в помещении штаба... И всё это для того, чтобы к середине дня все ходили и спрашивали: «А что у нас сейчас по плану? »

Первый день – это введение в сбор. Самый трудный и самый решающий, самый конфликтный и бесконечно длинный. Давно замечено, что сбор в целом пролетает как одна секунда, но первый день не кончается никогда.

Первый день – это знакомство всех со всем и со всеми. Огромный поток новой информации и впечатлений. От этого потока эмоции скачут от предельно положительных до крайне упаднических. Тут у комиссаров возникает дилемма: с одной стороны нужно жёстко и бескомпромиссно предъявить себя и требования, а с другой – не запугать, не сломать, а дать понять, что здесь будет хорошо. Поэтому план первого дня не предполагает ни одного серьезного мероприятия. Только здоровый юмор поможет преодолеть все естественные преграды, возникшие между детьми и комиссарами в первые часы после заезда. Все жёсткие моменты – только с улыбкой!

Главный объект внимания у ребенка, конечно, «крыша дома своего» – отряд. Присматриваются будущие друзья, вероятные недруги и объекты любовных воздыханий. Методом мелких провокаций идет проверка на прочность (или вшивость) «этих… как они там называются?.. «комсорги» что ли?.. придумают же ерунду какую…»

План первого дня учитывает, что первые эмоции у многих (и даже большинства) детей будут отрицательными. Как часто мне доводилось слышать от ребят: «А вы знаете, в первый день у нас было одно желание – подхватить рюкзак и уехать домой». Представьте себе самого обыкновенного мальчика или девочку, которые если и бывали в летних лагерях, то привыкли к тому, что, попадая туда, нужно сразу решить три проблемы:

а) занять лучшую койку;

б) узнать, до скольких сегодня будет дискотека;

в) разведать, где тут дырка в заборе, чтобы сматываться по ночам на речку.

И это все. Ходи по лагерю, присматривайся, определяй, с кем и против кого будешь дружить. А тут такое…

Первые часы для многих, кто попадает на сбор – это шок.

Адаптация, она на то и адаптация, чтобы быть делом нелегким. Кто-то из приехавших пленяется сразу, кто-то – к вечеру, а кто-то сопротивляется до утра второго дня. Но я еще не видел среди детей ни одного борца за права и свободы, который к началу второго дня не складывал бы оружия. Встречаются очень, очень редко маргиналы, которым сборы противопоказаны, и они покидают его либо сами, либо по нашей просьбе. (Зовутся они Сбт, но об этом позже).

Помню двух парнишек, Кирилла и Дениса, которые, осмотревшись, сказали: «Что-то нам тут не нравится, мы, пожалуй, двинем к дому…» Взяли чемоданчики и потопали к воротам. Но тут, к счастью, попалась им на пути девочка Аня: стройная, хрупкая, с ливнем шелковых волос и синими бездонными глазами. А еще она была умница, и на сборах ей бывать приходилось. Аня мгновенно оценила обстановку: «Вы нас уже покидаете, мальчики. Эх, а я-то, кажется, на вас глаз положила». И прошла дальше… Друзья продолжали идти к воротам, но шаги их все замедлялись и замедлялись. Надо было помочь им сохранить лицо, и я послал Дежурного комиссара «поуговаривать их униженно». Вроде нехотя, они остались… Кирилл и Денис стали самыми яркими звездами того сбора, самыми беспроблемными и необыкновенно активными творчески. Как они плакали в день разъезда и ужасались от мысли, что ведь могли, могли уехать… С синеглазой Аней они стали просто друзьями, сама же Аня потом три года у меня комиссарствовала.

План первого дня, воплощенный тютелька в тютельку и доведенный до отбоя – это первая и огромная победа, можно смело открывать шампанское… Шутка, шутка, кто там уже начал скидываться?

Но все по порядку, то есть по плану. Дети с чемоданами стоят у ворот и смотрят на вас с большим подозрением. Вы им явно не нравитесь. У вас дрожат коленки, холодок в груди – все признаки предстартовой лихорадки. Мамочки!.. Может, не надо?.. Вдохнули... выдохнули… Приступим, помолясь. Дежурный комиссар на ватных ногах начинает движение, усилием воли растягивая губы в искреннюю улыбку.

 

«Здрасте, как доехали? Добро пожаловать на лагерный сбор «Зеленый гусь»! Меня зовут Костя, я сегодня – Дежурный комиссар. Комиссар – это почти то же самое, что вожатый, только злой и вредный. Раз я дежурный, то именно я сегодня весь день буду говорить вам куда идти, что делать и чего не делать ни в коем случае… Чтобы наша жизнь здесь была прекрасной и удивительной, вам нужно меня слушать, а я обещаю к вам прислушиваться… Будет… Нет, не будет… И завтра тоже… Нет… Нельзя… Не работает… Ответим, обязательно ответим на все ваши вопросы, но чуть позже. Сейчас, пожалуйста, мальчики… взвалите на себя свою поклажу и девочек… то есть, я хотел сказать – вещи девочек… Так… За мной, товарищи сборовцы! »

 

 

Комиссар Костя. «Зеленый гусь»


 

 

ЗУБЫ

 

Осматривал физиогномию дежурного по станции и остался ей весьма недоволен.

А. Чехов

 

Вот они – эти страшные дети. Как хорошо было без них…С чего начать?

А заглянем-ка им в зубы.

Это только дареному коню туда не смотрят, во всех остальных случаях прикинуть тактико-технические данные, а также душевные качества каждого будущего участника сбора, бывает весьма и весьма полезно.

ЗУБЫ – это просто распределение детей по отрядам – важнейший вопрос, которому никогда не уделяется того внимания, которое он заслуживает. Правильное распределение – весомая составляющая успеха.

Можно распределять по возрастам, по школам, по районам, по желанию, и это будет большой, большой ошибкой. Мы всегда распределяем методом ЗУБОВ и никогда иначе.

Как-то на городском сборе актива один молодежный начальник потребовал от нас распределить детей по районам, ибо ему так потом будет легче работать. Мы сказали: «Нет». Он сказал: «Кто платит, тот и заказывает». Мы переглянулись и стали молча собирать рюкзаки. Он грозил карами и репрессиями – мы собирали рюкзаки. Он сказал: «Ладно, делайте, как хотите, но потом все будете наказаны». После сбора он нам долго жал руки и вручал грамоты…

Любое начало всегда трудно. Самая большая нервотрепка приходится на первые часы после заезда. Только что заехавшие дети («апонаехавшие», как мы их называем) – это усталая, еще не настроившаяся на сбор, а потому очень капризная и агрессивная толпа. Требуется куча терпения, масса сдержанности, бездна такта, прорва доброжелательности, а еще, как это ни покажется странным, не меньшее количество ответной агрессии и где-то даже беспощадности.

ЗУБЫ – это первый конфликт детей и комиссаров. Он будет обязательно, его не может не быть. При распределении по отрядам разгорятся нешуточные страсти по поводу того, кто с кем хочет или не хочет быть в одном отряде. Аргументы со стороны детей приводятся самые убедительные, и тонкий тенорок комиссарских доводов они легко опрокидывают мощным басом неопровержимой логики. Чувства деток, вырванных из привычной среды и ищущих опору и защиту среди проверенных друзей, понятны. И их недоверие к этим подозрительным комиссарам тоже легко объяснимо и извинительно.

И, тем не менее, дети обязательно должны быть распределены по отрядам только так, как это решат комиссары. А решат они правильно, желая всем деткам одного только добра и ничего другого. И пусть позади их слышен ропот...

Не нужно тратить времени на доказательства своей правоты – дети все равно вас не слышат. Надо не раздумывая употребить власть. Слезы, представьте себе, очень быстро высохнут. В крайнем случае, если пара истеричек подхватит чемоданы и направится к воротам – не велика потеря.

Иногда, очень изредка, это бывает. Тогда я честно догоняю их у ворот и примирительно говорю: «Девчонки, мне кажется, мы все трое погорячились... все такое... » Но в одном отряде они все равно не будут… Потому что ни-зя!!!

Итак, в деле распределения по отрядам главное – суровая непреклонность. И совершенно ни к чему пытаться сразу детей обаять и во что бы то ни стало им понравится… Это не только не нужно, но и однозначно вредно. Наша любовь впереди, а пока лучше всего закрутить гайки и потуже, потуже...

Ну а как же их делить? Детей этих… по отрядам?

Мы считаем, что перво-наперво нужно развести по разным отрядам друзей-подружек, братьев-сестер, неразлучных одноклассников, словом – знающих друг друга. На сбор приезжают, прежде всего, приобретать новых друзей, а не продолжить интенсивное общение со старыми. Да и группа, сформированная из незнакомых друг с другом ребят, более управляема и более доброжелательна по отношению к другим отрядам. Дети умом это понимают, но тем не менее, с неистовым упорством цепляются за тех, кого уже знают. Их можно понять, но не простить. У нас своя правда.

Будьте садистами, будьте непоколебимы и глухи к мольбам!

А чтобы вознаградить себя за эту нервотрепку, ближе к вечеру (когда все утренние страсти уже останутся в далеком прошлом) подойдите к мальчику, который более всех возмущался несправедливостью распределения. С видом осознанной ошибки предложите ему перейти в любой другой отряд… Сто из ста – категорически откажется. Ему, видите ли, оказывается, достался лучший в мире отряд, и только последний кретин променяет его на какой-нибудь другой. «Ну а что ж ты тогда? » – с удовольствием спросите вы его. «Да дурак был» – ответит он вам.

Вспоминается один случай. Собрались мы как-то осенью провести сбор для старшеклассников одного из районов Воронежа. Ждали делегации из десяти школ, и предполагалось, что будет десять смешанных отрядов. Когда я после ЗУБОВ стал зачитывать отрядные списки – дети, как водится, запели хорошо знакомую песню: «Мы хотим все быть в одном отряде». Естественно, это произведение было, как всегда, пропущено мимо ушей, и Отрядные комиссары по очереди уводили на свои места свежеиспеченные отряды. Но минут через двадцать комиссары стали прибегать ко мне и в полной растерянности докладывать: «Они меняются, переходят из отряда в отряд… мы ничего не можем сделать… Давай, оставим, как они хотят? Пусть их…» В первую минуту я тоже сильно растерялся. Но слова «они хотят» вернули мне решительность, ибо из «я хочу» и «кто-то хочет» я всегда выбирал первое. Попросил вновь собрать всех в актовый зал. Передо мной сидело сто злых, ненавидящих меня детей. Я спросил их: «Чего это вы? » – и минут десять не мог вставить слово, захлестнутый подростковыми эмоциями. Мне как дважды два доказали, почему для общественного блага надо формировать отряды по школам: «Мы все друг друга знаем, так легче и вообще мы уже взрослые и такое насилие над личностями обидно и оскорбительно!.. » Наконец, мне дали сказать:

«Хорошо. Я вас понял. От себя лично и от имени комиссаров прошу у вас прощения за резкие движения, за неуважение к вашим чувствам и личностям. Только сейчас я до конца понял, как глубоко и искренне вы обижены нашим беспардонным поведением. Поэтому сейчас мы сделаем следующее: я и комиссары спустимся вниз, где еще лежат ваши рюкзаки. Вы останьтесь одни, посоветуйтесь и примите решение. Минут через двадцать одно из двух: или от вас спускается делегация и заявляет, что хоть мы тысячу раз неправы и это насилие, но все же вы согласны принять наш принцип распределения по отрядам или же вы спускаетесь все, берете рюкзаки, и мы идем на электричку. Третьего варианта не будет! »

Мы покинули зал, чтобы пережить внизу очень трудные минуты. Если сбор не состоится, то от Начальства последуют такие оргвыводы, что мало не покажется. Но и уступать было нельзя никак, ибо даже на первый взгляд более разношерстной компании история сборов еще не видывала. Но через десять минут к нам спустилась делегация и сообщила о согласии подчиниться произволу и глумлению над идеалами, потому что в школу все же неохота. Мы снова поднялись в зал. Я попросил их, чтобы всё, что они сейчас чувствуют, они написали на бумаге и отдали это мне. Дети стали зло вырывать из тетрадок листки и писать все, что они думают обо мне, о комиссарах и сборах вообще. Я собрал все листки и сказал: «Пока не буду их читать. Смотрите – все написанное кладу в этот большой жёлтый конверт и заклеиваю. Придет время, и мы этот конверт вскроем. А сейчас давайте начнем сбор». …Пролетело пять дней. Шло итоговое собрание. От каждого отряда выходили к микрофону представители и захлебываясь от эмоций, говорили, что… я лучше процитирую письмо одного ребенка, которое получил потом:

Илья, Воронеж

«Вчера закончился сбор... До сих пор не могу отойти от того кайфа, который получил на нем. Жалко. Не прошло даже суток, а я уже начинаю скучать абсолютно по всем и по всему... ХОЧУ ЕЩЁ!!! Мне ещё никогда не приходилось бывать в такой удивительно комфортной обстановке. Столько новых друзей! Никогда ещё не было так интересно и увлекательно общаться с единомышленниками. Хочу сказать огромное спасибо организаторам данного сбора, в особенности О. А. Ребята, вы звери! Ведь неправда ли? Эти люди за 5 прекрасных дней сделали так много для развития наших личностей, что мне просто хочется им сказать, чистое, человеческое СПАСИБО! Как же все-таки классно можно проводить время, получать радость от творчества и от общения!!! Остаюсь с любовью».

А потом на сцену вышел я, встреченный овациями и криками «спасибо». Коротка детская память. Они уже и думать забыли про желтый конверт. И когда я достал его, то люстры зашатались от воплей: «Не надо, не надо это читать! По-жа-луй-ста!!! » Желтый конверт был торжественно сожжен в ведре прямо на сцене… Сейчас это легко рассказывать, а тогда, в той обстановке было по-настоящему страшно сказать «нет».

Распределяем.

Для начала классифицируем детей по «первичным» признакам. Вполне согласен с тем, что нижеприведенная классификация абсолютно ненаучна, теоретически необоснованна и не опирается на психометрические замеры. Но нам она всегда была удобна и в практике безотказна. Каждый из вас вполне может расклассифицировать по-своему. Все приведенное ниже – только пример, и не более того.

Актеры. Раскованные, с хорошо поставленными голосами, явно будущие звезды сборовской сцены. Изо всех сил рвутся быть в центре внимания и чем больше звездятся, тем больше хотят еще. Готовьте им ошейники и цепи. Разбуди их ночью и начни предлагать выйти на сцену в роли Бабы-Яги, глядь – они уже гримируются.

Тихие лапочки. Ну, есть такие совершенно очаровательные детки. Скромные, но не застенчивые, милые и ласковые. Все больше молчат, но молчат легко, не напрягая. Их ни о чем не нужно просить дважды. Помню, как я вожатствовал в те еще годы и больше всего ненавидел вести педдневник, который у нас ежедневно проверяли. Но у меня в отряде была тихая лапочка Лена. Я бухнулся ей в ноги и попросил ее прикинуться вожатой и писать ежедневно в тетрадку все, что нужно было этой злыдне – Старшейвожатой. Лена отлично справилась... Тихие лапочки по-домашнему уютны, на них приятно отдыхает взор, их хочется прижимать к себе и баюкать, душу наполняет теплота, хочется верить в добро.

Дети. Хоть им уже по 14–16 лет, но в их облике и поведении еще много детского. Маленькие они какие-то и с чубчиками. Очень тут легко сбиться на сюсюканье, трудно подавить желание дать им игрушку и сделать «кызю-кызю», трудно вести себя с ними как с заматерелыми взрослыми, но нужно.

Женихи-невесты. Им тоже по 14-16, но они уже ого-го… На лицах написан поиск партнеров и чтоб побольше. С этими, вопреки сложившимся стереотипам, как раз особенных проблем не возникает. Им надо дать вкусить всё многообразие жизни – мол, не  этим единым… Сборы вообще хорошо лечат как донжуанские комплексы, так и комплексы Гадкого утёнка.

Оппозиция. Это те, которые попали сюда случайно, все спрашивают про свободное время и грозятся уехать. Задают провоцирующие вопросы «А киоск тут далеко? » Могут по привычке в первую ночь и смыться в этот киоск за пивом и сигаретами. Но именно на таких методика действует особенно наглядно. В конце сбора не устаешь на них дивиться: «Гляньте, гляньте, они умеют разговаривать без мата! »

Юнкомы. Явно выраженные положительные лидеры. Те, с кем работать легко, а потому даже не интересно, так как они сразу принимают все «на ура». Им сразу все нравится, и вообще они – это будущие комиссары, хотя потом, при встрече в городе, никогда не здороваются. Удивления достойно, но почти любой учитель вам подтвердит, что самые неблагодарные ученики – любимцы-отличники. Ну, а те, кто был сущим наказанием – всегда кидаются тебе навстречу, улыбаются и поздравляют со всеми восьмыми мартами. Помню, надуло к нам на сбор один подарочек по кличке Цурон. ( Сбт, но об этом позже). Сразу же украл деньги, напился, подрался, увезли с милицией. Потом, встречая меня на улицах, Цурон всегда кидался мне навстречу, жал руку и спрашивал: «Ну, как там сборы? »

 

Итак, автобус скрылся вдали, дети мнутся и хотят домой. Не давая им ни секунды на осознание суровой действительности, Дежурный комиссар делит их на две большие группы. Первая отправляется на мероприятие АПТ, которое нас пока не интересует, а вот со второй как раз и проводятся эти самые ЗУБЫ.

Прежде всего, каждому участнику ЗУБОВ вручается небольшая карточка, на которой он должен написать свои ФИ, возраст, школу, класс, район. Писать должно разборчиво, желательно печатными буквами и, нося этот листок, стараться не замызгивать его до непотребства.

Карточка может выглядеть, например, так:

 


Имя Фамилия _________________________

Возраст _________ лет

Имена тех, с кем хочешь быть в отряде:

_______________________________________

Школа _______________________

Ка Нж
Лт По
Ед Ню

Быть ему в отряде № _______

 

Вы, конечно же, сразу догадались, что таинственные буквы Ка – это Актеры, а Тл Тихие лапочки, По Оппозиция, Ед – Дети, Ню – Юнкомы, Нж – Женихи-невесты. Вы-то догадались, а вот для детей пусть эти таинственные знаки навсегда останутся тайной. (Иногда от руки комиссары могут сделать пометку – Сбт, но об этом позже. )

Если информация просочится, они вам покоя не дадут, все будут спрашивать: «А почему вы решили, что я отношусь к Детям? Немедленно извинитесь и отдайте мне мою куклу! »… Словом, тут нужна самая строжайшая конспирация. Ни дети, ни вы не перенесете удара, если эта тайна всплывет.

Как вы догадались, пункт Имена тех, с кем хочешь быть в отряде предназначен для того, чтобы поступить совершенно наоборот. Обманывать нехорошо? Да, но не согрешишь – не покаешься. Покаемся в конце сбора и прощены будем.

После вручения карточек дети снова разбиваются на группки, уже по шесть-семь человек, все равно как, чисто механически. Каждую группку берет один из комиссаров и водит от беседки к беседке, в строгой последовательности, чтобы не было пересечений.

В этих беседках сидят комиссары-собеседники. Их задача – пообщавшись с каждым ребенком около минуты, примерно определить, к какой категории тот скорее относится, а, определив (чисто субъективно, конечно), поставить в его карточке крестик напротив соответствующей пары букв.

Комиссары–собеседники должны заранее согласовать, о чем разговаривает с детьми каждый из них, чтобы не повторяться. Один расспрашивает о школе; второй – о несчастной любви; третий просит прочесть стишок; четвертый спорит, что лучшая группа – это «Сплин», а все остальное – ерунда; пятый подзуживает: «А слабо тебе со мной пофехтовать на этих шпагах? » и т. п.

По тому, как ребенок ведет себя во время этих бесед, и составляется субъективное комиссарское мнение.

Допустим, парнишка держит себя уверенно, охотно рассказывает о своих успехах в школьной самодеятельности, с удовольствием выполняет просьбу изобразить верблюда на льду. Скорее всего, он принадлежит к категории Актеры (Ка), поэтому поставим ему в карточку крестик напротив Ка. Вполне может быть, что у следующего комиссара сложится другое мнение. Следующий комиссар сочтет, что раскованное поведение этого симпатяги обусловлено успехом у девчонок, и он однозначно претендует на лавры главного жениха сбора. Считать так – неотъемлемое право комиссара-собеседника, пусть ставит крестик напротив Нж.

А если милая, застенчивая девочка на все вопросы отвечает только «да» и «нет» еле слышно, её путь в Лт. А если она и росточком мала и с косичками, конечно – в Ед.

А другая девочка не милая и не застенчивая. Её не нужно просить рассказать о себе, её нужно просить остановится. Она была на семи сборах, особенно ей понравился «Крылатый», на котором ее отряд в конкурсе знаменных групп занял… Стоп! Спасибо, спасибо… Вот тебе в карточку Ню и ступай, пожалуйста, дальше…еще дальше...

Ехидный взгляд, скептически сжатые губы, что-то тихо звякает в объемистой сумке. Это он, наш в будущем самый классный малый и преданный друг. Но пока он видит в вас ненавистного воспитателя, коих он многих повидал на своем подростковом веку и всех победил. Победил, потому что они подходили к нему индивидуально, вместо того, чтобы наслать толпу ровесников. Он – это самое интересное и захватывающее, это – По.

Часто при собеседовании комиссары заходят в тупик. Ну, куда, скажите на милость, поместить броско раскрашенную, зевающую девицу с зажигалкой в кармане, молчаливую как статуя, и, согласно анкете, многократного лауреата фестивалей авторской песни, а также командира городского штаба старшеклассников? А бритоголового парня с совершенно бандитской физиономией, наколками и с саксофоном в руках?

И последнее. Я не могу сказать, что я люблю каждого ребенка только потому, что он маленький, ну, нет у меня абстрактной любви к детям, что поделаешь. И поэтому, иногда комиссары делают на карточке особую пометку – Сбт. Это означает Тупая безмозглая скотина. Вот так-то.

Малообъективна, поспешна и весьма поверхностна будет комиссарская оценка. Но это не имеет абсолютно никакого значения. Во всей этой субъективности, как говорят музыканты, есть «кайф живой игры». Только то, что выходит сию секунду из-под пальцев маэстро, способно доставить нам наслаждение и достойно называться музыкой. Все, что смонтировано на компьютере – малосъедобный суррогат. Наука о человеке – самая неточная наука на свете, с постоянно меняющимися аксиомами.

Число комиссаров-собеседников должно быть равным числу групп. Подвергшись допросу у всех комиссаров, дети снова собираются в кучу и отправляются на большую поляну для участия в АПТ (при этом карточки у них отбираются), а на их место приходят только что отАПТешившиеся (им карточки вручаются).

Далее остается подсчитать, у кого в карточках каких крестиков больше и, не забывая учитывать возраст, пол и номер школы ребенка, определить его в соответствующий отряд. Обычно приходится раскладывать на столе целые пасьянсы, азартное, скажу вам, занятие.

Вытащим для примера из стопки одну из карточек.

 


Имя Фамилия _________________________

Возраст _________ лет

Имена тех, с кем хочешь быть в отряде:

_______________________________________

Школа _______________________

Ка Нж
Лт По
Ед Ню

Быть ему в отряде № _______

 

Так что Вадика Князева из Масловской школы № 7 мы отнесем к Актерам и запишем его в первый отряд, который для Актеров и предназначен. И ни в коем случае с ним в отряде не должны оказаться закадычные Ваня Пылаев и Антон Бочкарев.

С отрядами, в которых примерно все дети однотипные, работать методически легче, ибо меньше разброса в личных желаниях и темпераменте. Некоторые комиссары обожают работать с Оппозицией, других тянет к Детям, а третьим вынь да положь Юнкомов.

Есть, конечно, в таком подходе вышеупомянутые недостатки. Но что на этом свете однозначно хорошо и что однозначно плохо?..

В давние времена, когда ЗУБЫ еще не существовали в проекте, бывало, зайдешь в какой-нибудь отряд и видишь: стоят в орлятском кругу шесть девочек-невест, которым охота покурить и пять маленьких мальчиков, имеющих желание поиграть в песочке. Работайте, комиссар.

Вообще хоть убей, никогда не понимал принципа разновозрастных отрядов. Сторонники такого формирования приводят, как правило, один великий аргумент: старшие, дескать, будут ухаживать за младшими, и будет в отряде много счастья… Я это так рельефно себе представляю: с утра до ночи по территории лагеря бродят счастливые старшеклассники и неустанно заплетают косички и подтягивают штанишки не менее счастливым малышам.

 

Вы еще не забыли, что в это же самое время на другом конце лагеря параллельно идет АПТ? Посмотрим, что это такое.

 

 

Зубы. «Зеленый гусь»

 


 

 

АПТ

 

Мальчик с бритой головой и косичками.

И. Ильф

 

Название придумалось мне, когда я ехал в вагоне московского метро и услышал, как одна москвичка в сердцах сказала в сторону мужчины провинциального вида: «А понаехали тут!.. » Сокращенно, стало быть, получается – АПТ.

Это самое первое дело сбора проводится с целью творческой акклиматизации и не оставляет детям никаких иллюзий. Веселенькая увертюра, символ того, что всегда будет так и никак иначе. Еще ни один ребенок не видел своей койки, не знает, в каком он отряде и где туалет, а его уже хвать – и в атмосферу. Зачем?.. А чтоб сразу… Чтоб и не мечтал… Несмотря на сильную незамысловатость этого самого АПТ – вреда от него еще никто не доказал, польза же очевидна.

Ирина, Петрозаводск

«Насчет АПТ, пожалуй, все верно: кто удивил – у того и власть…»

А ведь очень верно подмечено. Во все те же давние времена, когда и АПТ еще не было, а отряды формировались в первые секунды заезда, отмечались частые случаи шовинистических настроений одних отрядов по отношению к другим. (Имеется в виду первый день сбора. ) С тех пор, как мы стали проводить АПТ – эти явления напрочь исчезли.

А само мероприятие такое простое, что даже стыдно его описывать.

Значит, дети, прошедшие медосмотр или ЗУБЫ, отводятся на большую поляну и делятся на команды по 7–12 человек (методом жребия) Каждой команде предлагается посовещаться несколько минут и придумать себе название и девиз. Ведущий предупреждает, что название и девиз должны потрясти всех своей оригинальностью и, самое главное, названия должны быть максимально длинные, а девизы донельзя короткие.

Например:

Команда. Имени Величайшего мастера комедийного жанра, артиста всех времен и французов месье Луи де Фюнеса.

Девиз. Уи! Авек плезир.

 

Или:

Команда. Непробиваемые борцы за сохранение Нашего Зеленого Друга, а также его защиты от вырубки, потрав, пожаров и прочих вредителей.

Девиз. Топор бросай, да!

 

Или:

Команда. Мета-синхро-пози-клини-фазо-би-квадратион злого гения, профессора всех наук Вепршека Гугучека.

Девиз. Рискнем!

 

Кроме того, во время совещания каждой команде нужно выбрать из своих рядов:

а) интеллектуала;

б) красавицу;

в) силача;

г) певца и композитора.

Затем на поляне, где проходит АПТ, начинается сам конкурс.

 

1-й конкурс. На лучшее название.

Первая команда скандирует свое название и девиз. Неожиданно Ведущий предлагает всем остальным командам снова посовещаться и задать первой команде по одному Каверзному Вопросу. После того как на все вопросы получены ответы, наступает черед второй команды и т. д.

В конкурсе побеждает не та команда, которая придумала самое интересное название и остроумный девиз, а задавшая наиболее каверзный вопрос. Капитану команды-победительницы вручается ценный приз – сосновая шишка с бантиком.

Определять победителя могут:

а) специальное жюри;

б) мудрейший дуб (т. е. комиссар, наряженный соответствующим образом);

в) сам ведущий;

г) техничка лагеря тетя Дуся;

д) каждая команда называет победителя данного конкурса (после себя,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...